Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ контрольной работы - осуществить правовой анализ положений об административной ответственности по новому КоАП РФ.

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под общ.ред. Э.Н.Ренова.-М.:НОРМА, 2002., внесший существенные коррективы в определение границ административной ответственности за различные виды правонарушений.

В настоящее время перед юридической наукой стоит задача глубокого изучения и осмысления нового Кодекса, а также анализа практики его применения. Сегодня мы пока не можем объективно оценивать достоинства и недостатки нового КоАП РФ, так как не располагаем достаточными практическими материалами его применения. Вместе с тем, мы можем выделить наиболее важные черты этого правового акта, его принципиальные отличия от КоАП РСФСР 1985 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основания административной ответственности 5
2.признаки административного правонарушения 12
3.процессуальные основания административной ответственности 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК Использованной ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

2004 г.

О Г Л А В Л  Е Н И Е:

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. Основания административной ответственности 5
  • 2.признаки административного правонарушения 12
  • 3.процессуальные основания административной ответственности 20
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
  • СПИСОК Использованной ЛИТЕРАТУРЫ 26

ВВЕДЕНИЕ

С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под общ.ред. Э.Н.Ренова.-М.:НОРМА, 2002., внесший существенные коррективы в определение границ административной ответственности за различные виды правонарушений.

В настоящее  время перед юридической наукой стоит задача глубокого изучения и осмысления нового Кодекса, а также  анализа практики его применения. Сегодня мы пока не можем объективно оценивать достоинства и недостатки нового КоАП РФ, так как не располагаем достаточными практическими материалами его применения. Вместе с тем, мы можем выделить наиболее важные черты этого правового акта, его принципиальные отличия от КоАП РСФСР 1985 г.

Новый Кодекс сохранил прежнюю, привычную для правоприменителей структуру. Он состоит из пяти разделов: «Общие положения», «Особенная часть», «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», «Производство по делам об административных правонарушениях», «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях».

Законодательство  об административных правонарушениях, согласно новому Кодексу (ст.1.1 КоАП РФ), состоит только из законов. То есть привлечение кого-либо к мерам административной ответственности на основании Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, на основании актов глав субъектов РФ и иных ведомственных нормативных актов, незаконно. Введение в действие нового Кодекса, предусматривающего применение мер административной ответственности за нарушение требований земельного, жилищного, таможенного, налогового, природоохранного и иных видов законодательства, явилось своего рода кодификацией норм об административных нарушениях. Таким образом, никто не может быть привлечен к мерам административной ответственности иначе как на основании федерального закона или закона субъекта РФ.

В разделе «Общие положения» определены задачи законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2); получили нормативное закрепление  принцип равенства перед законом  лиц, привлекаемых к административной ответственности (ст. 1.4), презумпция невиновности (ст. 1.5); установлены предметы ведения  Российской Федерации в области  законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.3), пределы действия законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.7); сформулировано понятие административного правонарушения (ст. 2.1); определены круг субъектов административной ответственности, их право- и дееспособность (ст.ст. 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.10); установлен перечень административных наказаний (ст. 3.2) и дано определение каждого из них (ст.ст. 3.4-3.11); регламентированы общие правила, в соответствии с которыми назначаются и применяются наказания за административное правонарушение, сроки назначения этих наказаний (глава 32).

В новом КоАП РФ нашли свое отражение радикальные изменения государственной и общественной жизни России за прошедшие годы, а также базовые положения основного Закона страны - Конституции РФ.

ЦЕЛЬ контрольной  работы - осуществить правовой анализ положений об административной ответственности  по новому КоАП РФ.

1. Основания  административной ответственности

Прежде всего отметим, что принято выделять три основания административной ответственности Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов.- М.:НОРМА-ИНФРА-М, 2000, с.477-478.:

нормативное, то есть систему норм, регулирующих ее,

фактическое, то есть деяние конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания,

процессуальное, то есть акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания  за конкретное административное правонарушение.

Важнейшее основание  административной ответственности - административное правонарушение.

Правонарушение - это разновидность антисоциального, противоправного поведения. «При определении в законодательстве правонарушений и санкций (санкцией правовой нормы называется указание меры государственного принуждения, применяемые за ее нарушение) принимают во внимание следующие правила: во-первых, чем строже санкция, тем детальнее должно быть описано правонарушение, за которое она применяется; во-вторых, при наказании правонарушителя или наложении на него взыскания санкция должна допускать выбор между различными мерами (и сроками) наказания или взыскания с учетом обстоятельств дела и личности виновного Общая теория права. /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С.308-309.».

В юридической  литературе понятие «правонарушение» трактуется по-разному. «Правонарушение - это виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996. С.331.».

«Правонарушением  называется виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом» Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко., М.,1996. С.454..

Существует, по нашему мнению, более точное и емкое  понятие данного явления. «Правонарушение - это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), совершенное вменяемым, достигшим указанного в законе возраста лицом и влекущее за собой юридическую ответственность» Теория государства и права., Л., 1986. С.316.. «Правонарушение правонарушаемость) как определенное общественное явление, имеющее свои относительно самостоятельные закономерности возникновения, развития и отмирания, состоит из множества отдельных, единичных правонарушений, каждое из которых имеет общие со всеми признаки. Совокупность этих признаков, раскрывающих социальную природу и юридическую форму подобного рода деяний, и составляет понятие «правонарушение» Теория государства и права., Л., 1987. С.503..

Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. СПб.: ПИТЕР, 2003. привнес в жизнь нашего общества много нового, чего до настоящего времени не знала современная доктрина российского административного права.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ «задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений».

Вступление в  силу нового КоАП РФ - событие неординарное в нашем законодательстве. Это второй систематизированный закон, который принял своеобразную эстафету от своего предшественника Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1985 г.

В течение 90-х  годов ХХ в. происходило фактическое  «размывание» единого правового  поля путем принятия и применения различных нормативных правовых актов, которые не предназначались  для пополнения действующего КОАП РСФСР. По состоянию на 30 декабря 2001 г. общий  итог оказался весьма впечатляющим: в  действующем КоАП РСФСР насчитывал 291 состав административных правонарушений, в то время как его пределами «обреталось» 285 составов. Таким образом, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях успешно превратился в полукодекс.

Законодатель  прямо предусмотрел в новом КоАП РФ административную ответственность юридических лиц, поставив окончательную точку в дискуссии о том, возможна ли административная ответственность юридических лиц.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренный Кодексом РСФСР  об административных правонарушениях 1985 года, не распространялся на производство по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами. Лишь в отдельных законодательных  актах, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, предусматривалась возможность  применения порядка производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренного КоАП РСФСР.

Так, например, согласно статье 14 Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности  юридических лиц (организаций) и  индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции» порядок  производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, определялся последним, а в части, не урегулированной им, - разделом IV Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  установил единый (как в отношении  физических лиц, так и в отношении  юридических лиц) порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Кроме того, все  виды административных правонарушений и ответственность за них, в том  числе и предусмотренные не только федеральными законами, но и другими  нормативно-правовыми актами Российской Федерации, включены в Кодекс.

В статье 2.1 нового Кодекса об административных правонарушениях  дано понятие административного правонарушения, как противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Тем самым, законодатель исключил возможность ситуации, когда  административная ответственность  могла в нарушение пункта 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации  Конституция РФ. М.,2003. Ст. 76. устанавливаться  Указами Президента Российской Федерации.

Что же касается самого правового института административной ответственности, то здесь необходимо отметить следующее.

Профессор А.Б. Агапов, например, под административной ответственностью понимает разновидность правовой ответственности, субъектами которой являются Российская Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица - органы исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в сфере  административного правосудия, должностные  лица указанных органов, а также  физические лица Агапов А.Б. Административная ответственность. Учебник. М., 2000. С. 22..

Профессор А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему правонарушение Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1998. С. 282..

В вышеназванных  дефинициях подчеркивается, что административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом  или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим  лицам, совершившим правонарушение Административное право. Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2002. С. 335-336..

В приведенных  понятиях отмечается, что административная ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.

Свое понимание  этого вопроса выдвигает проф. Д.М. Овсянко, считающий, что административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Туманова. М., 1997. С. 29..

В настоящее  время, согласно концепции нового Кодекса  законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых  на его основе законов субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях. И если Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях, безусловно, занимая особое место  в системе законодательства об административных правонарушениях, представлял собой  самый большой по объему нормативный  акт в данной области, то новый  Кодекс должен стать единственным кодифицированным федеральным законодательным актом, устанавливающим ответственность  за административные правонарушения.

Информация о работе Административная ответственность