Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

12 июня 1990 года новый российский парламент, выражая волю гра-ждан, провозгласил государственный суверенитет России на всей террито-рии и заявил о решении создать правовое демократическое государство.
Одним из шагов к правовому государству стало официальное провоз-глашение принципа разделения властей. В связи с этим меняется, несомнен-но, и административное право.

Содержание

Введение.
1. Понятие административного права как отрасли права, регулирующей об-щественные отношения в сфере государственного управления.
а) Источники ( формы выражения) административного права.
б) Роль и значение административного права в регулировании обществен-ных отношений.
в) Роль административного права для МВД РФ.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат Административное право как отрасль права.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Административное право - целостная система правовых норм и ин-ститутов. Их объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые опреде-ления, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует су-бординация норм разной юридической силы, общих и социальных.  А в це-лом отрасль создает специфический административно - правовой режим ре-гулирования.

“ Под юридическим режимом следует понимать особую, целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфиче-скими приемами регулирования - особым порядком возникновения и форми-рования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную совокупность прав”. 

Вот основные направления, регулирующие общественные отношения.

Источники административного права.

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выраже-ния. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, пара-графы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат пра-вовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выра-жения.

Источниками административного права являются  акты государст-венных органов, в которых содержатся административно - правовые нормы.

Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множе-ство источников юридических норм. Это детерминировано предметом от-расли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необ-ходимостью своевременного юридического опосредования социальных про-цессов, объективной потребностью исполнительной власти.

Для правовой регламентации управления нужно большое число зако-нов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.

Существует значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновре-менно могут быть нормы разных отраслей права ( например, административ-ного и уголовного).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а зна-чит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:

I. Акты Советов народных депутатов;

1)  Законы ( Конституция РФ и Конституции республик, входящих в РФ, Основы законодательства, Законы, кодексы);

2)  Решения краевых,  областных, окружных, районных, городских и т.д.;

II.  Акты государственной администрации;

1)  Указы, распоряжения Президента;

2)  Постановления, распоряжения Совета министров;

3)  Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других ведомств;

4)  Постановления, распоряжения глав администраций;

5)  Приказы, постановления иных органов управления;

6)  Приказы руководителей государственных предприятий, учрежде-ний.

К этому классу нормативных актов относятся также акты органов ис-полнительной власти республик, входящих в РФ ( Президента, правительст-ва, министерства и других органов республики).

III. Союзные акты ( акты органов бывшего СССР). Существование третьего типа источников связано с тем, что вплоть да начала 1992 года  в числе источников административного права  преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада СССР эти акты продолжают дей-ствовать на территории РФ при двух условиях:

1)  если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ.

2)  если они не противоречат российскому законодательству.

IV. Международные акты. В соответствии с Конституцией РФ “ об-щепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан РФ”. Международными актами, например, ре-гулируются некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможен-ного контроля, дорожного движения.

Единого административного кодекса нет и его невозможно создать.

Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.

Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.

В чем же заключается основная доминирующая роль источников пра-ва в формах выражения административного права.

Под источниками административного права понимают различные формы его выражения, в которых норма административного права понима-ется как различные формы его выражения, в которых норма административ-ного права проявляет все властно - регулирующие воздействия на общест-венные отношения.

Закрепление и утверждение источников права происходит с помощью форм управленческой деятельности.

Формы управленческой деятельности есть высшее практическое вы-ражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления на основании источников административного права.

Различные формы управленческой деятельности выражают, по суще-ству, ее содержание, дают представление о том, как практически решаются управленческие задачи, выполняются функции управления, т.е. как осущест-вляется сама управленческая деятельность.

Так как органы государственного управления осуществляют свои функции непосредственно от имени государства, формы их деятельности регламентируются правом. Административно - правовые нормы, которыми определяется правовое положение данного органа,  практически определяют все формы его деятельности. Тем самым все эти формы подчиняются инте-ресам и целям исполнительно - распорядительной деятельности.

Конкретные действия органов управления ( должностных лиц) разно-образны. В определенных случаях они влекут определенные юридические последствия. Это имеет место при установлении обязательных правил пове-дения, осуществления властно - распорядительных полномочий, админист-ративной юрисдикции ( например, положение административных взыска-ний) и т.п.

Такого рода действия всегда нуждаются в юридическом высшем вы-ражении, т.е.  в правовой форме. Другие действия органов управления не нуждаются в такой форме, являются организационными и соответственно облекаются в неправовые формы. Их нередко называют организационными формами управленческой деятельности.

Для правовых форм управленческой деятельности характерно то, что они всегда регламентируются правом ( например, порядок издания юридиче-ских актов управления).

Они могут влечь за собой возникновение конкретных административ-но - правовых отношений ( например, издание индивидуального акта управ-ления).  Для неправовых форм административно - правовые нормы устанав-ливают лишь общую процедуру их совершения ( например, порядок созыва и проведения различного рода конференций и совещаний).

