Административное право в системе российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Предназначение административного права…………………………………….5

1.1 Общественные отношения, регулируемые административным правом……5

1.2 Понятие административного права, его функции и принципы……………..8

1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11

2 Административное право в системе российского права……………………..19

2.1 Система административного права и его источники……………………….19

2.2 Связь административного права с другими отраслями…………………….24

Заключение………………………………………………………………………...27

Список использованных источников…………………………………………….29

Список сокращений……………………………………………………………….31

Приложение А……………………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курс. Адм.право как отрасль права.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Предназначение административного  права…………………………………….5

     1.1 Общественные отношения, регулируемые  административным правом……5

     1.2 Понятие административного права,  его функции и принципы……………..8

     1.3 Предмет и метод административного права………………………………...11

     2 Административное право в системе  российского права……………………..19

     2.1 Система административного права  и его источники……………………….19

     2.2 Связь административного права  с другими отраслями…………………….24

     Заключение………………………………………………………………………...27

     Список  использованных источников…………………………………………….29

     Список  сокращений……………………………………………………………….31

     Приложение  А……………………………………………………………………..32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Первостепенной  задачей любой правовой науки  является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

     Административное  право как одна из отраслей правовой системы Российской Федерации объективно связано с таким социальным явлением, которое в общем виде обычно обозначают как управление. Таким образом, термин латинского происхождения  (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе управленческой деятельности и занимается административное право. А поскольку управленческая деятельность и ее регулирование играют заметную роль в жизни российского общества, особую актуальность приобретает вопрос об административном праве как отрасли российского права. Этим и объясняется выбор темы данной курсовой работы «Административное право как отрасль права».

     Актуальность  избранной темы работы определяется также реформированием государственной  службы в Российской Федерации и, естественно, проводимой административной реформой, которая в той или иной степени затрагивает многие отрасли правовой науки и права, и в первую очередь, административного права, как права управления, сердцевины регулирования отношений между гражданским обществом, гражданами, их организациями и государством.

     Административная  реформа, особенно процесс ее осуществления, являются одним из неоспоримых доказательств социально-политической и правовой ценности административного права, необходимости высокого уровня его знания, и прежде всего, юристами. Процесс административной реформы обусловливает повышение требований к изучению административного права, одновременно усложняя задачу изучения.

     Целью работы является общая характеристика административного права как одной из важнейших отраслей права в России, регулирующей широкий круг общественных отношений и не имеющей четко очерченных границ своего воздействия.

     Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи: рассмотреть предмет административного права, его составляющие, функции и методы административного права, общественные отношения, регулируемые административным правом, раскрыть место административного права в системе российского права, дать характеристику системы административного права и его связь с другими отраслями права и др.

     Формирование  в нашей стране основ правового  государства требует создания такой правовой системы, которая не опровергала бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеет применение принципа системности права в целом. Системный подход к структуре права предполагает четкое определение функций различных отраслей права. Поэтому в работе будут рассмотрены функции и принципы административного права как одного из элементов правовой системы РФ.

     Определенное  место в работе будет отведено краткой характеристике основных источников российского административного права и особенностей метода административно-правового регулирования общественных отношений, а также определению места административного права в системе российского права и его взаимосвязи с другими отраслями права РФ.

     При написании работы были использованы точки зрения на административное право как отрасль права многих ученых-административистов, таких как А.А.Кармолицкий, А.П.Алехин, В.С.Четвериков, А.Б.Агапов, И.Ш.Килясханов, Е.М.Ашмарина, А.М.Кононов, Ю.А.Тихомиров, Н.М.Конин, Д.Н.Бахрах, В.М.Манохин и др. 
 

     1 Предназначение административного  права 

     1.1 Общественные отношения,  регулируемые административным  правом 

       Как известно, право является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Право в нормативной форме должно отражать требования, меру поведения, установленную и охраняемую государством1.

     По  мере развития общества нормы права, регулирующие однородные отношения, складывались в отрасли права. Так появились гражданское, семейное, конституционное, уголовное, административное и иные отрасли права, каждая из которых имеет свой предмет и метод, позволяющие различать самостоятельные отрасли права.

     Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Базовыми общественными отношениями, которые регулирует административное право, являются организационные отношения, возникающие в процессе формирования и осуществления государственного управления. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых норм.

     Сам термин «административный» означает в  переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», имеющий государственный, властный характер2. По своей сути административное право – это не что иное, как государственное управленческое право, реализующее публичный правовой характер большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями.

     Таким образом, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения, возникающие между субъектом управления (управляющим) и объектами управления (управляемыми). Через управленческие отношения реализуются функции и задачи, стоящие перед органами власти, государством и обществом в целом. В связи с этим различают управление социальное (государственное и общественное), биологическое и техническое. В любом из них управление носит властный характер, но только государственное управление имеет государственно-властный характер.

     Государственное управление – это сознательное и  целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

     Таким образом, возникновение, формирование и развитие административного права связано с публичным и, прежде всего, с государственным управлением. Оно предназначено для регулирования управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти. Административное право с помощью административно-правовых норм регулирует также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), обслуживающих их аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления и иных государственных органах, а также управленческие отношения. Возникающие в сфере негосударственного управления, например, в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления.

     Характер  конкретных управленческих отношений  зависит от многих факторов, в том числе от целей деятельности субъектов, избранных способов их достижения. По сфере возникновения различают управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления (внутренние управленческие отношения), и отношения этих органов с их объектами управления (внешние управленческие отношения).

     Таким образом, административное право регулирует с помощью административных норм управленческие отношения в сфере государственного управления. Возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений обусловлено исполнительно-распорядительной деятельностью органов государственного управления, имеющей властный характер. Предназначением органов государственного управления, уполномоченных ими должностных лиц является реализация общегосударственных (публичных) прав и обязанностей. Непременным участником административного отношения является орган государственного управления (публичный орган): федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство, государственные органы, осуществляющие властную, исполнительно-распорядительную деятельность и другие публичные органы, наделенные специальными властными полномочиями.

     Административные  отношения различаются как по содержанию, так и по субъектному  составу (статусу их участников).

     Субъекты  административного отношения наделены различными правами и обязанностями. Полномочия (права и обязанности) органа государственного управления при этом доминируют. Это означает, что другой участник отношения обязан исполнить адресованное ему законное требование. Правомерность (легитимность, законность) такого требования обусловлена содержанием прав, обязанностей административного органа, определенных законом. В то же время административный орган обязан исполнить правомерное требование другого участника общественного отношения: стороны административно-правового отношения в этих случаях не находятся в организационной подчиненности друг другу.

     В административно-правовом отношении  может принимать участие субъект  частного права (гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность). К такого рода отношениям относятся лицензионные, регистрационные отношения.

     Субъектами  административно-правового отношения  могут быть только публичные органы, между которыми складываются субординационные или внешние отношения3.

     Таким образом, предмет административного  права образуют довольно разнообразные общественные отношения, которые не позволяют лаконично определить как его предмет. Однако, нет сомнения в том, что основу предмета административного права образуют управленческие отношения, которые возникают в процессе формирования и осуществления организующей деятельности органов государственного управления и органов местного самоуправления, направленной на исполнение законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов в различных сферах и отраслях российского общества4.

     Административное право регулирует не только собственно управленческие отношения, но и устанавливает различные виды административно-правовых режимов, а также регламентирует некоторые другие отношения5. В то же время следует отметить, что административное право регулирует не только управленческие отношения. Административные нормы-дефиниции, нормы, определяющие круг субъектов, на которых распространяется действие нормативных правовых актов, закрепляющие требования к содержанию фактической деятельности тех или иных работников, и т.п. регулируют иные, не управленческие отношения. 

     1.2 Понятие административного  права, его функции и принципы 

     Административное  право как понятийная категория  означает, прежде всего, государственно-управленческое право, публичную отрасль права, т.к. объектом регулирования его норм и правил являются, как было отмечено выше, управленческие отношения, складывающиеся в основном в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, и другие управленческие отношения, в которых властным субъектом управления всегда выступает государственный орган исполнительной власти, государственного управления, их должностное лицо или законодательно уполномоченный общественный орган.

     Административное  право понимают как науку, как  учебную дисциплину и как отрасль права.

Информация о работе Административное право в системе российского права