Администативно-правовые отношения

Автор: K******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти);

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений
2. Структура административно-правовых отношений
3. Юридические факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Административно-правовые отношения (понятие и виды).docx

— 54.02 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Волжский  Гуманитарный институт

(филиал)

Волгоградского  государственного университета

Реферат

на тему

Административно-правовые отношения (понятие и виды)

Выполнила:

Пронекина Яна

Волжский, 2010

Содержание

Введение

1. Понятие и  особенности административно-правовых  отношений

2. Структура  административно-правовых отношений

3. Юридические  факты в административных правоотношениях

4. Виды административно-правовых  отношений

Заключение

Список литературы

Введение

Административно-правовые отношения, как и все остальные  виды правоотношений в различных  отраслях права, являются важнейшим  базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений  следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для  отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что  на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового  регулирования (императивность и односторонность  действий субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. Приоритетными  являются предмет и метод административного  права, которые определяют необходимую  основу для проведения видовых отличий  между правовыми отношениями. Исходя из всего вышеуказанного, целью данной работы является изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий  от других правовых отношений, и, наконец, необходимо обозначить роль административно-правовых отношений в социальной жизни и в функционировании государства как звена в механизме правового регулирования. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

Административное  право - это свободная область  правовой системы Российской Федерации. Области права различаются между  собой по предмету и методу правового  регулирования. Именно предмет административного  права составляют те отношения, о  которых далее пойдет речь.

1. Понятие и особенности  административно-правовых  отношений

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, отличающихся по характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Они обладают всеми основными  признаками любого правового отношения:

- первичность  правовых норм, вследствие чего  правоотношение есть результат  регулирующего воздействия на  данное общественное отношение  данной правовой нормы, придающего  ему юридическую форму; 

- регламентация  правовой нормой действий (поведения)  сторон этого отношения; корреспонденция  взаимных обязанностей и прав  сторон правоотношения, определяемая  правовой нормой;

- установление  их юридической ответственности  за несоответствующее требованиям  правовой нормы поведение.

Соответственно, административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают  как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных  административно-правовой нормой. Бородин  С. С., Громыко С. С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная  часть. - СПб.: ГУАП, 2007. - с. 27. Существуют две концепции признаков административно-правовых отношений. Согласно одной из концепций  административно-правовые отношения:

1) возникают  в процессе государственного  управления;

2) имеют в  качестве обязательного субъекта  орган государственного управления (органа исполнительной власти);

3) являются отношениями  власти-подчинения и характеризуются  юридическим неравенством сторон.

Вторая концепция  административно-правовых отношений:

1) возникают  в сфере государственного управления;

2) могут иметь  место между всеми субъектами  административного права в любом  их сочетании;

3) делятся по  соотношению прав и обязанностей  участников на две группы: отношения  власти-подчинения и отношения  равноправия.

Несмотря на некоторые различия в понимании  сущности административно-правовых отношений, можно отметить общий недостаток, свойственный обеим концепциям: в  них ничего не говорится о таком  фундаментальном признаке этих отношений, как важность установления гарантии судебной защиты прав и интересов  граждан по отношению к управлению. Этот недостаток вытекает в отсутствие правового режима административно-правовых отношений, отсутствие режима обеспечения  правовой защиты граждан по отношению  к управлению (исполнительной власти). Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право, 1993, № 2, с. 38.

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:

1. Широко распространено  мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от всех  других (особенно - гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными  на началах «власть - подчинение».  Именно этот их признак является  главным, поскольку предопределен  важнейшими приоритетами государственно-управленческой  деятельности;

2. Сущность государственно-управленческой  деятельности, как и любого другого  вида социального управления, определяет  необходимость выделения субъекта  управления, т. е. той стороны  регулируемых административным  правом управленческих отношений,  в руках которой концентрируется  власть. В силу этого определенный  приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля) всегда  налицо. Поэтому его сознательно-волевые  проявления (волеизъявления) направлены  на упорядочение поведения объекта  управления. Практическое выражение  такой направленности обычно  характеризуется как «команда»;  это - переходный мостик к формуле  «власть - подчинение»;

3. Административные  правоотношения, как и все другие  правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными  чертами государственно-управленческой  деятельности, всегда предполагающими  соподчиненность воль. Воля всех  участников регулируемых управленческих  отношений подчинена единой управляющей  воле. Так образуется властный  характер этих отношений, а  власть (авторитет) является средством  волевого регулирования управленческих  процессов. Но в этих процессах  принимают участие люди, наделенные  волей и сознанием; они совершают  определенные, предписанные административно-правовыми  нормами действия или воздерживаются  от них. Соответственно объектом  административно-правового отношения  являются воля, сознание и опосредованное  ими поведение (действия) управляемых  в сфере реализации исполнительной  власти;

