Административное право Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Роль и место административного права в правовой системе Японии претерпели значительные изменения за последние пятьдесят лет. О существовании административного права в его современном понимании в Японии до послевоенных правовых реформ 1945-1952 гг. можно говорить с определенной долей условности. Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) сосредоточила всю полноту государственной власти в руках императора (тэнно). Организация государственного управления регламентировалась преимущественно императорскими рескриптами.

Работа содержит 1 файл

Адм.право Японии.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

      В законах о статусе министерств  в самой общей форме определяются основные формы административного руководства: рекомендации (канкоку), требования (ёсэй), советы (дзёгон) и посредничество (тюкай). Не установлена и регламентированная процедура административного руководства. "Рекомендации" могут даваться в любой форме, в том числе устной. При прочих равных условиях это обстоятельство затрудняет судебное разбирательство противозаконных административных действий. Выделяют три основные разновидности административного руководства 

  1. регулятивное;
  2. примирительное;
  3. поощрительное.
 

      В первом случае органы публичной администрации  посредством административного  руководства ограничивают деятельность одной из сторон в публичных интересах  или в целях защиты прав и законных интересов другой стороны. При этом регулятивное административное руководство может осуществляться и когда административные органы наделены законодательством властными полномочиями для урегулирования данных общественных отношений, и когда закон не предоставляет им таких полномочий. Так, например, в соответствии с Законом о стандартах в строительстве лицо (юридическое или физическое), приступающее к возведению здания или иного строения, должно в предварительном порядке представить строительный план соответствующему административному агентству по контролю за строительством, которое по различным причинам (например, возведение здания на месте, предлагаемом строителем, создало бы помехи для теле- и радиовещания) может рекомендовать перенести стройку на другое место. Административное агентство, наделенное в соответствии с Законом о стандартах в строительстве властными полномочиями вплоть до запрещения строительства, на практике прибегает к ним только тогда, когда строитель игнорирует предложения перенести стройку в другое место. 
 

      Три основные разновидности административного руководства не являются взаимоисключающими и могут сочетаться друг с другом. Так, например, административное руководство, стимулирующее развитие конкретного сектора производства (поощрительное руководство), одновременно ограничивает активность конкурирующих производств (регулятивное руководство). 

      Административно-правовая доктрина исходит их того, что административное руководство не должно нарушать законы и постановления. 

      В основании системы источников административного  права находится Конституция Японии - верховный закон страны, в котором закреплены основы государственного управления. 

      Среди законодательных актов, регулирующих деятельность государственной администрации, выделяется группа основных законов. Основные законы определяют общее направление правовой политики и правовые принципы в соответствующей сфере, а конкретные мероприятия регулируются "обычными" законами. К числу основных законов в административном праве относятся Закон о кабинете министров. Закон об организации государственного управления, Закон о государственных служащих, Закон о местном самоуправлении и некоторые другие законодательные акты. 

      К разряду обычных законов могут  быть отнесены законы о статусе министерств  и ведомств, в которых устанавливаются  структура, штаты, основные задачи центральных органов публичной администрации, механизмы межведомственной координации, а также многочисленные законы об отраслевом регулировании. Последние подразделяются на постоянные и временные (так называемые законы о временных мерах). Постоянными законы называются в том случае, если они содержат нормативы постоянной регламентации (ограничения на открытие новых предприятий, принудительная специализация в отраслях инфраструктуры, стандарты техники безопасности, строительные нормативы и др.). Временные законы предусматривают льготные режимы, действие которых ограничено во времени и направлено как на приоритетные отрасли, так и на "структурно больные" отрасли, нуждающиеся в помощи для их свертывания. 

      В современном административном праве  Японии существует разветвленная система правовых норм, предназначенных для осуществления полицейско-репрессивных целей. Японские юристы называют административно-правовые акты, содержащие подобные нормы, законодательством в области общественного спокойствия (тиан риппо). К числу таких актов относятся Закон о предотвращении подрывной деятельности (предусматривает административно-правовые ограничения в отношении реализации конституционных прав на собрание, объединение в союзы, коллективные действия, свободы печати и др.), Закон о силах самообороны. Закон об охране оборонной тайны. Закон о выполнении чинами полиции служебных обязанностей. Закон о дорожно-транспортном движении и др. Принимаемое японским парламентом законодательство в области общественного спокойствия дополняется постановлениями об общественной безопасности (коан дзёрэй), представляющими собой решения муниципальных собраний. 

      Японское  административное законодательство не кодифицировано в отличие от уголовного, гражданского, торгового, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального. Административно-правовые нормативные акты собраны в Сборнике действующих законов и постановлений, который издается Бюро юридических исследований при Министерстве юстиции. Кроме того, нормативные акты в области административного права содержатся в Полном собрании шести законов (или просто - "Шесть законов" - сборники законодательства, выпускаемые ежегодно с конца XIX в., получили название "Шесть законов", поскольку имели подразделения в соответствии с конституцией и пятью кодексами), публикуемом различными частными издательствами. 

      Значительная  часть источников административного  права представлена различными подзаконными актами. Их количество практически  не поддается учету. Во исполнение конституции  и законов кабинет министров принимает правительственные указы. К числу подзаконных актов в Японии относятся приказы министерств и других государственных ведомств, правила органов, действующих при правительстве, а также правила исполнительных органов муниципалитетов. Муниципальные собрания в пределах законом установленной компетенции могут принимать нормативные акты местного значения - положения. 

      Важную  роль в регулировании сферы государственного управления играют заключенные Японией  международные договоры. Они особенно эффективно используются в качестве инструмента государственного управления экономикой и внешней торговлей.

Информация о работе Административное право Японии