Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение теоретических основ административного права, определяющих понятие, признаки и принципы административной ответственности.
Задачи работы: анализ административной ответственности как вида юридической ответственности; рассмотрение принципов, функций и целей административной ответственности; анализ субъектов административной ответственности.
В теории административного права административной ответственности уделялось достаточное внимание со стороны известных ученых - правоведов. Благодаря научным работам таких ученых, как А.П.Алехин, Ю.М.Козлов, А.А.Кармолицкий, Д. Н. Бахрах, Т.В. Телятицкая, А.В. Денисевич и др., в административно-правовой науке сформировалось достаточно полное представление об институте административной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 5
§1 Административная ответственность как вид юридической ответственности 5
§ 2 Принципы, функции и цели административной ответственности 13
РАЗДЕЛ II СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 17
§ 1. Физическое лицо как субъект административной ответственности 19
§ 2. Юридические лица как субъекты административной ответственности 24
§ 3. Специальный субъект административной ответственности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

ап.docx

— 65.93 Кб (Скачать)

Согласно статье 4.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З13 (далее - КоАП), административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушение не влечет за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Например, ООО "М", изготавливающее  мебель, в нарушение запрета органа государственного надзора за соблюдением  технических регламентов на реализацию продукции, содержащегося в выданном государственным инспектором Белорусского государственного института метрологии (БелГИМ) Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь предписании о запрете реализации кресел "Э 05" реализовало 2 таких кресла общей стоимостью 379960 рублей, что подтверждено справкой ООО "М". В судебном заседании представитель ООО указал, что кресла реализованы работнику предприятия.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение  которых предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 23.67 КоАП нарушение запрета органов государственного надзора за соблюдением технических  регламентов и средствами измерений  на выпуск, реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг) влечет наложение  штрафа на юридическое лицо в размере  стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Так как материалами  дела подтвержден факт реализации ООО "М" двух кресел "Э 05" в нарушение  запрета, установленного предписанием полномочного должностного лица органа государственного надзора за соблюдением  технических регламентов, суд признал  юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена  ст. 23.67 КоАП, и наложил административный штраф в размере 379960 рублей14.

Д.А. Гавриленко выделяет следующие  характерные черты административной ответственности.

Во-первых, основанием административной ответственности является административное правонарушение.

Во-вторых, административная ответственность менее сурова, чем  уголовная, и не влечет за собой судимости  лица, к которому применяется, и увольнения с работы.

В-третьих, административная ответственность состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью.

В-четвертых, к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено  законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую  налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти.

В-пятых, субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели) (и юридические  лица, на мой взгляд).

В-шестых, административной ответственности присущ всеобщий характер.

В-седьмых, существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной  простотой, что создает условия  для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые  гарантии законности, осуществления  права на защиту.

В-восьмых, административная ответственность урегулирована  нормами права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий  и органов, уполномоченных их применять, детально регулирует этот вид производства и в своей совокупности составляет нормативную основу административной ответственности15.

§ 2 Принципы, функции и цели административной ответственности

 

Административная ответственность  основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма (ч. 1 ст. 4.2 КоАП Республики Беларусь).

Соблюдение законности имеет исключительно важное значение при выборе вида и размера административного наказания, ведь именно здесь решается вопрос о виновности или невиновности привлекаемого к административной ответственности лица, о выборе вида и размера наказания с учетом того, что:

- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных КоАП;

- применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного органа или должностного лица в соответствии с КоАП.

Равенство всех перед законом  представляет собой один из важнейших  принципов существования правового  государства. Равенство всех перед  законом означает неотвратимость административной ответственности: санкции, определенные законом, будут применены, при этом уполномоченный орган (должностное  лицо) вправе избрать должную меру наказания с учетом субъективных (личностных) качеств нарушителя.

Принцип неотвратимости административной ответственности означает обязательную реакцию государства в лице управомоченных органов на факт совершенного административного правонарушения.

Для объективной стороны  состава административного правонарушения свойственно действие или бездействие  виновного лица, иначе будет отсутствовать само событие правонарушения16. В свою очередь, это будет означать отсутствие и самого состава правонарушения, в связи с чем лицо, привлекаемое к административной ответственности, не понесет наказания, так как оно соответственно не совершило самого действия. А раз нет деяния, нет и вины, ведь на основании одних лишь мыслей или намерений совершить какой-либо административный проступок административная ответственность не может быть применена. Применяемые к правонарушителю меры административной ответственности не будут строго считаться таковыми, поскольку нет и не может быть ответственности без вины. Такая важнейшая функция административной ответственности, как отрицательная реакция государства на правонарушение, при этих обстоятельствах не может быть реализована без установления виновности лица, совершившего административное правонарушение.

