Административное правонарушение,его состав,виды составов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:58, реферат

Описание работы

Отрицательное отношение к требованиям законов является источником
правонарушений. Правонарушение - это безразличное отношение к законам,
невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов
общественных отношений.

Содержание

Введение.......................................................................3
Глава 1. Понятие и состав административного
правонарушения........................................................5
§ 1. Понятие административного правонарушения...................5
§ 2. Состав административного правонарушения.....................8
Глава 2. Отграничение административных
правонарушений от преступлений и
дисциплинарных проступков................................14
Глава 3. Понятие и основные черты
административной ответственности,
отличие административной ответственности
от других видов юридической ответственности..17
Заключение....................................................................24
Библиография..................................................................26

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 61.82 Кб (Скачать)

урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной

ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение

ущерба общественным отношениям возможно путем:

n   причинением  вреда субъектом общественных  отношений (например, доведение

несовершеннолетнего до состояния опьянения);

n   путем воздействия  на вещь, по поводу которой  возникло общественное

отношение (уничтожение  полезной для леса фауны);

n   путем устранения  себя из общественного отношения,  что влечет неисполнение

обязанностей (уклонение  от подачи декларации о доходах).

2. Объективная сторона административного правонарушения  - это действие

или бездействие, запрещенное нормами административного  или иных отраслей права

и за которое установлена административная ответственность. Действие

предполагает активное поведение, в основе которого лежит  сознательное

телодвижение. Рефлекторные движения или непроизвольные движения свидетельствуют

об отсутствии состава административного правонарушения. Бездействие - это

пассивное поведение в основе которого лежит неисполнение какой-либо

обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов.

Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много  правонарушений, основанных

на пассивном  противоправном поведении.

О наличии объективной  стороны административного правонарушения можно говорить

только в том  случае, если в основе действия или  бездействия лежало

сознательное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если

вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического

принуждения, так  что у правонарушителя не было выбора между неправомерным и

правомерным поведением.

Иногда законодательство связывает наступление административной

ответственности с такими признаками, как неоднократность  и повторность.

3. Субъект административного правонарушения.

Субъектом административного  правонарушения могут быть (в отличие  от

уголовного права) как физические так и юридические лица.

     Ответственность физических лиц. Меры административной ответственности

могут быть применены  как к гражданам Республики Казахстан, так и к иностранным

гражданам и лицам  без гражданства. Административная дееспособность возникает с

16 лет.

Не подлежит, согласно действующему законодательству, административной

ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия

либо бездействия  находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло

отдавать отчет  в своих действиях или руководить ими вследствие хронической,

душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия

или другого болезненного состояния.

Кроме того, законодательство допускает ограничение административной

ответственности. То есть, хотя формально лица и подлежат административной

ответственности, однако в силу закона они к таковой не привлекаются.

Например, административный арест не может быть применен к  беременным

женщинам. Ограничения  административной ответственности  устанавливаются для

судей, прокуроров, депутатов представительных органов  власти и др.

     Административная ответственность юридических лиц. Возможность привлечения

юридических лиц  к административной ответственности  является серьезной

проблемой. Поскольку  зачастую законодатель чаще всего применительно  к

юридическим лицам  употребляет термин “ответственность в административном

порядке” что не является непосредственно административной ответственностью.

Решение проблемы об упорядочении административной ответственности  нам видится

в формировании единой системы ответственности юридических  лиц, в которую бы

вошли такие институты  как ответственность за правонарушения в сфере финансов,

ответственность за нарушение земельного, водного, космического, лесного и иного

законодательства  и т.д.

     4. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона  административного правонарушения показывает психическое

отношение нарушителя к совершенному деянию и его последствиям.

К административной ответственности применяются классические формы вины,

отраженные в следующей таблице:

                                                                      Таблица 1.

