Административное правонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 14:43, реферат

Описание работы

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.

Содержание

Введение 3
1. Понятие административного правонарушения и его признаки 5
2. Юридический состав административного правонарушения 11
3. Виды административных правонарушений 19
4. Отграничение административного правонарушения от преступления и от дисциплинарного проступка 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

      Объективная сторона всякого административного правонарушения подразумевает под собой совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление совершаемого правонарушения.

      Прежде всего, всякое административное  правонарушение - это деяние, т.е.  действие или бездействие. Данный  признак объективной стороны  может дополняться такими юридически  значимыми характеристиками, как  длящийся характер, неоднократность,  систематичность и т.д. Например, со свойством длящегося характера  правонарушения, которое подразумевает  непрерывность совершения деяния  в течение определенного времени,  связана проблема возможности  повторного привлечения к административной  ответственности за одно и  то же правонарушение. Так, лицо, управляющее транспортным средством  с нарушением Правил дорожного  движения в форме отсутствия  одного из номерных знаков, может  быть привлечено к административной  ответственности несколько раз  в течение одного дня.

      Деяние связано с другими признаками  объективной стороны и, прежде  всего, с последствиями деяния  и причинной связью между деянием  и последствиями. Далеко не  всякий состав административного  правонарушения содержит указание  на последствия деяния, как на  квалифицирующий признак деяния. В этом случае состав правонарушения  является формальным, и для привлечения  к ответственности не обязательно  устанавливать наличие причиненного ущерба и причинную связь между действиями субъекта и данным ущербом. Примером формального состава можно считать состав, сформулированный в ст. 17.3 КоАП РФ: неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Таким образом, само по себе неисполнение, независимо от его последствий, является административно наказуемым деянием.

      Однако, существует и ряд материальных  составов, обязательным признаком  объективной стороны которых  являются последствия и причинная  связь. Так, ст. 19.16 КоАП РФ установлена  наказуемость умышленного уничтожения  или порчи удостоверения личности  гражданина (паспорта) либо небрежного  хранения удостоверения личности  гражданина (паспорта), повлекшего утрату  удостоверения личности гражданина (паспорта). В данном случае для  привлечения субъекта к ответственности  за указанное правонарушение  следует доказать наличие последствия  в виде утраты удостоверения,  а также причинную связь между  утратой и поведением субъекта  административного правонарушения.

      Дополнительными признаками объективной  стороны административных проступков  могут служить признаки места,  времени, обстоятельств совершения  правонарушения, орудия, средства, способа  его совершения и т.д.

     Таким образом, выяснение общего состава  административного право- нарушения  имеет весьма важное практическое значение. Во-первых, оно ориентирует органы, устанавливающие административную ответственность, на то, чтобы формулируемые  ими конкретные составы административных правонарушений соответствовали его общим признакам. Во-вторых, общий состав не позволяет правоохранительным органам при оценке деяний, которые квалифицируются как административные правонарушения, отнести к разряду преступлений.

 

    1.   Виды административных правонарушений

    Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому  применяется комплексный критерий классификации видов административных правонарушений, который включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (строительство, транспорт и т.д.).

    На  основе данного критерия все виды административных правонарушений объединены в следующие классификационные группы:

    1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.  К ним, в частности, относятся:  нарушение права гражданина на  ознакомление со списком избирателей,  участников референдума; подкуп избирателей; нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания; нарушение законодательства о труде и об охране труда; неисполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего и т.д.

    2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Это, например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией; незаконное занятие частной медицинской практикой; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде; незаконный оборот либо хранение наркотических средств и т.д.

    3. Административные правонарушения  в области охраны собственности.  Они включают: самовольное занятие  земельного участка; самовольную  добычу янтаря; пользование недрами  без разрешения; самовольное занятие  участка лесного фонда; уничтожение  или повреждение чужого имущества;  мелкое хищение и т.д.

    4. Административные правонарушения  в области охраны окружающей  природной среды и природопользования. Это - сокрытие или искажение  экологической информации; порча земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение правил лесопользования и т.д.

    5. Административные правонарушения  в промышленности, строительстве  и энергетике. К ним относятся:  нарушение требований промышленной  безопасности; нарушение требований  нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей и т.д.

    6. Административные правонарушения  в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель. Это, например, нарушение правил борьбы с  карантинными, особо опасными и  опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных и т.д.

    7. Административные правонарушения  на транспорте. Они включают: действия, угрожающие безопасности движения  на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности  полетов; действия, угрожающие безопасности  движения на водном транспорте; безбилетный проезд и т.д.

    8. Административные правонарушения  в области дорожного движения. К ним, в частности, относятся:  управление транспортным средством,  не зарегистрированным в установленном  порядке; управление транспортным  средством водителем, не имеющим  при себе документов, предусмотренных  Правилами дорожного движения; управление  транспортным средством водителем,  находящимся в состоянии опьянения; нарушение Правил дорожного движения пешеходом и т.д.

    9. Административные правонарушения  в области связи и информации. Это, например, самовольное проектирование, строительство, изготовление или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение правил защиты информации; повреждение телефонов-автоматов и т.д.

    10. Административные правонарушения  в области предпринимательской  деятельности. Они включают: осуществление  предпринимательской деятельности  без государственной регистрации  или без специального разрешения; незаконную продажу товаров, свободная  реализация которых запрещена;  нарушение законодательства о  рекламе; нарушение порядка ценообразования; обман потребителей и т.д.

    11. Административные правонарушения  в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг. К  ним, в частности, относятся:  нарушение срока постановки на  учет в налоговом органе; нарушение  сроков представления налоговой  декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля; незаконные сделки с ценными бумагами и т.д.

    12. Административные правонарушения  в области таможенного дела. К  ним, в частности, относятся:  незаконное перемещение товаров  и транспортных средств через  таможенную границу РФ; недекларирование  либо недостоверное декларирование  товаров и транспортных средств;  нарушение режима зоны таможенного  контроля и т.д.

    13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной  власти. Это невыполнение законных  требований члена Совета Федерации;  воспрепятствование деятельности  Уполномоченного по правам человека  в РФ; неисполнение распоряжения  судьи или судебного пристава; незаконное ношение государственных наград и т.д.

    14. Административные правонарушения  в области защиты Государственной  границы РФ и обеспечения режима  пребывания иностранных граждан  и лиц без гражданства на  территории Российской Федерации. К ним относятся: нарушение режима Государственной границы РФ; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение иммиграционных правил и т.д.

    15. Административные правонарушения  против порядка управления. Они  включают: самоуправство; неповиновение  законному распоряжению сотрудника милиции, либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации и т.д.

    16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность. Это  мелкое хулиганство;  демонстрирование фашистской атрибутики; нарушение требований пожарной безопасности; стрельба из оружия в неотведенных для этого местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения и т.д.

    17. Административные правонарушения  в области воинского учета.  К ним относятся: непредставление  в военный комиссариат списков  граждан, подлежащих первоначальной  постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове  их по повестке военного комиссариата  или иного органа, осуществляющего воинский учет и т.д.

    Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам  исполнительной власти, должностным  лицам и гражданам четко и  предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой основе обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление борьбы с административными  правонарушениями и укрепление законности в стране. 

    1. Отграничение  административного  правонарушения от преступления и от дисциплинарного проступка

    Российская  правовая система охраняется тремя  видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а также дисциплинарные взыскания.

    Первое  сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок. Во-вторых, они установлены федеральными законами. В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия. В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, которые вправе делать это. В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.

    В условиях режима законности очень важно  различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.

Информация о работе Административное правонарушение