Принцип справедливости и  гуманизма означает законодательное  установление административной ответственности  и административного наказания  с учетом личности виновного и  иных обстоятельств, имеющих объективное  и разумное обоснование и способствующих адекватной оценке общественной вредности как самого неправомерного деяния, так и совершившего его лица, и применение одинаковых мер ответственности за различные по степени общественной вредности правонарушения с учетом фактора интенсивности участия конкретного лица в правонарушении, его поведения после совершения правонарушения и иных характеризующих личность обстоятельств. При этом исключается применение административного взыскания, имеющее своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Цель административной ответственности опосредуется через  функции, которые она выполняет: превентивную (или предупредительно-воспитательную), репрессивную (именуемую еще карательной  или штрафной) и сигнализационную. Все эти функции взаимосвязаны и в той или иной степени проявляются во всех видах юридической ответственности. При этом выделяют также и компенсационную (восстановительную) функцию юридической ответственности, которая характерна в основном для гражданско-правовой ответственности.

Первая функция призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать  субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к  закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное  воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.

Вторая функция проявляется  в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.

Третья (сигнализационная) функция находит свое отражение  при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 7.3 КоАП), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.

Некоторые авторы, например А.Б. Агапов, выделяют и такую функцию  административной ответственности, как  создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения — ограничительная функция. Она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение, дисквалификация17.

В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного  взыскания как меры этой ответственности. Можно отметить, что профилактическая (предупредительно-воспитательная) функция административной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.

 

 

РАЗДЕЛ II СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

В административном праве, как и в других отраслях права, существует персонифицированная система  субъектов. Особенности правового  статуса для каждого субъекта раскрываются применительно к отрасли  права, определяющей сферу правоотношений, участником которых становится субъект, реализуя при этом ту или иную группу субъективных прав и обязанностей.

В общей теории права  под субъектом права понимается прежде всего носитель субъективных юридических прав и обязанностей и участник правовых отношений, т.е. субъект, обладающий способностью иметь права и обязанности, реально имеющий и своими собственными действиями осуществляющий эти права и обязанности18. Это понятие включает в себя два критерия: социальный - участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта; юридический - признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях.

В научной литературе существует множество точек зрения по поводу понятий «субъект права» и «субъект правоотношений». Например, Д.Н.Бахрах считает, что «субъектами административного права следует признавать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения. Правоотношения - основной канал реализации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений и в общем кругу тех и других совпадает»19.

В настоящее время все  субъекты права большинством авторов  делятся на две группы: граждане и организации, физические и юридические  лица.

Это объясняется особенностями  административных правоотношений, наполненных  взаимными правами и обязанностями, которые составляют и характеризуют  основу государственного управления. Права и обязанности обусловливают  юридическое многообразие субъектов  этих отношений, что удобно для практического  использования. То же самое можно  сказать в отношении административной ответственности коллективных субъектов.

Рассмотрим главные подходы  к пониманию юридического наполнения этого понятия: приоритетным может  быть понимание коллективного субъекта административной ответственности  как организации или как юридического лица.

Термин "организация" понимается по-разному. Во-первых, организация - это деятельность, направленная на упорядочение, налаживание, приведение в систему чего-либо; во-вторых, организация - это определенное социальное образование, т.е. объединение людей, социальных групп, созданных для достижения поставленных целей20. Признаком организации как объединения людей обязательно выступает численное выражение, т.е. коллективность и общность людей, составляющих организацию. Данное объединение людей в своей деятельности имеет определенные цели, для достижения которых они вступают в правоотношения не от своего имени, а от имени организации. Понятие организации обособленно от понятий индивидуальных (физических лиц) и коллективных субъектов, не имеющих самостоятельности, собственных целей деятельности. Таким образом, организации количественно и качественно входят в более широкое по своему содержанию понятие «коллективные субъекты».

Термины «организация» и «юридическое лицо» различны по своему объему и правовому наполнению. Под организацией понимается коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Органом управления организации является администрация (директор, начальник, совет директоров, правление и др.). Вопросы деятельности, полномочий организаций в разных аспектах являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, трудового и др. Предприятия и учреждения выступают разновидностями организаций.

Информация о работе Административная ответственность