4. Административно-правовые  отношения (по своей сути управленческие) имеют широкую сферу для своего  возникновения, изменения или  прекращения. Это - сфера государственного  управления - понятие, границы которого  в течение всей истории определялись  объемом и направленностью практической  деятельности по реализации исполнительной  власти. Сфера государственного  управления охватывает все основные  направления экономической, социально-культурной  и административно-политической  работы, в которой задействованы  огромное количество различного  рода производственных и непроизводственных, государственных и негосударственных  коллективов, тысячи граждан; 

5. Сфера государственного  управления - поле практической деятельности  исполнительных органов и должностных  лиц, действующих от имени этих  органов. Из этого утверждения  можно сделать вывод, что в  границах названной сферы нередко  возникают правоотношения иного  рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, природоохранные, предпринимательские и даже гражданско-правовые). Это давно подтвердила практика.

Итак, административным правоотношениям свойственна предусматриваемая  действующим правом возможность  выступать в роли одного из элементов  общего механизма правового регулирования  или юридического (административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету других отраслей российского права;

6. Сфера государственного  управления является той областью  деятельности государства, в которой  действуют особого рода субъекты. Обобщенно их называют или  органами государственного управления, или органами исполнительной  власти. Таким образом, в административно-правовых  отношениях опосредуется само  государственное управление, т.е.  компетенция соответствующих субъектов  этого вида государственной деятельности. Она не ограничивается только  взаимодействием разноуровневых  субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими  и нижестоящими исполнительными  органами). Управленческая компетенция  реализуется в отношениях со  всеми возможными сторонами, чья  практическая деятельность или  же чьи конкретные интересы  связываются с механизмом исполнительной  власти, т.е. с процессом реализации  компетенции ее субъектов; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 109-111.

7. Для возникновения  административно-правовых отношений  необходимы особые условия, которые:

- возникают непосредственно  в связи с практической деятельностью  исполнительных органов по реализации  возложенных на них исполнительно-распорядительных  функций. Например, заключение имущественных  сделок не является проявлением  исполнительной власти, а потому, совершая подобного рода действия, исполнительный орган не выступает  в роли субъекта управления. Механизм  реализации исполнительной власти  не находит своего выражения  в этих действиях;

- возникают также  непосредственно по поводу осуществления  исполнительными органами не  любых функций, а только управленческих. Имеется в виду практическая  реализация принадлежащих им  юридически властных полномочий. Без них исполнительный орган  не может выступать в роли  субъекта исполнительной власти;

8. Административно-правовые  отношения по своей сути являются  организационными. Они имеют прямую  связь с реализацией функций  исполнительной власти, которые  по своему содержанию направлены  на организацию процесса правоисполнения.  Административно-правовые отношения  несут на себе организационную  нагрузку в двух основных аспектах:

- «самоорганизация»  - организация собственной работы  всего исполнительного аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых  отношений между разными звеньями  системы исполнительных органов;

- организация,  выходящая за рамки ее первого  варианта и реализуемая в административно-правовых  отношениях с участием иных  коллективов и людей, соприкасающихся  со сферой государственного управления.

По этим основным направлениям через административно-правовые отношения исполнительная власть может  оказывать повседневное регулирующее и организующее воздействие на поведение  управляемых;

9. Административно-правовые  отношения «не закрыты» для  кого-либо из возможных участников  правовых отношений.. Наличие правомочий, представляемых административно-правовой  нормой, либо возложение ею определенных  обязанностей - единственное условие,  при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере  государственного управления или  заинтересован в ее нормальном  функционировании, может быть инициатором  их возникновения либо прекращения.  Таким образом, административно-правовые  отношения могут возникать по  инициативе любой из сторон: исполнительных  органов и их должностных лиц,  государственных коллективов, граждан.

Все же согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Административно-правовые отношения могут возникать и  вопреки желанию второй стороны  или ее согласию. Этот признак в  наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений;

10. Между сторонами  административно-правовых отношений  возможны споры. Так, гражданин  может быть не согласен с  правомерностью принятых в его  адрес действий исполнительного  органа (должностного лица).

Информация о работе Администативно-правовые отношения