Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление и изучение понятия административной ответственности: исследование условий и оснований наступления административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих административную ответственность.
Основные задачи курсовой работы заключаются в следующем:
• Исследование основных черт, задач и структуры административной ответственности ;
• Характер видов административной ответственности ;
• Подробная характеристика субъектов административной ответственности;
• Изучение специфики наступления, применения и установления административной ответственности.

Содержание

Ведение
Глава1. Понятие административной ответственности……………………………….
1.1. Административная ответственность: понятие, задачи, структура и особенности.
1.2. Основания и условия административной ответственности.
1.3. Установление и применение административной ответственности.
1.4. Основания, освобождающие от административной ответственности.
Глава2. Виды административной ответственности.
2.1. Материальная ответственность.
2.2. Дисциплинарная ответственность.
Глава 3. Субъекты административной ответственности.
3.1. Субъекты административной ответственности: понятие, виды.
3.2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранн
3.3 Несовершеннолетние как субъекты административной ответственности.
3.4 Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы как субъекты административной ответственности.
3.5 Должностные лица как субъект административной ответственности.
3.6 Юридические лица как субъекты административной ответственности.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Адм.праву.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

При наличие  этих условий причинение лицом вреда  охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным  лицом) крайней необходимостью, то есть не является правонарушением и не влечет административной ответственности.5

Также административной ответственности не подлежит физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилась в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими в следствие хронического психического растройства, временного психического растройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.6

В рассматриваемом  понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический. Медицинский критерий невменяемости  указывает на различные формы  болезненных растройств психической  деятельности.

В КоАП РФ указано 4 формы:

  • хроническое психическое растройтво, то есть когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию. Например, шизофрения, эпилепсия;
  • временное психическое растройство – коротковременное растройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением. Например, алкогольный психоз;
  • слабоумие – дефект психики, проявляющееся в слабости интелекта, которое может быть врожденным или приобретенным, в результате изменений мозга при различных заболеваниях. Например, омпофрения.
  • Иное болезненное состояние психики – различные заболевания, которые сопровождаются временным растройством психики, но не относится собственно к психическим растройствам. Например, деменция.

Юридический критерий составляющийся в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействий) – интелектуальный момент и руководить ими – волевой момент. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административных правонарушениях, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза.

Необходимо  отметить, что КоАП РФ предусматривает  возможность освобождения от администратинвой ответственности при малой значительности административного правонарушения(ст.2.9. КоАП РФ).

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административнм правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В данном случае усмотрение должно быть основано на учете  всех обстоятельств совершения правонарушения, оценки его последствия, личности правонарушителя, обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность.

Освобождение  от ответственности в данном случае связывается с устным замечанием. Устное замечание не влечет для правонарушителя  юридических последствий, но сведетельствует  о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера государственного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Лицо, освобожденное  от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административным наказаниям.7

Глава 2. Виды административной ответственности.

2.1. Материальная  ответственность.

Материальная  ответственность – это применение восстановительных санкций для того, чтобы возместить причененный имущественный ущерб.

Она наступает, если государству действительно  причинен ущерб:

  • прямой, реальный;
  • при исполнении служебных обязанностей;
  • противоправным деянием;
  • виновно;
  • если между противоправным деянием и наступившем ущербом имеется причинная связь.

Административным  правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих. Соответствующие  нормы содержатся в Федеральном  законе «О материальной ответственности военнослужащих».

Материальная  ответственность реализуется в  рамках коллектива, соответствующие  полномочия – часть дисциплинарной власти линейного руководителя, ущерб  взыскивается с члена устойчивого  коллектива.

Размер применяемых  санкций зависит в основном не от степени вины, а от размера, наступившего в результате виновных противоправных действий вреда.

Виновный может  добровольно возместить причиненный  вред полностью или частично.

Санкция не может  быть заменена мерами общественного  воздействия. Сам же вред носит имущественный характер.

Карательные и  правовостановительные санкции  дополняют друг друга, могут применяться  одновременно к одному лицу.

