Административная ответственность как вид юридической ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:01, контрольная работа

Описание работы

. В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями.
Ю. П. Битяк определяет административное принуждение как систему средство психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.

Содержание

1) Административная ответственность как вид административного принуждения.
2) Административная ответственность как вид юридической ответственности.
3) Понятие административной ответственности и ее отличительные черты.
4) Законодательство об административной ответственности.
5) Применение административной ответственности, ее цели, принципы и последстви

Работа содержит 1 файл

0639000_C209B_administrativnaya_otvetstvennost_kak_vid_yuridicheskoy_otvet.docx

— 37.70 Кб (Скачать)

СРС - 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности.

Вопросы:

1)  Административная ответственность как вид административного принуждения.

2)  Административная ответственность как вид юридической ответственности.

3)  Понятие административной ответственности и ее отличительные черты.

4)  Законодательство об административной ответственности.

5)   Применение административной ответственности, ее цели, принципы и последствия.

 

1. В административной науке даются разные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями.

Ю. П. Битяк определяет административное принуждение как систему средство психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.

Административное принуждение  является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему. Одновременно следует отметить, что административное принуждение характеризуется и  своими собственными чертами, которые  дают возможность отличить его от уголовно-правового, дисциплинарно-правового, гражданско-правового и иных видов государственного принуждения.

1. Как правило, административное  принуждение используется в сфере  государственного управления, для  охраны государственно-управленческих  отношений.

2. Применять меры административного  принуждения уполномочен достаточно  широкий круг государственных  органов и должностных лиц.

3. Административное принуждение,  в отличие от уголовно-правового, применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.

4. Административное принуждение,  в отличие от дисциплинарного,  применяется в рамках внеслужебного  подчинения, при отсутствии организационной  подчиненности между сторонами  правоотношения.

5. Применение мер административного  принуждения регулируется нормами  административного права.

Довольно важным является вопрос соотношения мер административно-правового  принуждения и принудительных мер, предусмотренных нормами административного  права. При этом следует отметить, что административно-правовое принуждение  полностью регулируется нормами  административного права. Вместе с тем, к мерам принуждения административного характера относятся, кроме вышеуказанных, меры дисциплинарного принуждения и дисциплинарной ответственности, которые регламентируются нормами административного права (дисциплинарная ответственность государственных служащих, военнослужащих, студентов и др.).

На основании изложенного  можно сделать вывод, что административное принуждение — вид государственного принуждения, который применяется  правомочными государственными органами (должностными лицами) с целью предупреждения и прекращения административного  проступка, а также обеспечения  привлечения виновного к административной ответственности.

Относительно видов административного  принуждения следует отметить, что  в административно-правовой науке  нет единой точки зрения по этому  поводу. Большинство ученых считают, что можно выделить такие виды: меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного взыскания.

В отличие от этой точки  зрения Д. Н. Бахрах отрицает существование такого вида административного принуждения, как меры административного предупреждения, считая, что административное принуждение применяется только в случае совершения административного проступка. Им выделяется такой вид административного принуждения как восстановительные меры.

Принимая во внимание, что  и первая, и вторая точки зрения весьма интересны, следует рассмотреть  их более детально.

В отличие от других видов  административного принуждения, применение административно-предупредительных  мер не связано с совершением  административного проступка, то есть оно призвано предупредить его. Данные меры внешне сходны с профилактическими. Однако по своей сути и порядку применения профилактическими мерами их считать нельзя, поскольку они предусматриваются и применяются в одностороннем властном порядке без согласия тех, относительно кого они реализуются. Следующим различием между предупредительными мерами и иными мерами административного принуждения является то, что основанием применения первых может быть как предупреждение противоправных действий (мелкое хулиганство, управление транспортным средством в состоянии опьянения), так и стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии. Вторые меры административного принуждения применяются только по отношению к правонарушителю.

В административной науке  принято выделять такие меры административного  предупреждения, как:

— проверка документов;

— досмотр вещей и личный досмотр;

— осуществление административного  надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

— реквизиция имущества;

— введение карантина при  эпидемиях и эпизоотиях;

— закрытие участков государственной  границы;

— контроль и надзорные  проверки;

— профилактические медицинские  осмотры работников некоторых профессий;

— ограничение или запрет движения транспорта и пешеходов  на отдельных участках улиц и автомобильных  дорог при возникновении угрозы общественной безопасности и т. д.

Меры административного  пресечения в отличие от предыдущих связаны с совершением административного  проступка и применяются с  целью прекращения дальнейшего  его совершения, недопущения наступления  более тяжких противоправных последствий  и обеспечения возможности привлечения  виновного лица к административной ответственности.

Административное пресечение осуществляется как в интересах  общества, государства, так и в  интересах самого правонарушителя, поскольку не дает ему возможности  продолжать противоправное действие и  усугубить свою вину.

