Административное право и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответству¬ющие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленчес¬кого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя органи¬зационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосу¬дарственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

Введение
1. Понятие административного права, его предмет, цели, принципы и функции
2. Производство по делам об административных правонарушениях
3. Административная ответственность и виды взысканий
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная по праву Таня.docx

— 70.80 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Республики Беларусь

     УО  «Витебский государственный колледж  культуры и искусств» 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     По  предмету «Основы права»

     Тема: Административное право и административная ответственность 
 
 
 
 

                                                                           Выполнила учащаяся

                                                         гр. НС   -13 (1) З\О 
                                                                  Пронько Т.В.                        

                                                                                   Проверил  Лепкова И.С.   
 
 
 

     Витебск – 2011

ПЛАН

 
 

Введение

1. Понятие административного  права, его предмет, цели, принципы  и функции

2. Производство  по делам об административных  правонарушениях 

3. Административная  ответственность и виды взысканий 

Заключение

Литература

Введение

 

    Административное  право занимает особое место в  системе правового  регулирования, поскольку выступает необходимым  и важным инструментов управления социальными  процессами в обществе. Ему присущи  соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. 

    Административное  право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти.

Наиболее  тесную связь административное право  имеет с государственным правом,которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. 

    Административное  право тесно связано также  и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны  например, (договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют го

сударственно-служебные отношения. 

    Административное  право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями  права. 

    Таким образом, анализ взаимодействия административного  права с другими отраслями  права позволяет установить, что  его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения  в сфере государственного управления. 

    Предложенная  ниже тема - "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми - ГОСУДАРСТВОМ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие административного  права, его предмет, цели, принципы и функции

  Административное  право представляет собой отдельную  отрасль права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе практической реализации распорядительно - исполнительной деятельности органов государственного управления. Общественные отношения такого рода, отличающиеся широким многообразием, составляют предмет административного права. Как вытекает из определения, административное право является публичным. Оно выполняет регулятивную роль в сфере государственного управления и представляет собой юридическую форму реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией РБ и действующим законодательством на субъектов исполнительной власти. Основополагающим источником административного права является Конституция РБ, в которой содержаться нормы определяющие систему органов государственного управления, принципы государственного управления, основные обязанности и права граждан в данной сфере.

  Отличительными  чертами административного  права являются:

  1. наличие собственного предмета регулирования - общественных отношений, связанных с организацией и функционированием исполнительной власти;
  2. наличие собственного административного метода регулирования;
  3. наличие особой отраслевой системы норм;
  4. существование особого административно-правового режима;
  5. множественность источников административно-правовых норм, среди которых велика роль подзаконных актов;
  6. большое разнообразие субъектов административного права;
  7. органичное сочетание материальных и процессуальных норм;
  8. специфические цели и принципы.

Основные  цели административного  права можно определить так:

     1) создание условий для эффективной  деятельности административной (исполнительной) власти как важного инструмента  обеспечения потребностей граждан,  общества, государственного аппарата;

     2) обеспечение демократической организации  исполнительной власти;

     3) создание в сфере управления  условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод;

     4) обеспечение защиты граждан и  общества от административного  произвола, от злоупотреблений,  некомпетентности, своеволия аппарата  государственного управления.

  Принципы  административного  права:

  • Принцип приоритета интересов человека перед интересами общества и государства основан прежде всего на содержании Конституции Республики Беларусь, в частности ст. 2 , где указано, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Принцип, заложенный в данной статье, находит своё отражение в иных актах системы административного права, законах, декретах, постановлениях и т.д.
  • Принцип компетентности органа, принимающего административный акт определяет полномочия органа в принятии им управленческих решений.
  • Принцип законности в административном праве вытекает из самой природы административного права как правовой отрасли. Он также имеет конституционную основу и касается всех участников административно-правовых отношений. В частности, на это указывает ст. 7 Конституции, где записано, что «государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства». В ст. 52 сказано, что «каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать её Конституцию, законы и уважать национальные традиции».
  • Принцип эффективности административного права построен на утверждении, что правовые нормы и акты правоприменительной деятельности в сфере административного права являются действенным средством организационного влияния на социальные процессы. Их природа и содержание обеспечивают быстрое и полное достижение целей, стоящих перед исполнительно-распорядительными органами. Эффективность административного права обеспечивается, например, оперативной работой по выработке (принятию) и доведению до адресата решений в сфере правоприменительной деятельности органов государственного управления.