Возмещение  ущерба военнослужащими и призванными  на сборы военнообязанными производится независимо от привлечения их к административной или дисциплинарной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб государству.

На основании  Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих»  имущественный ущерб может быть взыскан с любых военнослужащих в том числе и призванных на сборы военнообязанных.

Взыскание ущерба с военнослужащих является разновидностью дисциплинарного принуждения. Административным правом регулируются не только основания, но и порядок привлечения к  материальной ответственности.8

2.2. Дисциплинарная  ответственность.

Дисциплинарная  ответственность — это наложение  дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки  и иные правонарушения.

Дисциплинарная  ответственность по административному  праву является составной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие  отличительные особенности:

1)  применяется, как  правило, за дисциплинарные проступки,  но может наступить и за  совершение иных правонарушений (например, на основании ст. 2.5 КоАП РФ);

2) состоит в применении  карательных санкций — дисциплинарных  взысканий;

3)  право на ее применение  принадлежит субъектам линейной  власти; она, как правило, реализуется  в рамках линейной власти, в отношении линейно подчиненных руководителю членов коллектива;

4)  основания и порядок  наступления дисциплинарной ответственности  регулируются различными отраслями  права. Но наибольшее число  лиц несут дисциплинарную ответственность  по трудовому и административному праву.

На основе административно-правовых норм к дисциплинарной ответственности  могут привлекаться десятки миллионов  лиц — членов административных коллективов. Это милитаризованные служащие, обучающиеся  и лица, свобода которых ограничена в административном порядке.

Как правило, рассматриваемая  ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее  в нарушении обязанностей, связанных  с пребыванием лица в данном коллективе. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Поскольку дисциплинарные взыскания  осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много  морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).

Дисциплинарная ответственность  по административному праву регулируется дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации, таможенной службы и рядом других административно-правовых актов.9

Глава 3. Субъекты административной ответственности.

3.1. Субъекты административной  ответственности: понятие и виды.

Субъектами административных правонарушений являются физические и  юридические лица. При этом физические лица подлежат административной ответственности если они достигли к моменту совершения правонарушения с шестнадцатилетнего возраста. Кроме того, субъектами административных правонарушений могут быть только вменяемое физическое лицо.10

Личность правонарушителя  индивидуальна и все ее компоненты, так или иначе, накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная часть учитывается при правовой оценке содеянного. Оценивается лишь юридически значимые признаки личности  правонарушителя, которые принято разделять на 2 группы:

  • входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органам или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния;
  • особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания.11

В законодательстве различают:

  • общий субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста (или юридическое лицо), совершившее административное правонарушение, за которое оно несет административную ответственность.
  • специальный субъект административной ответственности – физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (при условии, если лицо несет за совершение данного правонарушения административную ответственность). Это может быть также и юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, в состав которого включены какие-либо специальные признаки субъекта, дополняющие общие (например, по организационно-правовой форме юридического лица как в ст. 6.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения не где угодно, а только в специально оборудованных местах – столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах).
  • особый субъект административной ответственности – только физическое лицо, вменяемое, достигшее установленного законом возраста и совершившее административное правонарушение, но в силу особенностей своего специального административно-правового статуса подпадающее под действие исключений из общих положений производства по делам об административных правонарушениях.12

Для одних из этих категорий субъектов законом  установлены дополнительные основания  для административной ответственности  или повышение ее размера, для  других – ограничения применения мер административной ответственности. Согласно ч.3 ст.11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст.2.5 КоАП РФ военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.13

3.2 Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица как субъекты административной ответственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном  шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.14

3.3 Несовершеннолетние  как субъекты административной  ответственности.

Несовершеннолетние  в возрасте от 16 до 18 лет привлекаются к административной ответственности  с некоторыми особенностями в  соответствии с ч.2 ст.2.3 КоАП РФ. С учетом некоторых обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в таком возрасте комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему мер воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. При совершении ими серьезных прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции и некотрые другие) они подлежат административной ответственности на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями: во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным – должны) передаваться на рассмотрение комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях; во-вторых к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.15

Информация о работе Административная ответственность