Административно-деликатное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права. Оно представляет собой совокупность норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта). Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан. В сферу его правового регулирования включаются, с одной стороны, отношения, связанные с противоречивым поведением субъектов административного права, а с другой, деятельность компетентных органов по пресечению, по расследованию противоречивых деяний юрисдикционному разбирательству дел об административных правонарушениях.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Деликатное право.docx

— 32.87 Кб (Скачать)

Производство по делам об административных правонарушениях, составляющее содержание административно-деликтного процесса, включает четыре стадии:  

возбуждение административного  дела и направление его по подведомственности;  

рассмотрение дела компетентным органом;  

обжалование и опротестование решения (пересмотр постановления);  

исполнение решения, вынесенного по административному  делу.  

1. Стадия возбуждения  административного дела и направление  его по подведомственности предполагает  выявление всех обстоятельств  дела (дату и место совершения  правонарушения, данные о личности  правонарушителя и т.д.), которые  фиксируются в протоколе об  административном правонарушении. В протокол заносятся также  анкетные данные составившего  его должностного лица, фамилии  и адреса свидетелей и потерпевших.  При составлении протокола лицам,  в отношении которых возбуждается  дело, а также иным участникам  производства разъясняются их  права и обязанности, о чем  делается соответствующая запись  в протоколе. Физическим лицам  или законным представителям  юридического лица, в отношении  которых возбуждается дело, предоставляется  возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания  по содержанию протокола, которые  прилагаются к протоколу. В  случае отказа этих лиц от  подписания протокола в нем  делается соответствующая запись. Этим лицам, а также потерпевшему  по их просьбе вручается под  расписку копия протокола. 

Протокол является процессуальным документом, оформляющим  возбуждение производства по делу об административном правонарушении. Правовым основанием для возбуждения этого  производства является наличие в  действиях виновного состава  правонарушения, предусмотренного нормой материального административно-деликтного права. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен ст. 28.3 КоАП РФ. 

Поводами к возбуждению  дела об административном правонарушении являются:  

непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы, достаточных  данных, указывающих на наличие события  административного правонарушения;  

поступившие из государственных  органов и негосударственных  органов и организаций материалы, которые содержат данные, свидетельствующие  о наличии события административного  правонарушения;  

сообщения и заявления  физических и юридических лиц, средств  массовой информации;  

по ряду дел, предусмотренных  законом, заявления и сообщения  собственников имущества унитарных  предприятий, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, собрания (комитета) кредиторов.  

Протокол об административном правонарушении не оформляется и  административное наказание производится без его составления в случаях  когда, в соответствии с законодательством  штраф налагается и взимается, а  предупреждение оформляется на месте  совершения правонарушения, и лицо не оспаривает допущенное нарушение  и налагаемое на него взыскание. 

В необходимых случаях  на стадии возбуждения дела применяются  процессуальные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся (ст.27.1 КоАП РФ): доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр транспортного средства, вещей, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, задержание транспортного средства, арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод и т.д. 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:  

составления первого  протокола о применении мер обеспечения  производства по делу об административном правонарушении;  

составления протокола  об административном правонарушении или  вынесения прокурором постановления  о возбуждении административного  дела;  

оформления предупреждения или наложения штрафа на месте  совершения административного правонарушения, в случаях определенных законом;  

вынесения определения  о возбуждении административного  дела при необходимости проведения административного расследования.  

Административное  расследование проводится по целому ряду дел, предусмотренных ст.28.7 КоАП РФ (дела о нарушении антимонопольного, валютного, налогового, экологического законодательства, законодательства о нарушении правил дорожного движения и т.д.). Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается в виде определения (прокурором - в виде постановления) немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Оно не может превышать срок в один месяц. В исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, а по таможенным делам - на шесть месяцев. По окончании расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела. 

Протокол об административном правонарушении и другие материалы  направляются компетентному органу для рассмотрения в течении суток с момента его составления. Протокол по делам, предусматривающим наказания в виде административного ареста, передается судье немедленно после его составления. 

2. Стадия рассмотрения  дела об административном правонарушении  является основной: именно на  ней решается вопрос о виновности  или невиновности лица, привлекаемого  к административной ответственности. 

Эта стадия включает 4 этапа:  

а) подготовка дела к  рассмотрению,  

б) анализ собранных  материалов, обстоятельств дела,  

в) вынесения постановления,  

г) объявления постановления.  

При подготовке дела к рассмотрению судья орган, должностное  лицо выясняют:  

относится ли дело к  их компетенции;  

имеются ли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ);  

правильно ли составлен  протокол и другие материалы дела;  

имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;  

достаточно ли имеющихся  по делу материалов для его рассмотрения по существу;  

имеются ли ходатайства  и отводы.  

При подготовке дела к рассмотрению разрешается ряд  вопросов, по которым в случае необходимости  выносится определение. К ним  относятся вопросы:  

1) о назначении  места и времени рассмотрения  дела;  

2) о вызове лиц,  участвующих в деле, и об истребовании  необходимых дополнительных материалов, о назначении экспертизы;  

3) об отложении  рассмотрения дел;  

4) о возвращении  протокола в орган или должностному  лицу, которые представили дело  для рассмотрения (например, в случае  его неправильного составления);  

5) о передаче протоколов  и других материалов на рассмотрение  дела по подведомственности.  

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто  по месту его совершения. По ходатайству  нарушителя оно может быть рассмотрено  по месту его жительства. 

Дела, связанные с  проведением расследования, рассматриваются  по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Дело должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный  срок. В случаях, определенных законом, этот срок может быть продлен не более, чем на один месяц. Дела, за которые предусматривается наказание в виде административного ареста, рассматриваются в день получения протокола и других материалов. 

Порядок рассмотрения дела предполагает совершение юрисдикционным органом ряда последовательных процессуальных действий:  

1) объявляется, кто  рассматривает дело, какое дело  подлежит рассмотрению, кто и  на основании какого закона  привлекается к административной  ответственности;  

2) устанавливается  факт явки лиц, участвующих  в рассмотрении дела;  

3) проверяются полномочия  законных представителей физического  или юридического лица, защитника;  

4) выясняется, извещены  ли участники производства по  делу в установленном порядке,  выясняются причины их неявки, решается вопрос о рассмотрении  дела в отсутствии указанных  лиц либо об отложении его  рассмотрения;  

5) разъясняются права  и обязанности участникам процесса;  

6) рассматриваются  заявленные отводы и ходатайства;  

7) оглашаются протокол  и иные материалы дела;  

8) заслушиваются  объяснения нарушителей, показания  других лиц, участвующих в процессе, пояснения специалиста и заключения  эксперта, исследуются иные доказательства.  

Главная цель рассмотрения дела по существу - установление фактических  обстоятельств совершения правонарушения, его объективная правовая оценка и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного  наказания. 

Для достижения этой цели юрисдикционный орган обязан выяснить:  

было ли совершено  административное правонарушение;  

виновно ли данное лицо в его совершении;  

подлежит ли оно  административной ответственности;  

имеются ли смягчающие или отягчающие обстоятельства;  

причинен ли ущерб и каков его характер и размер;  

иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела.  

По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должно соответствовать ст.29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрения дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ выносит одно из следующих постановлений: а) о назначении административного наказания, б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. 

Объявление постановления  производится немедленно по окончании  рассмотрения дела. Копия постановления  в течение трех дней вручается  под расписку физическому лицу или  законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в течение трех дней высылается указанным лицам. 

3. Стадия пересмотра  постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра. 

КоАП РФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы - административный и судебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только для постановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедура предусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и в альтернативном порядке - для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обжалуется в арбитражный суд. Порядок административного судопроизводства по этим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это (судопроизводство) имеет своим предметом спорные административно-правовые отношения и осуществляется в рамках административной юстиции. 

4. Стадия исполнения  постановления начинается с момента  его вступления в законную  силу. 

Постановление вступает в законную силу:  

по истечении срока, установленного для его обжалования (по общему правилу - 10 дней), если оно  не было обжаловано или опротестовано  прокурором;  

после истечения  срока, установленного для обжалования  решения по жалобе, протесту, если указанное  решение в свою очередь, не было обжаловано или опротестовано;  

немедленно после  вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.  

Порядок исполнения постановлений, вступивших в законную силу, регулируется Разделом V КоАП РФ.

Информация о работе Административно-деликатное право