Административное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:59, курс лекций

Описание работы

Административное производство представляет собой определенный законами и подзаконными актами порядок процессуального обеспечения законных прав и интересов юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти, другими государственными (муниципальными) органами и их должностными лицами.

Работа содержит 1 файл

АП.docx

— 35.22 Кб (Скачать)

Административным и уголовным  правом статус ограниченно дееспособных граждан не урегулирован, эта правовая категория обоснована гражданским  правом. Описание сходных признаков, свидетельствующих об имущественной  или иной ответственности данной категории лиц, содержится в КоАП и УК.

В соответствии со ст. 23 УК лицо, совершившие преступление в состоянии  опьянения, вызванном употреблением  алкоголя, наркотических средств  или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Совершение правонарушения в состоянии  опьянения также может быть признано обстоятельством, отягчающим ответственность  за административные проступки (ст. 35 КоАП). В отличие от КоАП УК содержит на этот счет императивное предписание: в  соответствии с ч. 1 п. «д» ст. 63 УК привлечение лиц, находящихся в состоянии опьянения, к совершению преступления квалифицируется как признак, отягчающий ответственность.

Асоциальное поведение ограниченно  дееспособного гражданина может  инициировать развитие необратимых  патологических изменений психики: в этом случае лицо может быть признано невменяемым или недееспособным.

Ограниченная дееспособность, невменяемость и недееспособность представляют собой пограничные  правовые категории частного и публичного права, отражающие психоэмоциональный статус гражданина и 

 

>>>244>>>

свидетельствующие о его  физической подверженности противоправным действиям.

Моральный вред, причиненный  административным проступком, нарушает личные имущественные и неимущественные  права граждан и подлежит денежной компенсации в размере, определяемом судом (ст. 151, п. 2 ст. 1099 ГК).

При определении размеров компенсации суд должен учитывать  степень вины причинителя, но только в тех случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. Независимо от наличия признаков вины моральный вред подлежит возмещению при незаконном наложении двух видов взысканий - административного ареста или исправительных работ, а также при совершении административных правонарушений, когда вред причинен здоровью гражданина источником повышенной опасности (например, транспортными средствами - ст. 80, 81, 103 - 115 КоАП и др.), или когда моральный вред причинен распространением через электронные или печатные СМИ сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина (например, при совершении административных проступков, предусмотренных ст. 403, 408 КоАП).

Одним из важнейших морально-этических  критериев, которыми руководствуется  суд при определении размера  денежной компенсации, является степень  физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными  особенностями лица, которому причинен вред. Моральный вред, сопряженный  с указанными последствиями, может  быть причинен многими административными  правонарушениями (см., например, ст. 44, 45, 158, 1642, 1643, 165 КоАП). Нанесение ущерба здоровью граждан вследствие совершения административных проступков, связанных с нарушением ветеринарно-санитарных правил (гл. 9 КоАП), правил эксплуатации транспортных средств (гл. 10 КоАП), а также при совершении отдельных административных правонарушений, посягающих на общественный порядок (ст. 158, 159, 161 - 164, 1642, 1643 КоАП) и на установленный порядок управления (ст. 165, 165* КоАП) может повлечь и причинение морального ущерба в виде физических страданий. Нравственные страдания могут быть сопряжены с физическим воздействием на потерпевшего либо с моральным принуждением, не связанным с применением силы. Вредоносный фактор может быть обусловлен асоциальными действиями лица, находящегося в состоянии опьянения, в этом случае правонарушитель воздействует на морально-этические устои жизни законопослушных граждан, мировосприятие которых несовместимо с подобными деяниями.

При квалификации морального вреда необходимо также учитывать  индивидуальные особенности потерпевшего (ст. 151, п. 2 ст. 1101 ГК). Их наличие может  быть основанием для определения  многих администра- 

 

>>>245>>>

тивных проступков, особенно в тех случаях, когда диспозиция правовой нормы содержит упоминание о нравственных критериях бытия. К таким правонарушениям относятся мелкое хулиганство (ст. 158 КоАП), признаками которого является нецензурная брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам; распитие спиртных напитков (ст. 162 КоАП), когда следствием их употребления является оскорбляющий человеческое достоинство и общественную нравственность вид правонарушителя; неповиновение либо злостное неповиновение представителям власти (ст. 165, 1655, 1658 КоАП) и другие проступки. При рассмотрении субъективных особенностей потерпевшего квалификация факта отсутствия состава правонарушения возможна в тех случаях, когда в хулиганских действиях участвуют несколько лиц, причиняющих взаимный вред друг другу. - как правило, в таких ситуациях трудно выявить потерпевшего, поскольку нарушители общественного порядка могут и не осознавать вредоносности и противоправности деяний и являются соучастниками административного правонарушения.

Особую специфику имеет  производство по делам об административных правонарушениях в части возмещения морального вреда, вызванного действиями средств массовой информации (ст. 40 и 408 КоАП). В этом случае потерпевший  вправе требовать судебного опровержения порочащих его честь, достоинство  и деловую репутацию сведений, если распространитель таких сведений не докажет, что они соответствуют  действительности.

В таких случаях можно  выявить следующие особенности  возмещения морального вреда:

1)  компенсация морального вреда не обусловлена наличием правоспособности и гражданской дееспособности физического лица, по требованию заинтересованных лиц защита чести и достоинства гражданина возможна и после его смерти, т.е. в тех случаях, когда правоспособность и дееспособность лица прекращены;

2)  пострадавший вправе требовать публичного опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, в распространивших эти сведения СМИ, а также опубликования своего ответа в тех же СМИ. Суд устанавливает порядок опровержения ad hoc;

3) если должностные лица  СМИ уклоняются от выполнения  решения суда, последний вправе  наложить на нарушителя штраф,  взыскиваемый в доход средств  федерального бюджета в размере  и порядке, предусмотренных процессуальным  законодательством.

Правонарушитель в этом случае несет административную ответственность  имущественного характера, предусмотренную  ст. 40 , 408 КоАП, а также аналогичную  материальную ответственность в  виде штрафа. На- 

 

>>>246>>>

ряду с указанными последствиями  возникает и имущественная ответственность  нарушителя по денежной компенсации  морального вреда;

4) действующее гражданское  законодательство допускает возмещение  морального вреда, причиняемого  в указанных случаях, не только  физическим, но и юридическим  лицам. Последние вправе требовать  компенсации морального вреда,  наступившего в результате противоправных  действий, нанесших ущерб деловой  репутации юридического лица.

Таким образом, обязательной компенсации в денежном эквиваленте, определяемом судом, подлежит не только имущественный вред (его возмещение предусматривает действующий КоАП), но и моральный.


Информация о работе Административное производство