Административная ответственность за административные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Административная ответственность: понятие и сущность………..…….….4
Понятие и признаки административной ответственности…......………4
Законодательная основа административной ответственности......…….8
Основания административной ответственности………………………12
Административное правонарушение как основание для возникновения административной ответственности……………………………...….….…..13
Понятие и признаки административного правонарушения........……..13
Освобождение от административной ответственности………………16
Состав административного правонарушения………………….………17
Административное наказание как мера ответственности за административное правонарушение………………………………….……..21
Понятие и сущность административного наказания….………………21
Принципы назначения административного наказания……………….24
Виды административных наказаний……………………….…………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Литература……………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Административное право. Курсовая работа..docx

— 63.02 Кб (Скачать)

     Особую  роль при назначении обоснованного  и справедливого административного  наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.16

     Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

    • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
    • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного вреда;
    • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
    • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

     Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело, также могут признать смягчающими  обстоятельства, не указанные в Кодексе  или законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

     Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 17

    • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    • повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое юридическое лицо уже подвергалось административному наказанию;
    • совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

     Данные  обстоятельства не могут учитываться  как отягчающие в случае, если они  предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного  правонарушения. Кроме того, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело, в зависимости от характера  совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными  органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие  от перечня смягчающих обстоятельств.

       Акты, смягчающие или отменяющие  ответственность за административные  правонарушения, имеют обратную  силу, то есть распространяются  и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

 

3.3. Виды административных  наказаний

     За  совершение административных правонарушений могут применяться следующие  административные взыскания:

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • административный арест;
    • административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • дисквалификация.

     Административные  взыскания подразделяются на взыскания, которые могут применяться только в качестве основных, и на взыскания, которые могут применяться в  качестве как основных, так и дополнительных взысканий.

     В качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий могут  применяться:

    • возмездное изъятие орудия совершения или предмета  административного правонарушения;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • административное выдворение.

     Прочие  административные взыскания могут  применяться только в качестве основных.

     За  одно административное правонарушение может быть наложено либо одно основное, либо одно основное плюс одно дополнительное взыскание.

     Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме или (в предусмотренных законодательством случаях) оформляется иным установленным способом. Предупреждение влечет за собой такие же юридические последствия, как и прочие основные административные взыскания. В частности, предупреждение может иметь значение для квалификации правонарушения как повторного, то есть, если лицо, получившее предупреждение за административное правонарушение, в течение года со дня его получения совершит новое административное правонарушение, то наличие предупреждения явится основанием для применения более строго административного взыскания за новое правонарушение.18

     Устное  предупреждение и устное замечание  не являются административным взысканием и не влекут отрицательных правовых последствий.

     Наиболее  распространенным административным взысканием, предусмотренным почти за все  виды административных правонарушений, является штраф.

     Штраф - это денежное взыскание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

     Штраф выражается в величине, кратной одной  из следующих величин:

    • минимальному размеру месячной оплаты труда (взятому без учета районных коэффициентов), установленному законодательством на момент окончания или пресечения административного правонарушения (в дальнейшем обозначается как МРОТ);
    • стоимости предмета административного правонарушения не момент окончания или пресечения административного правонарушения;
    • сумме неуплаченных налогов, подлежащих оплате, либо сумме незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

     Штраф может быть установлен в пределах:

    • для граждан – до 25 МРОТ;
    • для должностных лиц – до 50 МРОТ;
    • для юридических лиц – до 1000 МРОТ.

В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

     Возмездное  изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета, то есть возмездное изъятие в качестве административного взыскания может быть применено только к предмету, явившемуся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.

     Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое  или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Лишение специального права назначается судьей на срок не менее 1 месяца и не более 2 лет.

     Административный  арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток.

     Административное  выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства применяется в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

     Новым видом административного наказания  является дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

 

Заключение

     Проблема  административной ответственности, безусловно, является актуальной в настоящее  время в России. До сих пор не принято четкое определение административной ответственности, также не полностью раскрыты принципы и методы реализации ответственности, сущность ответственности не только граждан перед государством, но и государства перед гражданами. Особо следует сказать о проблемах, связанных с определением ответственности юридических лиц. Множество коммерческих предприятий не имеют, в отличие от государственных, четкой структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений. Поэтому следует сделать еще многое для улучшения системы норм права, связанных с ответственностью. Однако, несомненно, принятие нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) явилось решительным шагом на пути по упорядочению российского законодательства об административных правонарушениях в современных российских условиях, в переходный для страны период. А приведение в ближайшем будущем в стройную систему норм права, касающихся совершенства ответственности за правонарушения в различных сферах деятельности, несомненно, облегчит задачу правоохранительных и правоприменительных органов и будет способствовать стабилизации правовой структуры страны.

 

Литература 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.93 №237
  2. Федеральный закон РФ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. // «Собрание законодательства РФ», 2002, № 1 ч. 1. ст. 2
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР» // «Собрание законодательства РФ», 15.12.2003, N 50 ст. 4855
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ, № 3, 2003
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 ч. 1 ст. 1
  6. Таможенный кодекс РФ ред. От 30. 06. 02 // М., «Статут», 2001
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации // М.: ООО «ВИТРЭМ», 2003
  8. Уголовный кодекс РФ // М., «Статут», 2001

    II. Монографии, комментарии, учебники, пособия:

  1. Административная ответственность // Ин-т государства и права РАН. Акад. правовой ун-т; Отв. ред.: И.Л. Бачило, Н.Ю. Хаманева. - М., Юрдическая литература, 2001
  2. Виговский Е.В. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности // Главная книга, М., 2002, № 16.
  3. Габричидзе Б.М. Чернявский А.Г. Административное право РФ: Учебник для вузов// М., «Дело и Сервис», 2001
  4. Халфина Р.О.  Общее учение о правоотношении //М., «Элит», 2007.
  5. Юсупов В.А. Теория административного права // М., «Юристъ», 1985.
  6. Хашепуленко И. Шеленков С.  Привлечение к административной ответственности  за  нарушение законодательства: новеллы и возможные проблемы правоприменения // М., Юрист, 2002, №4
  7. Административно-правовое принуждение в производстве по делам об административных правонарушениях (проблемы теории) // Закон. 2010. № 6. – 1 п.л.
  8. Серков П.П. Административные правонарушения: квалификация и назначение наказаний. Научно-практическое пособие. М.: «Норма», 2010. – 28 п.л.
  9. Серков П.П. Характеристика правоотношений в сфере административной ответственности // Государство и право. 2010. № 9. – 1,25 п.л.
  10. Антонов А. А. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях: Дис. . канд. юрид. наук. — Омск, 2006. – 56 п.л.
  11. Серков П.П. Административные правонарушения: квалификация и назначение наказаний. Научно-практическое пособие. М.: «Норма», 2010. – 28 п.л.
  12. Серков П.П. Производство по делам об административных правонарушениях как вид административного производства: Монография. - М.: Российская академия правосудия, 2010. – 11 п.л.
  13. Лунев А.Е Административная ответственность за правонарушения. М.2009. – с. 125.
  14. Манохин В.М. Конституционные основы административного права. Саратов.2008–с.39.

     

Информация о работе Административная ответственность за административные правонарушения