Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами - писал в 1929г. В. Хоболевский. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.

Содержание

Введение.
Понятие административного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения в сфере государственного управления.
а) Источники ( формы выражения) административного права.
б) Роль и значение административного права в регулировании общественных отношений.
в) Роль административного права для МВД РФ.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат. Административное право как отрасль права.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

Иначе строится административно - правовое регулирование. Очень часто нормами четко  определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правовые отношения, каковы будут права и обязанности сторон. , так, отношения граждан, связанные с получением паспорта, призывом на военную службу, получение прав на управление транспортом, возникают при заранее определенных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридической нормой.

 

Особенности предмета обуславливают специфику  метода регулирования.

 

Административное  право закрепляет юридическое неравенство  субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Нам административно - правовое регулирование управления обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

 

В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей, закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры и другое. Административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них демократии. Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность. Это довольно четко просматривается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

 

Административное  право - целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и социальных. А в целом отрасль создает специфический административно - правовой режим регулирования.

 

Под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность прав.

 

Вот основные направления, регулирующие общественные отношения.

 

Источники административного права.

 

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.

 

Источниками административного права являются акты государственных органов, в  которых содержатся административно - правовые нормы.

 

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.

 

Для правовой регламентации управления нужно большое число законов  и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.

 

Существует  значительное число чисто административно - правовых источников. Но много смешанных многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административного и уголовного).

 

В зависимости  от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической  силе все источники административного  права нужно разделить на несколько типов:

 

I. Акты  Советов народных депутатов;

 

Законы ( Конституция РФ и Конституции  республик, входящих в РФ, Основы законодательства, Законы, кодексы);

 

 

 

Решения краевых, областных, окружных, районных, городских и т.д.;

 

 

II. Акты  государственной администрации;

 

Указы, распоряжения Президента;

 

 

 

Постановления, распоряжения Совета министров;

 

 

Приказы, постановления министров, государственных  комитетов и других ведомств;

 

 

 

Постановления, распоряжения глав администраций;

 

 

Приказы, постановления иных органов управления;

 

 

 

Приказы руководителей государственных  предприятий, учреждений.

 

 

К этому  классу нормативных актов относятся  также акты органов исполнительной власти республик, входящих в РФ ( Президента, правительства, министерства и других органов республики).

 

III. Союзные  акты ( акты органов бывшего СССР). Существование третьего типа  источников связано с тем, что  вплоть да начала 1992 года в  числе источников административного  права преобладали акты высших  и центральных органов СССР. После  распада СССР эти акты продолжают действовать на территории РФ при двух условиях:

 

если  еще не приняты соответствующие  нормативные акты РФ.

 

 

 

если  они не противоречат российскому  законодательству.

 

 

IV. Международные  акты. В соответствии с Конституцией  РФ общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ. Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.

 

Единого административного кодекса нет  и его невозможно создать.

 

Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

 

Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

 

В чем  же заключается основная доминирующая роль источников права в формах выражения  административного права.

 

Под источниками административного  права понимают различные формы  его выражения, в которых норма  административного права понимается как различные формы его выражения, в которых норма административного права проявляет все властно - регулирующие воздействия на общественные отношения.

 

Закрепление и утверждение источников права  происходит с помощью форм управленческой деятельности.

 

Формы управленческой деятельности есть высшее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления на основании источников административного права.

 

Различные формы управленческой деятельности выражают, по существу, ее содержание, дают представление о том, как  практически решаются управленческие задачи, выполняются функции управления, т.е. как осуществляется сама управленческая деятельность.

 

Так как органы государственного управления осуществляют свои функции непосредственно от имени государства, формы их деятельности регламентируются правом. Административно - правовые нормы, которыми определяется правовое положение данного органа, практически определяют все формы его деятельности. Тем самым все эти формы подчиняются интересам и целям исполнительно - распорядительной деятельности.

 

Конкретные  действия органов управления ( должностных лиц) разнообразны. В определенных случаях они влекут определенные юридические последствия. Это имеет место при установлении обязательных правил поведения, осуществления властно - распорядительных полномочий, административной юрисдикции ( например, положение административных взысканий) и т.п.