Меры административного  пресечения следует отличать от мер  административного взыскания. Фактическим  основанием последних является административный проступок, то есть виновное действие. Административное пресечение может применяться как к виновным действиям, так и к объективно противоправным невиновным действиям (совершенным невменяемым лицом или лицом до 16 лет). В ряде случаев административное пресечение применяется при совершении преступления. Кроме того, меры административного пресечения могут применяться к лицам, наделенным депутатским, дипломатическим иммунитетом, работникам органов внутренних дел, военнослужащим (которые за совершенный проступок привлекаются, в ряде случаев, к дисциплинарной ответственности по нормам административного права).

Единого нормативного акта, который регулировал бы систему  мер административного пресечения нет и их применение регламентируется многочисленными подзаконными нормативными актами, что создает определенные трудности в их реализации.

В административной науке  меры административного пресечения принято классифицировать на виды, в частности: общие, специальные, процессуальные.

К общим мерам административного  пресечения можно отнести: принудительное лечение; приостановление работ; временное  отстранение от управления транспортным средством; отстранение от работы, обучения; запрет эксплуатации механизмов и др. Данные меры могут применяться и  к физическим, и, соответственно, к  юридическим лицам.

Специальные меры, в отличие  от общих, применяются только к физическим лицам. Такими мерами являются: средства физического воздействия; специальные средства (наручники, слезоточивый газ); огнестрельное оружие.

Необходимо отметить, что в течение  многих лет под основанием административной ответственности понимали административное правонарушение, но затем это мнение изменилось, и было выделено два  основания: закон и правонарушения. Т.е. стали выделять юридическое  основание - норма права, и фактическое  основание - совершение правонарушения. Более сложен вопрос о фактическом  основании, одни авторы говорят, что  фактическое основание это - проступок, другие - состав административного  проступка, третьи - процессуальные нормы, процедура привлечения и т.п. Как уже говорилось, ответственность возможна только при наличии двух оснований (юридического и фактического), это не совсем верно: теоретически построим норму о запрете курения в каком-либо месте (юридическое основание), предположим, что её кто-либо нарушает (фактическое основание), казалось бы, есть всё для привлечения к административной ответственности (согласно вышеупомянутому правилу), но лицо не будет привлечёно к ответственности, т.к. предположим, что ему в данном случае нет 14-ти лет. Поэтому предлагается несколько иная конструкция: фактическое основание - это проступок; юридическое основание - это состав административного проступка (конкретного) правонарушения.

 

2. Административная ответственность - особый вид юридической ответственности. Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно к ее разновидности - ответственности административной. Последнюю характеризуют такие признаки: 
1) она урегулирована нормами административного права, содержащимися в законах РК; 
2) основанием ее применения является административное правонарушение; 
3) она состоит в применении к виновным административных наказаний; 
4) к ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и др.), а также юридические лица; 
5) она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами); 
6) порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами . 
Любая реальная юридическая ответственность имеет три основания:  
а) нормативное (систему регулирующих ее правовых норм);  
б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права);  
в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам).

Наличие нормы, устанавливающей ответственность, и деяния, названного в этой норме, - это только нормативная и фактическая предпосылки юридической ответственности. Многие правонарушения не обнаруживаются, часто не находят виновных и т. д. Если по факту правонарушения на основе нормы права (статьи кодекса) вынесен акт (приговор, постановление, приказ, решение) о привлечении лица к ответственности, то только после вступления его в силу наступает реальная ответственность.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три ее основания. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - правонарушение. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения).

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х гг. эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям, а также круг субъектов, имеющих право налагать административные санкции.

Административная ответственность, как и уголовная, дисциплинарная, - кара и преследует цели частной и общей превенции правонарушений. Но поскольку многие административные правонарушения являются длящимися (неисполнение обязанности прописаться, стать на учет, выполнить предписание и т. п.), важна также цель административной ответственности - стимулировать выполнение субъектами права их обязанностей.

Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих: 
- ее общие положения и принципы; 
- систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения; 
- составы административных правонарушений; 
- круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания; 
- производство по делам об административных правонарушениях; 
- исполнение постановлений о назначении административных наказаний. 

3. Административная ответственность — особый вид юридической ответственности. В то же время она является частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами функциональной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).

Административной ответственности  присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.

Названные родовые признаки ответственности конкретизируются правовыми нормами применительно  к ее разновидности — ответственности  административной. Последнюю характеризуют такие признаки:

1) она урегулирована нормами  административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РК;

2) основанием ее применения является административное правонарушение;

3) она состоит в применении к виновным административных наказаний;

4) к ней привлекаются  физические лица (граждане, должностные  лица, индивидуальные предприниматели  и др.), а также юридические лица;

5) она применяется должностными  лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями и др.), а также судьями (судами);

6) порядок привлечения  к административной ответственности  урегулирован административно-процессуальными  нормами.

 

Основные черты административной ответственности:

  1. Административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами в административных правонарушениях (имеет собственную нормативную базу).
  2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
  3. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.
  4. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов государственного управления и должностными лицами.
  5. Применение административного взыскания не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
  6. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам административных правонарушениях.

Информация о работе Административная ответственность как вид юридической ответственности