                             

                                                     Прямой умысел

    

     Формы                                    Косвенный умысел

     вины

                                                 Неосторожная самонадеянность

    

 
   
 

                                                        Неосторожная небрежность

Деяние считается  совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало

антисоциальность своих действий или бездействий, предвидело их общественно-

опасные последствия  и желало их наступления.

Косвенный умысел будет иметь место если лицо, осознавая противоправность

своих действий, предвидело и сознательно допускало наступление  негативных

последствий. К  примеру, при совершении мелкого  хищения чужого имущества лицо

сознает, что оно  незаконно безвозмездно, с корыстной  целью завладевает чужой

собственностью, предвидит  и желает наступление имущественного ущерба.

Неосторожность  в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо

предвидело возможность  наступления последствий своего общественно-опасного

деяния, но легкомысленно  рассчитывало их предотвратить. Когда  же лицо не

предвидело возможность  наступления таких последствий,  но могло и должно было

их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.

Если лицо не могло  или не должно было предвидеть наступление  последствий,

речь  идет об отсутствии административного правонарушения.

Необходимо отметить, что большинство составов административных проступков

может совершаться  как с неосторожной, так и с  умышленной формой вины.

Итак, административное правонарушение - это посягающее на государственный

порядок, государственную  или общественную собственность, права  и свободы

граждан, на установленный  порядок управления противоправное, виновное действие,

либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная

ответственность.[1]

К числу административных правонарушений относятся проступки, посягающие: на

общественный порядок (мелкое хулиганство, появление в  общественном месте в

пьяном виде, нарушение тишины и др.); установленный порядок управления

(злостное неповиновение  законному требованию работника  милиции или народного

дружинника, нарушение  правил административного надзора, паспортной системы,

пограничного режима и др.); на собственность (мелкое хищение  чужого

имущества, нарушение  права государственной собственности  на недра, леса,

животный мир  и др.)

                     Глава 2. Отграничение административных                    

                        правонарушений от преступлений  и                       

                            дисциплинарных проступков                           

В зависимости  от характера правонарушений и санкций  за их совершение

правонарушения  делятся на преступления и проступки.

По мнению ряда ученых, преступлениями называются (как  уже говорилось выше)

общественно опасные  виновные деяния, предусмотренные уголовным

законодательством, а проступками  называются виновные противоправные деяния, не

являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.

[2] Ряд ученых, рассматривая данный вопрос, исходили из того, что только

преступление обладает свойством общественной опасности, а все прочие

правонарушения  таким качеством не обладают.[3]

Отдельные специалисты  полагают, что общественной опасностью обладают только

преступления, а  правонарушения - общественной вредностью.

[4]

В настоящее время  практически общепризнанно, что  главное отличие

правонарушений  заключается в различной степени  общественной опасности,

которая определяется различными обстоятельствами:

n   характером  наступивших последствий совершенного  деяния;

n   мотивами  и целями совершения деяния;

n   формой  вины;

n   неоднократностью  совершения деяния.

Различие в степени  общественной опасности  - основной признак, по которому

административное  правонарушение отграничивается от преступления и других

правонарушений. Он определяет социальную природу каждого  вида правонарушений.

Однако между  указанными правонарушениями имеются  и иные различия, производные

от основного: по характеру противоправности и по юридическим последствиям.

Так административное правонарушение, в отличие, например от преступления не

обладает уголовной  противоправностью и характеризуется  административной

противоправностью, то есть нарушает нормы административного  права.

Отличие административного  правонарушения от иных правонарушений по их

юридическим последствиям заключается в том, что  преступление влечет за собой

такие специфические  последствия, как уголовное наказание  и судимость и

характеризуется личным характером. И не могут быть подвергнуты уголовному

наказанию, например, юридические лица. В отличие от этого, административному

наказанию могут  быть подвергнуты не только физические, но и юридические лица,

о чем говорилось выше.

Административные  деликты, обладая признаками общественной опасности, в то же

время существенно  отличаются от преступлений степенью вредности. Бытующее

Информация о работе Административное правонарушение,его состав,виды составов