Административное право Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Административное право — это отрасль права (совокупность правовых норм), регулирующая с целью реализации задач и функций государства общественные отношения управленческого характера, которые складываются в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти, внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями, их органами внешних юридически властных полномочий.

Содержание

Введение 3
Основные институты 5
Государственная служба 11
Контроль за соблюдением законности в государственном управлении 13
Заключение.………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по АП. Административное право Германии.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

     Главным органом общины является муниципальный  совет. Он определяет основные принципы управления общиной и полномочен решать все проблемы общины, если проблемы не отнесены законодательством к компетенции бургомистра или если муниципальный совет не передал свою компетенцию бургомистру.

     Представительства общин - общинные муниципальные советы. Избранные населением члены общинного  представительства осуществляют свою деятельность на общественных началах. Бургомистр, возглавляющий общинный муниципальный совет, избирается непосредственно  населением (например земля Баден-Вюртемберг, Бавария) или муниципальным советом (например Гессен, Северная Рейн-Вестфалия). В общинах с населением свыше 50 тыс. человек бургомистр именуется  обер-бургомистром. По важнейшим вопросам общины решение правомочен принимать  только муниципальный совет (прием  на работу, назначение на должность  и увольнение муниципальных сотрудников  и др.).

     В качестве примера организации местного самоуправления в ФРГ можно привести такую организацию на территории земли Баден-Вюртемберг.

     Положение об общинах земли Баден-Вюртемберг в редакции от 30 октября 1983 г., измененное законом от 23 июня 1984 г. в соответствии со ст. 2 Основного закона ФРГ, гарантирует  общинам право на самоуправление. В Конституции этой земли говорится, что "общинам должно предоставляться  право самостоятельно регулировать все вопросы местного уровня в  рамках законов. Объединения общин  также имеют в рамках своей  законодательной компетенции и  при условии соблюдения законов  право на самоуправление". Конституция  земли Баден-Вюртемберг в ст. 71 содержит положения, которые расширяют и  конкретизируют положения Основного  закона ФРГ. В частности, в ст. 73 Конституции  земли Баден-Вюртемберг содержится положение о том, что земля  должна заботиться, чтобы община и  объединения могли выполнять  свои задачи, а также фиксируется  их право взимать собственные  налоги и сборы в соответствии с законом. Кроме того, статья закрепляет право общин на часть налоговых  поступлений земли. Эти финансовые возможности служат предпосылкой того, что право на самоуправление является пустой фразой.

     Бургомистр, возглавляющий муниципальный совет, избирается на 8 лет, руководит муниципальной  администрацией и представляет общину. Если число жителей общины более 2 тыс. человек, он является штатным  чиновником, а если менее 2 тыс. - чиновником на общественных началах, назначаемым  на определенный срок. В качестве руководителя администрации бургомистр ответственен за управление общиной в целом, т. е. осуществляет все функции текущего управления и выполняет все распорядительные обязанности.

     В общинах с числом жителей более 100 тыс. могут быть образованы отдельные  районы и созданы районные советы. Районный совет вправе высказывать  свое мнение в муниципальном совете по всем важным вопросам, касающимся его  района.

     Ведущее положение в коммунальной системе  ФРГ занимают районы, которые являются сложными территориальными объединениями. Пункт 1 статьи 21 Конституции ФРГ  предусматривает создание представительных органов в землях, районах и  общинах.

     Общины, включенные в единую систему управленческой деятельности района, являются носителями определенных управленческих функций, к которым относится содержание коммунальных реальных школ, профессиональных учебных заведений, гимназий, а также  коммунально-хозяйственных служб, предназначенных  для населения самого города и  жителей примыкающих мелких общин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственная служба в Германии

     Вопросы управления в Германии решаются государственными служащими. В соответствии с .Основным законом Германии (Конституцией) Федерация определяет «рамочную» компетенцию для установления правоотношений на государственной службе различных уровней власти Германии (земли, города и других образований).

     В соответствии с этим же Основным законом  Германии Федерация имеет конкурирующее  законодательство в области оплаты служебной деятельности и обеспечения  государственных служащих па государственной  службе. Федеральный закон о должностных  окладах государственных служащих оптимальным образом объединил  федеральное и земельное законодательства в данной сфере. Земельные законы о должностных окладах лишь незначительно  отличаются от федерального.

     Правовое  положение государственных служащих земель в Германии и подчиненных  этим органам земель коммунального  самоуправления непосредственно регулируется их собственными законодательными актами, при этом Федерация имеет право  принимать нормативные акты, устанавливающие  лишь рамочные предписания и нормы. Однако в данном случае имеются два  ограничения:

         а) в издании федеральных нормативных актов должна быть реальная потребность, т. е. принятие закона обусловлено необходимостью урегулирования возникших проблем;

         б) устанавливаются только те рамочные нормативные акты и предписания, которые не затрагивают прав и свобод граждан, а относятся лишь к определению правового положения государственных служащих.

     Законодательство  Германии подразделяет всех лиц, находящихся  па государственной службе, на чиновников, служащих и рабочих. Чиновники —  это лица, выполняющие публично-правовые функции на службе у союза (федерации), земли, органа самоуправления или в иных упреждениях.