Неправовые формы непосредственно не выступают в роли юридиче-ского объекта, влекущего за собой возникновение административно - право-вых отношений.

Издание правовых актов - специфическая форма исполнительно - распорядительной деятельности, поскольку ее назначение - исполнение за-конов, а также решений Советов.

В силу того, что закон содержит общие нормы  и правила поведения, он не  в состоянии охранить все стороны общественной жизни, заранее уре-гулировать общественные отношения с исчерпывающей полнотой. Поэтому возникает необходимость в конкретизации и детализации этих общих норм на стадии их исполнения.  Такого рода полномочия в соответствующем объ-еме представляются органами государственного управления. Осуществляе-мая ими по этому направлению деятельность характеризуется, как админист-ративное правотворчество, т.е. издание нормативных актов на основе  и во исполнение законов. В некоторых случаях в его содержание входит регули-рование управленческих общественных отношений, не урегулированных общими нормами права.

Издание ненормативных актов - основная юридическая форма испол-нительно - распорядительной деятельности. Ее сущность состоит в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции само-стоятельно решают  с помощью юридических средств конкретные дела, воз-никающих в последствие юридической практики. Это - административное распорядительство, т.е. применение к конкрентным обстоятельствам прямых велений закона и других норм Российского права, прежде всего администра-тивного права. В этих целях издаются индивидуальные юридические акты.

Административное право охватывает своим регулятивным воздейст-вием широкие области государственной и общественной жизни, что предо-пределяется многообразием практического проявления действующего в РФ механизма исполнительной власти.

На содержание административного права  существенное влияние ока-зывают те процессы, которые происходят сейчас в России, прежде всего в экономической области, что неизбежно сказывается и на характере админи-стративно - правового регулирования.

Однако, как очень четко отметил Г. Брэбан,  нет таких секторов обще-ственной жизни, которые выпадали бы целиком из - под сферы “ админист-ративного правового контроля”. И ваше “ административное право есть пра-во  живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека”.

Служебная роль административного права - “ юридического спутни-ка” исполнительной власти - сохраняется в период реформации государст-венных институтов. И не сокращается, а наоборот, в так называемый пере-ходный период массив подзаконных административно - правовых норм имел тенденцию к своему расширению. С большой долей достоверности можно утверждать: в условиях различия рыночных отношений  соответствующим способом меняются формы  и методы осуществления исполнительной вла-сти. Такого рода изменения затрагивают прежде всего содержание админи-стративного права, не лишая его роли одного из необходимых и в новых ус-ловиях юридических регуляторов общественных отношений. В качестве та-кого рода процессов можно назвать, например, сокращение масштабности административно - правового регулирования, отнесенного к совместному ве-дению РФ и субъектов федерации; существенное возрастание роли регио-нальных регуляторов; увеличение значимости норм - программ и рекоменда-тельных норм, равно как и административно - правовых дозволений; “ вы-ход” на всех уровнях государственной организации и т.п.

Во многих случаях административное право не только защищает об-щественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора.

Следствием данной особенности существующей правовой системы  являются “ проникновение” административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - практическое наличие управленческих по своей природе отношений в сфе-рах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодатель-стве имеется пусть небольшое, но определенное число административно - правовых по своей сути норм.

Административное право закрепляет организационные формы  актив-ного участия общественных организаций в управлении государственными и общественными делами,  в работе аппарата управления, в контроле за его деятельностью оформляет их правовой статус в этой сфере общественных отношений. Существенная роль норм административного права в регулиро-вании положения личности в сфере государственного управления, в обеспе-чении реализации и конституционных прав и свобод и выполнении ими кон-ституционных обязанностей перед обществом, в охране административно - правовыми средствами законных интересов и прав человека, в обеспечении его участия в управлении государством.

Специфика задач охраны общественного порядка обуславливает ос-новную направленность деятельности органов внутренних дел, так как именно им приходится общаться с гражданами, должностными лицами и т.д. В связи с этим сотрудники милиции получают правовой статус представите-лей власти.

Успешная охрана общественного порядка и борьба с преступностью требуют беспристрастной и четкой, быстрой и оперативной работы  всех служб и аппаратов сверху донизу, слаженности их взаимодействия, беспре-кословного подчинения приказу. Это достигается особым порядком внут-ренней организации органов внутренних дел, в основе которого лежит осо-бая дисциплина. Особая служебная дисциплина тесно связана с единонача-лом, состоящем в сосредоточении в руках начальников органов внутренних дел общего руководства, все это связано с административным правом.

В заключении следует отметить, что административное право частица нашего общества. Все здесь взаимосвязано и постоянно взаимодействует. Спектр деятельности административного права очень широк, поэтому и его роль и значение для регулирования общественных отношений тоже велико.

 

 

Использованная литература:

1. Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993.

2. Ноздрачев А.Ф. Административное право. Фундаментальный курс. М., 1992.

3. Ю.М. Козлов Советское административное право. М., 1984.

4. А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право РФ. 1994.



Информация о работе Административное право как отрасль права