Административно- территориальное деление Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
Определение понятия административно-территориального устройства;
Выявление принципов административно-территориального устройства;



Выделение видов, признаков и характеристика административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
При выполнении работы использованы методы: анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Работа содержит 1 файл

УО.docx

— 29.85 Кб (Скачать)

  ВВЕДЕНИЕ 
 

Административно-территориальное  устройство основывается на принципах  сочетания общегосударственных  и местных интересов, государственного управлении и местного самоуправления.

Во многих странах система государственных  органов имеет сложное устройство и частично организуется применительно  к административным единицам или  частично прерывает их границу. В  Республике Беларусь основное значение административно-территориального устройства состоит в том, что применительно  к нему строится система государственных  органов и система общественных объединений.

Принципами  административно-территориального устройства являются: примерное равенство размеров территории и численности населения; гласность; учет общественного мнения, исторических традиций и географических факторов; единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь; сочетание единой государственной власти с местным самоуправлением и др.

Объект  изучения - Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном  делении и порядке решения  вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь»

Предмет изучения – административно-территориальное устройство Республики Беларусь.

  Цель  – изучить понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь

  Достижение  таковой цели возможно при выполнении следующих задач:

  • Определение понятия административно-территориального устройства;
  • Выявление принципов административно-территориального устройства;
 

 

  • Выделение видов, признаков и характеристика административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

  При выполнении работы использованы методы: анализа и синтеза, индукции и  дедукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА 1

  ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

    РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

Обычно  любое государство имеет административно-территориальное  устройство. Разумное деление территории страны позволяет осуществлять эффективное  управление, обеспечивать гражданам  доступность к местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления[1, с. 430].

Административно-территориальное  устройство следует рассматривать как совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций [8, с.92].

Административно-территориальное  деление Республики Беларусь как  унитарного государства - это деление  территории Республики Беларусь на определенные части в целях:

1. Эффективной  организации государственного управления  и местного самоуправления;

2. Обеспечения  законности и правопорядка;

3. Реализации  прав, свобод и законных интересов  граждан Республики Беларусь[5,с.33].

Законом также определены основные принципы административно-территориального деления. Оно основывается на следующих принципах:

1. единства  и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;

2. сочетания  общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего  на соответствующей территории;

3. сочетания  единой государственной власти  Республики Беларусь, осуществление  которой основано на принципе  разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, с местным самоуправлением;

4. осуществления  местными Советами депутатов,  исполнительными и распорядительными  органами своих полномочий в  пределах границ соответствующих  административно-территориальных единиц;

5. равномерности,  сбалансированности и комплексности  развития административно-территориальных  единиц, взаимосвязи административно-территориального  устройства и социально-экономического  районирования

6. включения  в состав территорий более  крупных административно-территориальных  единиц территорий менее крупных  административно-территориальных единиц;

7. примерного  равенства размеров территории  и численности населения административно-территориальных  единиц одного вида;

8. многообразия  правовых статусов административно-территориальных  и территориальных единиц в  соответствии с их назначением,  местными особенностями, уровнем  социально-экономического развития  и другими факторами;

9. гласности  и учета общественного мнения  при решении вопросов административно-территориального  устройства [7, ст.2].

Подводя итог данной главы следует отметить следующее:

- Административно-территориальное устройство – совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций.

- К принципам административно-территориального устройства относят: примерное равенство размеров территории и численности населения; гласность; учет общественного мнения, исторических традиций и географических факторов; единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь; сочетание единой государственной власти с местным самоуправлением и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

  ВИДЫ, ПРИЗНАКИ И ХАРАКТЕРИСТИКА

  АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ  ЕДИНИЦ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

Характерными  признаками административно-территориальных  единиц являются:

• единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь;

• сочетание  общегосударственных интересов  и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

• гласность  и учет общественного мнения при  решении вопросов административно-территориального устройства;

• максимальное приближение государственного аппарата к населению;

• равномерность, сбалансированность и комплексность  развития административно-территориальных  единиц;

• четко  определенные границы, наименование административно-территориальной  единицы, административный центр, в  котором располагаются органы власти; примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных  единиц одного вида;

• осуществление  местными Советами депутатов, исполнительными  органами своих полномочий в пределах границ соответствующих административно-территориальных  единиц и др.

Территория  Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как административно-территориальных  единиц. Территория области делится  на территории районов (всего 118) и городов  областного подчинения (37) как административно-территориальных единиц. Территория района делится на сельские советы, сельские населенные пункты и поселки, являющиеся территориальными единицами [2, с. 256].

В Республике Беларусь установлены 3 категории городов:

• город  Минск – столица Республики Беларусь;

• города областного подчинения;

• города районного подчинения [6, с. 170].

Особым  статусом обладает город Минск –  столица Республики Беларусь, который  определяется специальным Законом  «О столице Республики Беларусь».

Города  областного подчинения – населенные пункты с численностью населения  не менее чем 50 тыс. человек, являющиеся административными и крупными экономическими и культурными центрами, имеющие  важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения.

Города  районного подчинения – это населенные пункты с населением свыше 6 тыс. человек. Они имеют промышленные предприятия, учреждения социально-культурного  и бытового назначения, перспективы  дальнейшего развития и роста  численности населения. 

Населенный  пункт – это компактно заселенная часть территории, место постоянного  жительства граждан, имеющая необходимые  для обеспечения жизнедеятельности  граждан жилые и иные здания и  сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем  порядке территориальные пределы [4, с. 147].

К категории  поселков городского типа относятся:

• городские  поселки – населенные пункты с  численностью населения свыше 2 тыс. человек. Они имеют промышленные и коммунальные предприятия, социально-культурные учреждения, предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

• рабочие  поселки – населенные пункты с  численностью населения не менее  чем 500 человек, расположенные при  промышленных предприятиях, электростанциях, стройках, железнодорожных станциях и других объектах;

• курортные  поселки – населенные пункты с  численностью населения не менее  чем 2 тыс. человек, на территории которых  расположены санатории, дома отдыха, пансионаты и другие учреждения.

Все остальные  населенные пункты можно отнести  к категории сельских населенных пунктов. В Республике Беларусь насчитывается 1469 сельсоветов, которые объединяют сельские поселки, деревни, хутора, сельские объединенные пункты, в которых должно быть не менее чем 30 постоянно проживающих  человек.

 Подводя  итог данной главы, считаю нужным  отметить:

- К признакам административно-территориальных единиц относят: единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь;сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории; гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства; максимальное приближение государственного аппарата к населению;четко определенные границы, наименование административно-территориальной единицы,примерное равенство размеров территории и численности населения административно-территориальных единиц одного вида и т. др.

- К видам  административно-территориальных единиц  относят:

территорию столицы Республики Беларусь, территории областей(6), территории районов (всего 118) и городов областного подчинения (37) как административно-территориальных единиц. Территория района делится на сельские советы, сельские населенные пункты и поселки, являющиеся территориальными единицами. 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

  В  данном реферате  рассмотрено понятие  и принципы административного устройства Республики Беларусь.

    В ходе изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

Информация о работе Административно- территориальное деление Республики Беларусь