     Их  правовое положение регулируется федеральными законами.

     Землями Германии приняты собственные законы, устанавливающие правовое положение чиновников земли; при этом требуется, строгое соответствие этих законов положениям Федерального закона.

     У чиновников особый порядок назначения и освобождения от должности, отличный от других категорий работников.

     Ответственность за действия чиновников перед третьими лицами во всех случаях несут учреждения публичною права — работодатели чиновника, а дела о проступках чиновников по службе рассматриваются особыми судами, но не судами по рассмотрению трудовых споров, как это имеет место в отношении рабочих и служащих. Чиновники ограничиваются в праве свободного выражения мнений: они не имеют права участвовать в забастовках. Чиновник не может быть членом какой-либо партии.

     Публичная служба в Германии - это деятельность па службе юридического лица публичного права. Под формальное понятно государственной службы, кроме чиновников, подпадают также судьи, профессиональные солдаты. Чиновничество в землях в силу многочисленности полицейских чиновников и учителей (учитель в Германии - чиновник) составляет большинство, т. е. чиновников больше, чем просто служащих и рабочих, занятых на государственной службе.

     К государственной службе относятся:

     а) профессиональные судьи, которые выполняют функции правосудия;

     б) профессиональные военные;

     в) министры, члены дирекции федерального байка;

     г) чиновники, осуществляющие управленческие функции.

     Единство  государственной службы Германии обеспечивается общей для всех ее уровней и видов системой званий, чинов, рангов, едиными правилами прохождения службы, установленными правами, обязанностями, ограничениями и гарантиями, пенсионным обеспечением, оплатой труда и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контроль  за соблюдением законности в государственном  управлении

     Системой  органов судебной власти, на которую  ложится обеспечение законности в деятельности публичной администрации, являются суды административной юстиции  ФРГ. Организация этих судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции  ФРГ является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций  находятся в компетенции земель. Низовой, первичной инстанцией по рассмотрению административных споров является административный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется административной судебной палатой. Каждая земля имеет  только один суд второй инстанции, однако в некоторых случаях две земли  объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония.

     Федеральный административный суд выступает  в основном в качестве кассационной инстанции и лишь изредка - в качестве первой (в основном при рассмотрении дел, имеющих принципиальное значение). Основная масса дел рассматривается  судами второй инстанции, т. е. земельными судами административной юстиции. При  этом надо иметь в виду наличие  в стране специализированных судов  административной юстиции. Например, споры  авторов технических решений  разрешаются Патентным судом, представляющим Патентное ведомство ФРГ. Споры  по поводу издания актов по вопросам социального обеспечения рассматриваются  судом по делам социального обеспечения. В обоих случаях речь идет о  специализированных судах административной юстиции, решения которых обязательны  для соответствующих ведомств. Второй и последней инстанцией в этих случаях выступает Федеральный  административный суд.

     По  установленному в ФРГ порядку  рассмотрения исков в судах административной юстиции судебному разбирательству  предшествует рассмотрение протестов  на акты управления, которые оспариваются (как предварительная стадия в  административном процессе) в органах, издавших акты, по жалобам лиц, интересы которых затронуты. Рассмотрение протеста формально преследует цель обязать  орган, издавший акт, проверить его  с точки зрения законности и целесообразности. Такой протест может привести к отмене акта полностью или частично. Принесение протеста, по общему правилу, приостанавливает действие акта в его  опротестованной части. Не допускается изменение акта в худшую сторону для лица, принесшего протест.

     Иски, рассматриваемые в судах административной юстиции ФРГ, принято делить на три  вида: иски об оспариваний актов  управления (Die Anfechtungsklage), иски об издании  акта (Die Verpflichtungsklage), иски об установлении факта издания акта (Die Leistungsklage).

     В исках, оспаривающих акт управления (например, правоохранительных органов), истец указывает на дефекты формы  или содержания данного акта. Два  последних иска на практике имеют  меньшее значение. Иски об издании  акта представляют собою просьбу (требование) заинтересованного лица о вынесении  решения, обязывающего орган управления издать акт, т. е. совершить действие, в котором заинтересован истец (жалобщик). В исках третьего вида перед судебными органами ставится вопрос о признании наличия (позитивный иск о признании) или отсутствия (негативный иск) правоотношения либо об аннулировании акта.

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Возникновение и развитие административного права  в Германии как самостоятельной  отрасли права приходится на первую половину XIX века. В настоящее время  значение этой отрасли права в  ФРГ возросло настолько, что практически  все социально-экономические "управленческие" отношения в этой стране регулируются административным правом. Быстрый рост функций и полномочий исполнительных органов власти в Федеративной Республики. Германии, как, впрочем, и в других западноевропейских странах (как в  количественном так и в качественном отношениях), поставил на повестку дня  вопрос о придании деятельности по так называемому публичному управлению четкого юридического обоснования. Эту функцию, по мнению немецких юристов, должно выполнять и в настоящее  время успешно выполняет административное право. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. — Москва: Юристъ, 2002. – 410 с.

2. Административное  право зарубежных стран. Под  редакцией Козырина А.К. – Москва:СПАРК, 1996. - 229 с.

3. Смоленский  М.Б. Административное право. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 346 с.

Информация о работе Административное право Германии