Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:31, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Главная цель данной работы заключается в комплексном изучении особенностей административной ответственности - как вида юридической ответственности, применяемой за нарушение трудового законодательства; теоретических и практических проблем реализации административной ответственности за правонарушения, посягающие на трудовые права граждан; характеристики административных правонарушений хозяйствующих субъектов различных форм собственности в сфере труда; уточнить сущность и основание административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства. 5
1.1 Общие понятия административной ответственности. 5
1.2 Отличие административной ответственности от других видов ответственности. 9
Глава 2. Характеристика административных правонарушений в сфере защиты прав граждан. 16
2.1 Административные правонарушения, посягающие на права граждан. 17
2.2 Правовые проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение трудовых прав граждан. 21
Заключение 24
Список использованных источников 26

Работа содержит 1 файл

курсовая исправлены ошибки.docx

— 58.82 Кб (Скачать)

2.1 Административные правонарушения, посягающие на права граждан.

 

       В трудовых отношениях задействовано  огромное количество граждан России. Большую часть своей жизни  человек проводит именно на работе, в связи с чем, сложно переоценить  значение охраны данных отношений для  трудящихся граждан. Не случайно, в  ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации рассмотрение экономических и социальных прав граждан начинается с анализа  ситуации в сфере трудовых отношений .

       В связи с чем, представляется необходимым  выделить административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан  в отдельную главу КоАП РФ.

       Нормативную основу административной ответственности  за нарушение трудового законодательства в настоящее время составляет КоАП РФ.

       Глава 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» содержит одиннадцать статей (ст. 5.27 - 5.34, 5.40, 5.42, 5.44), посвященных правонарушениям, посягающим на трудовые права граждан15.

     Общим объектом данных составов административных правонарушений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность трудовой деятельности, реализации права  граждан на труд, соблюдения работодателями требований действующих нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

     Объективную сторону правонарушения составляет общественно опасное деяние, направленное на дестабилизацию отношений в сфере  трудовой деятельности граждан.

     Большинство правонарушений рассматриваемой группы могут совершаться как путем  действия, так и путем бездействия  виновного лица. Однако в некоторых  случаях законодателем используются такие формулировки, которые предусматривают  возможность совершения административного  правонарушения только через незаконное бездействие.

     В частности, таковыми являются: уклонение  от участия в переговорах о  заключении коллективного трудового  договора или соглашения (ст. 5.28 КоАП РФ) и непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного  трудового договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ).

     Субъективная  сторона рассматриваемой категории  правонарушений характеризуется наличием вины правонарушителя, которая может  быть выражена в форме умысла на совершение правонарушения, что в соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ означает, что лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Кроме того, не исключает привлечение к ответственности за совершение правонарушений по неосторожности, т.е. в связи с небрежностью или легкомыслием правонарушителя. Вместе с тем анализ судебной практики по данной категории дел показывает, что, как правило, правонарушения в сфере трудовых отношений совершаются умышленно и в достаточно редких случаях имеют место неосторожные действия правонарушителей, обусловленные, прежде всего, ошибками кадровых служб при оформлении трудовых отношений с работниками.

     Субъектами  правонарушения, как уже указывалось, могут выступать различные участники  трудовых правоотношений. В их числе  работодатели, как юридические лица и индивидуальные предприниматели, так и непосредственно должностные  лица, выполняющие в организациях-работодателях административно-распорядительные и иные управленческие функции.

     Конституция РФ устанавливает гарантии реализации гражданином своих трудовых прав и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой  бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом  минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право  на отдых, а также обеспечивает единый порядок регулирования отношений  между работником и работодателем  в организациях всех форм собственности  и независимо от ведомственной принадлежности16.

     Положения ст. 37 Конституции РФ выступают в  качестве исходных начал правового  регулирования трудовых отношений17.

     Помимо  норм, имеющих высшую юридическую  силу данные отношения регулируются:

     1. международными договорами и актами, содержащими общепризнанные принципы и нормы международного права;

     2. федеральными законами;

     3. указами Президента РФ, которые носят нормативный характер;

     4. постановлениями Правительства РФ;

     5. актами министерств и ведомств Российской Федерации;

     6. законами субъектов Российской Федерации;

     7. подзаконными актами субъектов Российской Федерации (постановления, решения, носящие нормативный характер, и др.);

     8. соглашениями (генеральными, отраслевыми (межотраслевыми), региональными, территориальными и др.);

     9. коллективными договорами;

     10. локальными нормативными актами (правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностные инструкции и др.).

     Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2  статьи 5.27 КоАП РФ, может  выражаться в действии либо бездействии, заключающихся в невыполнении или  нарушении норм действующего законодательства о труде и об охране труда в  части правовых предписаний, единых нормативных требований и т.д.

     Структурными  подразделениями системы трудового  права являются институты, которые  представляют совокупность юридических  норм, различающихся между собой  по предметному признаку регулирования, т.е. особенностям отдельных видов  общественных отношений либо отдельным  сторонам (элементам) какого-либо конкретного  вида общественных отношений.

