Административная реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы определяется, прежде всего, тем, что в настоящий момент административная реформа является одной из основных задач Российского государства на краткосрочную и среднесрочную перспективу, поскольку дальнейшее развитие государственных институтов находится в неразрывной связи с совершенствованием государственного управления. Чтобы осуществлять преобразования в различных сферах общественной жизни, сама государственная власть должна быть логично и рационально устроена. Административная реформа должна привести к оптимизации административно-управленческих процессов, повышению качества оказания государственных услуг гражданам, снизить издержки взаимодействия с органами исполнительной власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Административная реформа в РФ.
1.1. Предпосылки административной реформы………………………………...6
1.2. Влияние административной реформы на законодательство……………..10
1.3. Административные процедуры и административные регламенты……...15
Глава 2. Реализация административной реформы в РФ.
2.1. Оптимизация функций органов исполнительной власти
и противодействие коррупции...…………..……………………………….19
2.2. Реформа государственной службы………………………………………...22
2.3..Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти……………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….43

Работа содержит 1 файл

курсовая админ реформа 2012.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Российский  государственный  торгово-экономический университет

 

Кафедра экономических  и социально-гуманитарных наук

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

по дисциплине: «Система государственного управления»

Тема: Административная реформа в РФ

 

 

 

                                   Выполнил студент:

                        Жуков Д.В.

       Специальность: 08.05.04 – ГМУ

                                                      очно-заочная форма обучения

                                      Группа: ГиМУв – 05

                 

 

                                                                        Научный руководитель:

                                                                        ассистент Хайров Д.Р.

 

                                                                   

 

Инза

2010

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Административная реформа  в РФ.

        1.1. Предпосылки административной реформы………………………………...6

        1.2. Влияние административной реформы на законодательство……………..10

        1.3. Административные процедуры и административные регламенты……...15

Глава 2. Реализация административной реформы в РФ.

        2.1. Оптимизация функций органов исполнительной власти

               и противодействие коррупции...…………..……………………………….19

        2.2. Реформа государственной службы………………………………………...22

        2.3..Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти……………………………………………………..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

         Реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы.

         Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.

Актуальность темы курсовой работы определяется, прежде всего, тем, что в настоящий момент административная реформа является одной из основных задач Российского государства  на краткосрочную и среднесрочную  перспективу, поскольку дальнейшее развитие государственных институтов находится в неразрывной связи с совершенствованием государственного управления. Чтобы осуществлять преобразования в различных сферах общественной жизни, сама государственная власть должна быть логично и рационально устроена. Административная реформа должна привести к оптимизации административно-управленческих процессов, повышению качества оказания государственных услуг гражданам, снизить издержки взаимодействия с органами исполнительной власти. Повышение эффективности и результативности государственного управления, реализуемое через инструменты административной реформы, создает условия для успешного функционирования исполнительной власти страны.

         Под "административной реформой" принято понимать преобразования в системе органов исполнительной власти с целью создания реально действующей единой системы исполнительной власти, работающей в "автоматическом режиме" в интересах общества. Объектом реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, государственные организации при органах исполнительной власти, иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями.

В 2004 г. была утверждена структура  федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой количество федеральных органов исполнительной власти существенно сократилось. Ранее Президентом РФ были созданы семь федеральных округов и проведены крупные мероприятия по усилению единства исполнительной власти. В дальнейшем была проведена специализация федеральных органов исполнительной власти и создана их новая типология. Появились федеральные министерства, основной целью деятельности которых является определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество; федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор; федеральные агентства, призванные организовывать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом. В результате наряду с сокращением числа федеральных органов исполнительной власти произошло перераспределение полномочий между ними, упразднена часть дублирующих и избыточных функций этих органов власти.

 

Целью работы является исследование целей, этапов реализации и перспектив реализации административной реформы. Поставленная цель определяет постановку и решение следующих задач:

- определить понятие и сущность  реформирования и административной  реформы;

- проанализировать предшествующий опыт проведения административных реформ;

- определить цели и  направления административной реформы  в России;

- изучить нормативно-правовую  базу административной реформы  в РФ и ее этапы;

- рассмотреть проблемы, возникшие при проведении федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2012 г.г.) и определить пути их решения.

Объект исследования - система органов государственной  власти России. Предмет исследования - административная реформа, как процесс  оптимизации управленческой деятельности.

         Работа состоит из двух глав, шести параграфов, введения, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Административная реформа в РФ.

1.1. Предпосылки  административной реформы.

         Ключевыми областями административных реформ являются:

  • роль государства в обществе;
  • структура и функции органов государственного управления;
  • повышение эффективности и результативности деятельности государственного аппарата;
  • управление государственной службой;
  • реформа финансового управления;
  • подотчётность и прозрачность государственного аппарата.

         Несмотря на то, что в основе программ административных реформ лежат потребности правительств в решении самых разнообразных проблем, представляется правомерным обобщение, что конечная цель современных административных реформ состоит в совершенствовании способности государства реализовывать политику, предписанную законом. Такие реформы имеют своей целью устранить препятствия, с которыми сталкиваются правительства при попытке изменить направления социальной и отраслевой политики.

         Отрицать роль государства в обществе невозможно с исторической и политической точек зрения. Поэтому административные реформы во всех странах основываются на принципах целесообразности, прагматизма и экономичности. Их цель - не разрушить систему государственного управления, а применить к деятельности государства опыт всех "прогрессивных событий", произошедших в мире в течение последних 20 - 30 лет. Все мероприятия в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности информации о деятельности государственных органов. Их цель - сделать государство социально более сплочённым и сильным, "приблизить" его к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность страны.

         Что означает понятие "административная реформа"? Если обратиться к этимологии терминов "реформа" и "административная реформа", то первый из них означает изменение, переустройство, преобразование чего-нибудь в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний; "административный" означает "осуществляемый администрацией или по её распоряжению". С учётом указанных понятий кратко административную реформу можно определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, её функций, форм и методов деятельности.

         Административная реформа - самая трудная в истории современной России - идёт непрерывно и постепенно с 1991 г., с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную. Революционный образ действий по преобразованию России предполагал коренную перестройку всего государственного механизма. Отсюда - формирование новой системы законодательной власти и проведение судебной реформы, которая продолжается и по сей день.

         Что касается исполнительного аппарата государственной власти - наиболее сложного и масштабного по своим людским, материальным и финансовым ресурсам, то часть реформаторов выдвигали лишь одну задачу: всячески сокращать бюрократический аппарат, лишать его льгот и привилегий.

         Государственные служащие нужны в любом государстве. От эффективности исполнения ими своих должностных обязанностей зависит на самом деле эффективность всего государственного управления. Поэтому реального сокращения численности государственных служащих не произошло, льготы и привилегии не упразднены. Тогда как ненормированный рабочий день, повышенная ответственность, небезопасный для жизни и здоровья характер служебной деятельности и т.д. являются веским обоснованием наличия льгот. Задача состоит в их законодательно регламентированном и реальном предоставлении.

         Осознавая всё это, политическая элита проводила административную реформу, приспосабливая советский исполнительный аппарат к потребностям проводимых в стране политических и экономических преобразований. Общий вектор этого приспособления характеризовался словами: если что-то менять, то по минимуму.

         Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, установила в самых общих чертах порядок формирования Правительства РФ и оставила открытыми вопросы о системе и структуре исполнительной власти и её функциональной ориентации. По этим вопросам вокруг Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 31.12.1997г. № 3 развернулась острая дискуссия.1

         Многие юристы, в том числе составители законопроекта, имея в виду отсутствие надлежащей конституционной основы исполнительной власти, предлагали в нем:

  • закрепить принципы организации органов исполнительной власти;
  • определить существенность органа исполнительной власти;
  • обозначить критерии определения каждого вида органов исполнительной власти;
  • установить назначение каждого вида органов исполнительной власти и их место в системе;
  • сформулировать задачи и функции каждого вида органов исполнительной власти;
  • отразить соответствие наименования органа характеру и содержанию его деятельности и т.д.

         Но и в Законе о Правительстве РФ эти вопросы оставлены открытыми. И это не случайно. Замысел законодателя состоял в том, чтобы предоставить полный простор для формирования исполнительного аппарата, адаптированного к новому типу экономики.1

         Ясность была только в одном вопросе: решить политическую задачу ухода от системы глобального государственного воздействия на экономику. Законодатель отказался от государственно-правового и социального понятия "управление" и принял его толкование в узком гражданско-правовом смысле - применительно к государственной собственности. Это породило немало сложностей в реализации полномочий исполнительной власти и создало комплекс проблем, требовавших решения, как в нормативном, так и в организационном порядке: совмещение функций регулирования и хозяйствования, властных полномочий и "рыночной власти", обязанностей по развитию конкуренции и прав по контролю и надзору за деятельностью бизнес-структур и т.д.

         С самого начала рыночных реформ решению этих проблем уделялось наиболее пристальное внимание. Цель всех решений была неизменной: формирование исполнительного аппарата, соответствующего условиям и потребностям нового экономического строя. Таким образом, административная реформа изначально рассматривалась как существенный и самый трудный элемент экономических и социальных реформ, проводимых в России с 1990 г.

         Каждый год федеральная структура исполнительной власти изменялась, а в отдельные периоды - и два раза в год. Если мы сравним структуру федеральной исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 30.09.1992 N 1148, и структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом N 314, то увидим, что между ними мало общего. В период с 1992 по 2005 гг. редакция указов, закрепляющих структуру федеральных органов исполнительной власти, менялась около 100 раз. Последние изменения структуры федеральных органов исполнительной власти осуществлены Указами Президента РФ от 20.05.2004 N 649, от 28.07.2004 N 976, от 13.09.2004 N 1168, от 18.11.2004 N 1453, от 03.10.2005 N 1158, от 01.12.2005 N 1383 и др.

Информация о работе Административная реформа в РФ