  Перечисленные принципы административного права  органически связаны между собой  и дополняют друг друга. Они определяют юридическую природу отрасли, её место в правовой системе и  социальную значимость.

     К принципам административного права  с полной уверенностью можно также  отнести и иные общеправовые принципы: социальной справедливости, демократизма, гуманности, равноправия, единства юридических  прав и обязанностей, ответственности  за вину и др. [40, с.18-19]

     Функции административного  права:

  • Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право - юридическая форма реализации исполнительной власти, наделения её субъектов полномочиями по административному нормотворчеству.
  • Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
  • Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  • Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав всех участников регулируемых управленческих отношений. [66, с.39]
  • Регулятивно-статистическая функция проявляется в закреплении в административно-правовом законодательстве тех реально существующих положений, которые сложились в настоящее время в экономической, политической и социально культурной жизни общества и государства. Содержание этой функции проявляется в принятых в Республике Беларусь правовых документах, составляющих основу отрасли.
  • Регулятивно-динамическая функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных задач. Её суть заключается в правовом воздействии на отношения между людьми, находящимися в движении, динамике. Это воздействие нацелено на изменение и совершенствование существующих, а также на возникновение новых общественных отношений.

  Регулятивная  значимость норм административного  права обусловлена тем, что в  его предмете наибольший удельный вес  составляют властные, распорядительные отношения, в рамках которых их участники  удовлетворяют общественную необходимость  и интерес. Регулятивное воздействие  на эти отношения означает, во-первых, координацию действий сторон административно-правовых отношений (например, руководителя и  подчинённого), во-вторых, корреляцию поведения (действия или бездействия), например в случае возникновения правоотношений между лицом в процессе совершения им правонарушения и сотрудником  милиции. На этом этапе регулятивно-динамическая функция, по сути, трансформируется в регулятивно-охранительную.

  • Регулятивно-охранительная функция носит защитно-обеспечительный характер. В процессе её реализации, заключающейся в обеспечении и охране правовых установлений регулятивно-статистической и регулятивно-динамической функций, используются меры административно-правового предупреждения и пресечения, направленные на защиту и восстановление нарушенных административно-правовых требований.
  • Воспитательная функция. Как элемент морали и состояния общественного сознания эта функция выражает общесоциальную часть воздействия права на поведение людей. По своему содержанию она близка к предупредительной и охватывает ту часть воздействия права, которая осуществляется не специально-юридическими, а обще социальными, присущими всем надстрочным элементам, приёмами и средствами (правовое воспитание, правосознание, правовая культура и т.д.). [40, с.14-17]

Вышеперечисленные функции не существуют изолированно, а тесно связаны между собой. И если они в отдельных случаях  не проявляют себя наглядно, то все  равно оказывают позитивное воздействие  на развитие административно-правовых отношений.

     2. Производство по делам об административных правонарушениях 

     Производство  по делам об административных правонарушениях  - это урегулированная административно-процессуальными нормами закона деятельность государственных органов (должностных лиц), направленная на своевременное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение, разрешение дел об административных правонарушениях и применение в необходимых случаях административных взысканий.

     Это производство представляет собой составную  часть административно-юрисдикционного процесса, один из его важнейших институтов. Административно-процессуальные нормы регулируют задачи и принципы производства; круг его участников, их права и обязанности; подведомственность рассмотрения дел; систему совершаемых действий, их последовательность, стадии производства; порядок и сроки возбуждения и рассмотрения дел; виды и условия использования доказательств; порядок обжалования и опротестования постановления по делу; порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

     Рассматриваемое производство связано с гражданским  судопроизводством на стадии обжалования  гражданином в суд постановления  о наложении административного  взыскания. В этом случае суд рассматривает  жалобы в соответствии с нормами  Гражданского процессуального кодекса  Республики Беларусь. Это уже не административный, а гражданский  процесс, и в частности таю  его часть, как производство; по делам, возникающим административно-правовых отношений.

Информация о работе Административное право и ответственность