     Система российского трудового права  наиболее полно отражена в Трудовом кодексе РФ. Она включает в себя следующие институты:

     § трудоустройства (объединяет нормы, регулирующие отношения связанные с подысканием гражданам подходящей работы);

     § трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);

     § профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно на производстве;

     § рабочего времени и времени отдыха;

     § нормирования труда;

     § оплаты труда;

     § дисциплины труда;

     § материальной ответственности;

     § охраны труда;

     § надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

     По  замыслу законодателя, невыполнение или нарушение любых норм действующего законодательства о труде и об охране труда, включенных в систему  трудового права, содержат в себе признаки состава административного  правонарушения рассматриваемой статьи.

2.2 Правовые проблемы привлечения  к административной ответственности  за нарушение трудовых прав  граждан.

 

     Глава 21 Трудового кодекса РФ, содержит  нормы, регулирующие порядок выплаты  заработной платы работникам.

     Трудовые  доходы  каждого  работника  определяются  его  личным  вкладом с учетом  конечных  результатов  работы  организации. Минимальный  размер  заработной  платы  означает, что  работник, отработавший  полностью  месячную  норму  рабочего  времени  и  выполнивший  свои  трудовые  обязанности  ,  не  может  получить  оплату  за  труд  ниже  установленного федеральным законом минимума. При  этом  в  минимальный  размер  оплаты труда  не  включаются  доплаты  и  надбавки,  премии  и  другие  поощрительные  выплаты, а  также  выплаты  за  работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических   условиях  и  на  территориях,     подвергшихся    радиоактивному загрязнению,   иные   компенсационные  и   социальные   выплаты18.

     Согласно  ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается  работнику не реже чем каждые полмесяца  в день, установленный правилами  внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором. Для отдельных  категорий работников федеральным  законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

     Невыплата в установленные законом сроки  заработной платы расценивается  как использование принудительного  труда.

     Виновные  в нарушении трудового законодательства, связанные с выплатой заработной платы, привлекаются в том числе  и к административной ответственности, предусмотренной ст.5.27 КоАП РФ.

     Также в практике возникают вопросы о том, какому органу: суду или Федеральной инспекции труда — подведомственны дела, предусмотренные ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, об административном правонарушении, не влекущем административного приостановления деятельности19.

     При ответе на этот вопрос необходимо исходить из следующего.

     Согласно  ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение соответствующего административного  штрафа на должностных лиц, а также  лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц.

     В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса  рассматривают Федеральная инспекция  труда и подведомственные ей государственные  инспекции труда.

     Вместе  с тем, согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса, наказание  в виде административного приостановления  деятельности назначается судьей.

     Исходя  из ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматриваются  судьями в случаях, если орган  или должностное лицо, к которым  поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

     Факт  такой передачи не означает, что  судьей должно быть назначено наказание  только в виде приостановления деятельности. При этом должны учитываться общие  правила назначения административного  наказания (ст. 4.1 Кодекса) и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. 4.2 и 4.3 Кодекса).

     Одной из существенных мер наказания за нарушение законодательства о труде  и об охране труда является дисквалификация20.

 

 

Заключение

 

       В трудовых отношениях задействовано  огромное количество граждан России. В связи с чем сложно переоценить значение охраны данных отношений для трудящихся граждан.

       Поэтому представляется необходимым выделить административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан в отдельную главу КоАП РФ.

       Нормативную основу административной ответственности  за нарушение трудового законодательства в настоящее время составляет КоАП РФ.

       Глава 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» содержит одиннадцать статей (ст. 5.27 - 5.34, 5.40, 5.42, 5.44), посвященных правонарушениям, посягающим на трудовые права граждан.

     Особенностью  регулирования общественных отношений  в сфере труда является максимальная приближенность исполнительных органов  к тем, кто непосредственно действует  в этой системе – к гражданам и различного рода юридическим лицам. Причем, именно по отношению к ним исполнительные органы (в частности должностные лица федеральной инспекции труда) реализуют принадлежащие им юридически  - властные полномочия, включая контрольно – надзорные и принудительные. Надзорные полномочия рассчитаны на воздействие именно на такие объекты, которые не находятся в организационном подчинении у органов исполнительной власти любого уровня.

     Административное  принуждение, является наиболее реальным правовым средством, обеспечивающим соблюдение законности и государственной дисциплины при реализации трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должное, т.е. соответствующее правопорядку, поведение разнообразных  по своим качествам субъектов (работодателей), применяющих труд наемных работников.

     Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях имеет большое  социальное и юридическое значение. В нем осуществлено упорядочение значительного массива действующих  административно–правовых норм различного уровня. В этом состоит его значение в плане создания стабильного  законодательства, что особенно важно  для сферы действия норм российского  административного права.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан