Административная ответственность за злоупотребление монопольным положением на рынке и недобросовестную конкуренцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Злоупотребления монопольным положением на рынке……………………….4
2. Антиконкурентные согласованные действия …………………………………...9
3. Дискриминация предпринимателей ……………………………………………12
4. Санкции за нарушение антимонопольного законодательства ……………….15
Заключение…………………………………………………………………………20

Список использованной литературы……………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 95.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                      «ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»                

ТИРАСПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

                                                                               Специализация:

                                                                               Государственное управление и

                                                                               международно-правовые отношения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по административному праву

на тему:

Административная ответственность за злоупотребление монопольным положением на рынке и недобросовестную конкуренцию

 

 

                                                                                     Студента III курса

                                                                                     заочного отделения

                                                                                     Свидерского А.В.

 

                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                     Лука Е.В.

 

Тирасполь – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                                               

Введение……………………………………………………………………………...3                                           

 

1.   Злоупотребления монопольным положением на рынке……………………….4

2.   Антиконкурентные согласованные действия …………………………………...9

3.   Дискриминация предпринимателей ……………………………………………12

4.   Санкции за нарушение антимонопольного законодательства ……………….15

Заключение…………………………………………………………………………20

 

Список использованной литературы……………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конкуренция является необходимой предпосылкой рыночной экономики. Она означает состязательность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне (монопольно) воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Из этого следует, что, во-первых, конкуренция представляет собой объективно необходимый регулирующий фактор рыночной экономики, основанной на свободе предпринимательства, а, во-вторых, — это антипод монополизма в экономике, который стремится подавить конкуренцию. Если монополистическая деятельность не ограничивается законом, то это ведет к сворачиванию конкуренции, свободы предпринимательства и рыночной экономики в целом. На поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности направлено антимонопольное законодательство, которое в нашей стране представлено как общими и специальными законами, так и множеством подзаконных актов.

В соответствии со статьей 42 Конституции Украины не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция. Конституционный запрет касается деятельности, нацеленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, независимо от конкретных ее видов и составов правонарушений.

Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” называет три вида нарушений антимонопольного законодательства:

- злоупотребления монопольным положением на рынке;

- антиконкурентные согласованные действия; 

- дискриминацию предпринимателей.

1. Злоупотребления монопольным положением на рынке

 

Этот вид правонарушения может совершаться лишь субъектом хозяйствования, занимающим монопольное положение на рынке. Поэтому анализу понятия «злоупотребления» предварим анализом понятия «монопольное положение на рынке».

Основополагающим антимонопольным законом является Закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины  «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» монопольное положение – это доминирующее положение субъекта хозяйствования, дающее ему возможность самостоятельно или совместно с другими субъектами хозяйствования ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольным признается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%. Решением Антимонопольного комитета Украины может признаваться монопольным положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара менее 35%, если установлено наличие у него рыночной власти.

Признаками рыночной власти являются: способность предпринимателя, не являющегося единственным производителем (поставщиком) соответствующего товара, диктовать свои условия при продаже товара, заключении договора о поставке, навязывать потребителю невыгодные условия; способность предпринимателя посредством монополизации рынка поставки производственных ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других предпринимателей, которые производят соответствующие товары с применением производственных ресурсов, или создавать барьеры вступления на рынок; способность предпринимателя сокращать или ограничивать выпуск товаров и поставку их на рынок сбыта с целью получения односторонней корысти при купле или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставке товаров, а другие предприятия, являющиеся его конкурентами, не способны компенсировать созданный дефицит товаров; способность предпринимателя повышать цены на товары и поддерживать их на уровне, который превышает уровень, обусловленный конкуренцией на рынке.

В соответствии с законодательством Украины само по себе обладание субъектом хозяйствования монопольным положением не является противоправным. Таковым является лишь злоупотребление доминированием на рынке.

В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» злоупотреблениями монопольным положением считаются:

- навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывания товара, не нужного   контрагенту;

- ограничение или прекращение производства, а также изъятие из  обращения, которые привели или могут привести к созданию или  поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен;

- частичный или полный отказ то реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта, которые привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен;

- иные действия, которые привели или могут привести к созданию  препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) других субъектов хозяйствования;

- установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей;

- установление монопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или может привести к нарушению прав потребителей;

- установление монопольно низких цен (тарифов, расценок) на свои товары,  что привело или может привести к ограничению конкуренции.

Перечень правонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным положением на рынке, расширялся в Законе, и если первоначально в законодательстве было указано 5 нарушений, то затем их число возросло до 7. Однако при этом, несмотря на расширение перечня правонарушений, этот перечень, как и в первоначальной редакции Закона, является исчерпывающим.

Из-за отсутствия действенной конкуренции и эффективных средств правовой защиты потребителей резко усиливается давление производителя (поставщика, продавца) на покупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства потребитель не может реально осуществлять право выбора производителя (продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя-монополиста, который нечестными способами пытается воспользоваться своим монопольным положением.

Особенностью этого вида нарушения антимонопольного законодательства является осуществление субъектом хозяйствования, занимающим монопольное положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение предпринимателем прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или высокой или высокой производительностью, а неправомерным  использованием им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление такого положения посредством устранения с рынка конкурентов либо ограничения из доступа на рынок.

В обозначении круга правонарушений и их составов, признаваемых злоупотреблением монопольным положением на рынке, проявляется существенное сходство законодательства стран СНГ. Сравнительный анализ этого законодательства показывает, что основные составы правонарушений тождественны или в значительной степени сходны. К ним относятся:

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят  контрагентов в неравное положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами;

- создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам либо для их выхода с рынка;

- изменение объемов производства и изъятия товаров из обращения с целью создания искусственного дефицита и повышения цен;

- ценовые манипуляции с целью получения дополнительных преимуществ на рынке.

Несмотря на такое сходство самих составов правонарушений, существенное различие в понимании их природы прослеживается при сопоставлении законодательства Украины, других стран СНГ и России. В Законе Украины, как и большинства других стран СНГ, указанный действия, безусловно, признаются правонарушениями, независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе, независимо от возможности их положительного влияния в будущем. В отличие от них Закон России предусматривает, что действия, формально отвечающие признакам нарушения, могут, тем не менее, быть признаны правомерными, если совершивший их хозяйствующий субъект докажет, что они могут иметь благоприятные социально-экономические последствия, т.е. насыщение товарных рынков, улучшение потребительских свойств товаров и (или) повышение их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке.

На Украине злоупотребление монопольным положением на рынке являлось одним из самых распространенных нарушений антимонопольного законодательства на протяжении последний нескольких лет.

Одним из видов государственного контроля, находящимся в стадии формирования, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства по защите интересов предпринимателей и добросовестной конкуренции. Правовым обеспечением этого вида контроля являются Законы Украины «О защите экономической конкуренции» и «Об Антимонопольном комитете Украины». В соответствие с этими законами приведена вся нормативная база: решения Правительства Украины, центральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в этой сфере.[1]

Основными задачами Антимонопольного комитета является осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей и потребителей, содействие развитию добросовестной конкуренции во всех сферах экономики. В систему антимонопольных органов входят Антимонопольный комитет в составе председателя и десяти государственных уполномоченных и территориальные отделения, создаваемые Антимонопольным комитетом. Деятельность этой важной для формирования рыночных отношений контрольной системы регулируется Законом Украины «Об Антимонопольном комитете» и Положением о территориальных отделениях Антимонопольного комитета Украины.

 

Информация о работе Административная ответственность за злоупотребление монопольным положением на рынке и недобросовестную конкуренцию