Административное право и его особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 12:35, контрольная работа

Описание работы

Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

Работа содержит 1 файл

Контрольная 2.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1: Административное право и его особенности. 

     Администрати́вное пра́во — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства и муниципальных образований.

     Методы  административного  права

      Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

      Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

      Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности; Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

     Функции административного  права

   1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

   2. Правотворческая  функция, являющаяся выражением  наделения субъектов исполнительной  власти полномочиями по административному  нормотворчеству.

   3. Организационная  функция, проистекающая из организационного  характера государственно-управленческой  деятельности, который постоянно  "поддерживается" нормами административного  права.

   4. Координационная  функция, имеющая своей целью  обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.

   5. Правоохранительная  функция, обеспечивающая как соблюдение  установленного в сфере государственного  управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

   Административное  право, выполняя свои функции, руководствуется  основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ. 
 

      Источники административного  права

     Источники административного права — это  внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службы и т.п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом. На федеральном уровне: а) Конституция РФ; б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; в) постановления Конституционного Суда РФ; г) федеральные конституционные законы; д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ; е) нормативные указы Президента РФ; ж) нормативные акты палат Федерального Собрания РФ; з) нормативные постановления Правительства РФ; и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 в ред. от 07.07.2006 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» они издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается); к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ). На региональном уровне: а) конституции (уставы) субъектов РФ; б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ; в) законы субъектов РФ; г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ; д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции; На муниципальном (местном) уровне: а) уставы муниципальных образований; б) нормативные акты представительных органов муниципального образования; в) нормативные акты главы муниципального образования; г) нормативные акты местной администрации.

     Система административного  права

Система административного  права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

   Система административного  права как отрасли  права:

  1. Общая часть
    1. предмет
    2. формы и методы
    3. субъекты административного права
    4. ответственность по административному праву
    5. административный процесс
  2. Особенная часть
    1. экономическая сфера
    2. социально-культурная сфера
    3. административно-политическая сфера
    4. межотраслевая

   Признаки  административного  правонарушения

   Противоправность - заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

виновность - противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.

наказуемость  деяния - т.е. за содеяное наступает  административная ответственность.

     Установление  административной ответственности

     Установление  административной ответственности  является правотворческой, точнее — законодательной деятельностью государства. Административная ответственность в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ может устанавливаться на двух уровнях: федеральном и региональном. Субъектом административной ответственности может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и организация.

     Отличия от иных видов правонарушений

     Административные  правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда  обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств. 

Вопрос  №2: Компетенция арбитражного суда 

      Компетенция арбитражных судов включает в  себя два понятия: подсудность и  подведомственность (глава 4 АПК РФ). Так, подведомственность как понятие употребляется в законодательстве в различных смыслах. В частности, как предметная компетенция — относит разрешение споров и иных правовых вопросов к ведению судов общей юрисдикции, арбитражных судов, иных органов и организаций.

      Подсудность в свою очередь определяет, какому органу данной судебной системы исходя из подведомственности дело подлежит рассмотрению по первой инстанции (т. е. в какой суд непосредственно подается заявление).

      Подведомственность

Перечень дел, подведомственных арбитражному суду, приведен в статьях 27–32 АПК РФ. Во-первых, судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Во-вторых, АПК РФ указывает на субъектов споров, дела с участием которых подведомственны арбитражным судам. Такими участниками являются: организации (юридические лица), индивидуальные предприниматели, Российская Федерация, ее субъекты, иностранные организации и т. д. (п. 2 ст. 27 АПК РФ).

это важно

Споры между участниками  хозяйственных товариществ  и обществ, если хотя бы один из них является гражданином, не имеющим  статуса индивидуального  предпринимателя, не подлежат рассмотрению в арбитражном  суде, за исключением  случаев, когда указанные  споры связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью указанных хозяйственных товариществ и обществ. 
 
 

      Специальные категории

      Арбитражный процессуальный кодекс установил также  специальную подведомственность арбитражных  судов. Ее специальность состоит в том, что некоторые категории дел относятся к рассмотрению независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

К таким категориям дел относятся:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;
  5. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  6. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

      Отметим, что дела по аналогичным спорам в  отношении других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.

      Арбитражным судам подведомственны споры  по искам заинтересованных лиц к  держателю реестра акционеров общества или к депозитарию, связанные  с осуществляемой ими деятельностью, в том числе по учету прав на акции и иные эмиссионные ценные бумаги общества, споры о признании выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным, в том числе о признании недействительными актов государственных и иных органов о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг общества и отчета об итогах выпуска этих ценных бумаг.

      Касательно  дел о защите деловой репутации  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности необходимо отметить, что такие дела относятся к ведению арбитражных  судов и в том случае, если к  участию в деле привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, например автор распространенных (опубликованных) сведений.

      Заявление, принятое арбитражным судом к  своему производству с соблюдением  правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

      Подсудность

      Конституцией РФ закреплено право на рассмотрение дела тем судьей и в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом. Виды подсудности приведены на схеме.

      Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции  арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации).

      Исключения  составляют дела, рассмотрение которых  Арбитражный процессуальный кодекс относит к подсудности Высшего  Арбитражного Суда России. К ним относят экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации и т. д. (ст. 34 АПК РФ). 

Исключения  есть!

Информация о работе Административное право и его особенности