Административное правонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, которое посягает на государственный или гражданский порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Содержание

I. Понятие административное правонарушение и его признаки.

II. Особенности административной ответственности.

III. Юридический состав административного проступка. Понятие объекта и объективной стороны проступка. Её признаки: место, время, способ. Субъект административного проступка и его виды. Физическое, юридическое лицо. Специальный субъект. Субъективная сторона.

IV. Заключение.

V. Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Контр!2.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Американцы не выделяют процессуальные нормы из своего административного права. Но эти нормы  являются  в нем доминирующими. Административная процедура в США представляет собой фактически итого юридической практики по защите адвокатами интересов  частных лиц,  недовольных действиями административных учреждений. Жалобы этих лиц рассматривались судами, которые обычно  всегда  становились  на сторону потерпевших, если не соблюдалась  справедливая процедура. А самой справедливой считалась та, которая применялась  в судах. Английские и американские суды на протяжении  веков совершенствовали  порядок принятия к своему производству и рассмотрения дел и действительно сделали  его максимально справедливым  в рамках системы господства права, господства  равных прав при неодинаковых возможностях  отдельных лиц - изобретение человечества, может быть, не абсолютно совершенное, но наилучшее в его истории. Это судебное правотворчество  нашло свое закрепление в Конституции США, в частности, в  V и XIV поправках к ней. В XIV поправке также говорится о надлежащей правовой процедуре, но уже применительно к штатам. При этом такая процедура обязательно включает в себя, по мнению американских юристов, два элемента:  оповещение и слушание, т.е. оповещение всех заинтересованных лиц о предстоящем рассмотрении их дела и предоставление им возможности участвовать в его рассмотрении.

В США, Великобритании, Франции и многих других развитых странах суды стали главными творцами административного и административно-процессуального права. Часто они имели дело с недостаточным, а нередко с противоречивым и неясным  законодательным регулированием административной  деятельности и поэтому стали дополнять, уточнять и прояснять действующее законодательство.

В цивилизованных странах суды обладают высшей юридической властью, поскольку согласно писаным законам или обычаям они являются последней инстанцией, разрешающей споры о праве. Их толкование законов и других  нормативных  актов является самым авторитетным и окончательным. Юристы, изучающие право или практикующие, прежде всего, анализируют судебную практику. В выступлениях судей, постановлениях судов дается  основательный  анализ  норм Конституции, законов, подзаконных  актов, судебной практики, трудов видных ученых. И это часто бывает достаточным для того, чтобы уяснить себе, какую позицию  занять по тому или иному спорному вопросу права.

Согласно  параграфа 551  пятого раздела Свода законов США, в качестве  обязательного участника  административного процесса выступает  административное учреждение. Круг административных учреждений определен методом исключения и институционально, и функционально. Институционально к их числу относятся все правительственные органы, кроме Конгресса США, судов, обычных и третейских, органов управления  столичным округом, территориями и владениями США, военных судов, комиссий и органов управления в районах боевых действий или на оккупированных территориях.  Таким образом, участниками административного процесса со стороны государства могут быть только органы исполнительной власти. Далее, к числу административных относятся только те учреждения исполнительной власти, которые наделены полномочиями  принимать властные решения о правах и обязанностях частных лиц. Такие решения оформляются в виде  нормативных актов,  называемых обычно правилами, и в виде индивидуальных актов - приказов, издаваемых по итогам рассмотрения отдельных  дел  конкретных частных лиц. Соответственно, из числа  самостоятельных  участников административного  процесса исключаются публичные корпорации и органы исполнительной власти, выполняющие  вспомогательные, совещательные функции, например, учреждения, входящие  в состав Исполнительного управления президента.

Таким образом, федеральными административными  учреждениями США являются 12 департаментов и несколько десятков  независимых ведомств [17].

Американцы приложили большие усилия к тому, чтобы сделать административный процесс открытым, доступным для всех заинтересованных лиц, для широкой общественности, с тем, чтобы оградить население от произвола бюрократии. Это делается путем широкого  информирования граждан о том, чем администрация занимается, контролем граждан за заведенными на них делами путем проведения открытых  заседаний  коллегиальных органов и открытых слушаний в учреждениях нормотворческих и квазисудебных дел. Граждане имеют также права на получение от учреждения указателя всех актов, которые должны быть опубликованы или предоставлены в распоряжение  граждан. На все эти материалы учреждение может ссылаться в суде,  выступая против частного лица, только в тех случаях, когда они были внесены в указатель и опубликованы или открыты для  свободного к ним доступа либо  соответствующему лицу было “своевременно и действительно” сообщено об их содержании.

Отказ в выдаче документа может быть обжалован вышестоящему должностному лицу, а затем в суд. В суде дело о неправомерных   действиях  учреждения имеет приоритет перед всеми другими делами, кроме особо важных, и рассматривается “незамедлительно и быстро”. Дело рассматривается судом по существу, и бремя доказывания своей невиновности лежит на учреждении. При неисполнении приказа  суда о выдаче ходатаю  требуемых им документов виновное должностное лицо может быть наказано судом за неуважение.

Открытые слушания, устраиваемых администрацией, являются особенностью американского нормотворческого процесса. Великобритания и многие другие страны не знают ничего подобного. По порядку ведения  их можно разделить на неформальные  и формальные. Первые  из них  в значительной степени  аналогичны слушаниям  в комитетах легислатуры. На слушаниях  формальных (или состязательных) присутствуют, как правило, две тяждущиеся стороны, и они принимают характер судебных заседаний со всеми их требованиями в отношении доказательств, допросов, заявлений, ведения протокола и т.д.

Административный судья наделен широкими правами  по ведению  слушания, во многом аналогичными тем, которыми обладает судья в гражданском процессе. На слушании частное лицо имеет право высказываться устно,  представлять доказательства, оспаривать  доказательства, предоставленные противной стороной, используя перекрестный  допрос и другие подходящие  средства, требовать, чтобы решение основывалось лишь на известных  ему доказательства., пользоваться  помощью  адвоката. Все происходящее на слушании, а также решения судьи отражаются в протоколе: выступления сторон, их предложения, процедурные постановления, полученные или рассмотренные доказательства, официально известные факты, оценка сторонами доказательств,  проекты  решений и возражения против них,  любое решение, мнение или доклад лица, председательствующего  на слушании, все служебные меморандумы и данные, переданные судье служащим  учреждения в связи с рассмотрением дела. Административное решение должно быть обоснованно.

Обоснование решения дисциплинирует учреждение, заставляя его тщательнее рассматривать все факты по делу и принять решение, соответствующее этим фактам. Оно также облегчает учреждению соблюдение прецедентов, если фактические обстоятельства по делу совпадают. Далее,  оно позволяет сторонам по делу и другим заинтересованным лицам понять ход рассуждений должностных лиц, вынесших решение, и либо принять меры для обжалования решения, либо воздержаться от него. И наконец, обоснование решения облегчает  задачи суда,  проверяющего дело по жалобе. Учреждение обычно заинтересовано в том, чтобы его решение  было хорошо аргументировано, так как иначе оно  может быть отменено судом как необоснованное. В случае принятия учреждением иного решения, нежели ранее вынесенное по аналогичному делу,  суды требуют, чтобы администрация  объясняла в решении подобного изменения политики причины.

Административное право в развитых странах  приобрело современную цивилизованную  форму главным образом вследствие решающего участия в административном процессе судов. Уберите контроль  судов над администрацией, и мы получим не административное право, а административный произвол.  В правовом государстве политический процесс, включая административный, если возникает спор о праве, заканчивается в суде. Одна угроза отмены судом незаконного  решения администрации заставляет ее в большинстве случае действовать в рамках закона.

В США контроль над администрацией судов базируется на ст. III Конституции, которая наделяет суды полномочиями выносить окончательные решения по всем правовым спорам,  включая и споры, в которых США является стороной.

При возникновении спора между частным лицом и администрацией  встает вопрос: кто, учреждение или суд, должен разрешить этот спор, т.е. кто из них имеет так называемую  первичную юрисдикцию. Согласно доктрине первичной административной юрисдикции,  учреждение имеет приоритет перед судом при разрешении вопросов факта в сфере, в которой оно является специалистом. Однако первоначальная юрисдикция исключительно по вопросам права, т.е. того, насколько верно учреждение истолковывает  и применяет норму права, принадлежит судам.  Вместе с тем, часто  бывает трудно решить,  является ли тот или иной вопрос  исключительно вопросом права.  В такого рода случаях суды предоставляют администрации возможность высказываться первой.

К числу важнейших  в проблематике административного права относится вопрос о масштабе судебного контроля. На протяжении  многих лет  среди американских юристов шли ожесточенные споры между сторонниками  рассмотрения судом административного дела “заново” и приверженцами  ограниченного контроля, заключающегося в проверке судом лишь юридической стороны дела.

На примере США мы имеем образец тщательного и всестороннего процессуального регулирования всех видов административной деятельности. В итоге  в этой стране имеет место формализация (или, как говорят американцы, судьилизация)  административного процесса.  С одной стороны,  она ведет  к его удлинению и удорожанию, но, с другой - достигается главная цель,  ради которой формализация проводится:  демократизация этого процесса, охрана прав всех заинтересованных лиц, и прежде всего частных, перед лицом могущественной бюрократии, недопущение административного произвола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Учебник "Административное право". М., 1992.

2. Советское   административное   право.   Учебник.    М.: Юрид.лит-ра, 1990.

3. Комментарий к Основам Законодательства Союза ССР и  союзных   республик   об   административных  правонарушениях.  М.: Юр.лит-ра, 1983.

4. Комментарий  к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. М.: Юр.лит-ра, 1989.

5. Д.И.Бернштейн.  Правовая  ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения. Ташкент. -1989.

6. Юридический энциклопедический словарь.  2-е изд.,  доп.-М.: Сов. энциклопедия, 1987.

7. Н.С.Малеин.  Правонарушение:  понятие, причины, ответственность. -М., "Юридическая литература". 1985.

8. С.С.Алексеев.  Общие  дозволения  и общие запреты в советском праве. -М., "Юр. лит-ра". -1989.

9. С.Н.Братусь.  Юридическая ответственность и законность. -М. "Юр. лит-ра". -1976.

10. О.Э.Лейст.  Санкции  и  ответственность  по советскому праву. -М., Издательство МГУ. -1981.

11. Л.Н.Ковалев.  Правонарушения и закон.  "Правоведение". -1991., N 1.

12. А.И.Денисов. Общая теория правонарушения и ответственности. -Л., Изд. Ленинградского университета. -1983.

13. Л.С.Явич и др.  Теория государства и права.Изд.Ленинградского университета 1987.

14. С.С.Алексеев.  Проблемы  теории  государства  и  права Москва Юридическая литература 1987.

 

Варламов Виктор Константинович                                                        Ю – 21



[17] . См. перечень департаментов и важнейших независимых ведомств: Административное право зарубежных стран. М.1996 нс.10-12.


Информация о работе Административное правонарушение