 

Такого  рода действия всегда нуждаются в  юридическом высшем выражении, т.е. в правовой форме. Другие действия органов управления не нуждаются в такой форме, являются организационными и соответственно облекаются в неправовые формы. Их нередко называют организационными формами управленческой деятельности.

 

Для правовых форм управленческой деятельности характерно то, что они всегда регламентируются правом ( например, порядок издания  юридических актов управления).

 

Они могут влечь за собой возникновение  конкретных административно - правовых отношений ( например, издание индивидуального  акта управления). Для неправовых форм административно - правовые нормы устанавливают лишь общую процедуру их совершения ( например, порядок созыва и проведения различного рода конференций и совещаний).

 

Неправовые  формы непосредственно не выступают  в роли юридического объекта, влекущего  за собой возникновение административно - правовых отношений.

 

Издание правовых актов - специфическая форма исполнительно - распорядительной деятельности, поскольку ее назначение - исполнение законов, а также решений Советов.

 

В силу того, что закон содержит общие  нормы и правила поведения, он не в состоянии охранить все стороны  общественной жизни, заранее урегулировать общественные отношения с исчерпывающей полнотой. Поэтому возникает необходимость в конкретизации и детализации этих общих норм на стадии их исполнения. Такого рода полномочия в соответствующем объеме представляются органами государственного управления. Осуществляемая ими по этому направлению деятельность характеризуется, как административное правотворчество, т.е. издание нормативных актов на основе и во исполнение законов. В некоторых случаях в его содержание входит регулирование управленческих общественных отношений, не урегулированных общими нормами права.

 

Издание ненормативных актов - основная юридическая  форма исполнительно - распорядительной деятельности. Ее сущность состоит в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно решают с помощью юридических средств конкретные дела, возникающих в последствие юридической практики. Это - административное распорядительство, т.е. применение к конкрентным обстоятельствам прямых велений закона и других норм Российского права, прежде всего административного права. В этих целях издаются индивидуальные юридические акты.

 

Административное  право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в РФ механизма исполнительной власти.

 

На  содержание административного права  существенное влияние оказывают те процессы, которые происходят сейчас в России, прежде всего в экономической области, что неизбежно сказывается и на характере административно - правового регулирования.

 

Однако, как очень четко отметил Г. Брэбан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из - под сферы административного правового контроля. И ваше административное право есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека.

 

Служебная роль административного права - юридического спутника исполнительной власти - сохраняется в период реформации государственных институтов. И не сокращается, а наоборот, в так называемый переходный период массив подзаконных административно - правовых норм имел тенденцию к своему расширению. С большой долей достоверности можно утверждать: в условиях различия рыночных отношений соответствующим способом меняются формы и методы осуществления исполнительной власти. Такого рода изменения затрагивают прежде всего содержание административного права, не лишая его роли одного из необходимых и в новых условиях юридических регуляторов общественных отношений. В качестве такого рода процессов можно назвать, например, сокращение масштабности административно - правового регулирования, отнесенного к совместному ведению РФ и субъектов федерации; существенное возрастание роли региональных регуляторов; увеличение значимости норм - программ и рекомендательных норм, равно как и административно - правовых дозволений; выход на всех уровнях государственной организации и т.п.

 

Во  многих случаях административное право  не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора.

 

Следствием  данной особенности существующей правовой системы являются проникновение административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - практическое наличие управленческих по своей природе отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно - правовых по своей сути норм.

 

Административное  право закрепляет организационные  формы активного участия общественных организаций в управлении государственными и общественными делами, в работе аппарата управления, в контроле за его деятельностью оформляет их правовой статус в этой сфере общественных отношений. Существенная роль норм административного права в регулировании положения личности в сфере государственного управления, в обеспечении реализации и конституционных прав и свобод и выполнении ими конституционных обязанностей перед обществом, в охране административно - правовыми средствами законных интересов и прав человека, в обеспечении его участия в управлении государством.

Информация о работе Административное право как отрасль права