Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:49, шпаргалка

Описание работы

3. В повседневной хозяйственной деятельности предприятие использует множество оперативной информации, которая представляет собой "исходный материал" для принятия соответствующих управленческих решений.
Информационная система предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем (конструкторской, технологической, экономической и др.). Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация. Она подразделяется на следующие виды: плановая, нормативная, учетная и прочая (материалы ревизий или аудиторских проверок, объяснительных и докладных записок, деловая переписка с другими организациями и т. п.).

Работа содержит 1 файл

билеты по бух.учету.docx

— 163.04 Кб (Скачать)

3. В повседневной хозяйственной деятельности предприятие использует множество оперативной информации, которая представляет собой "исходный материал" для принятия соответствующих управленческих решений.

Информационная система  предприятия состоит из взаимосвязанных подсистем (конструкторской, технологической, экономической и др.). Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация. Она подразделяется на следующие виды: плановая, нормативная, учетная и прочая (материалы ревизий или аудиторских проверок, объяснительных и докладных записок, деловая переписка с другими организациями и т. п.).

В совокупности экономической  информации наибольший удельный вес  занимает учетная, базирующаяся в основном на данных бухгалтерского учета. Учетную  систему предприятия можно представить в виде схемы

На долю бухгалтерской  информации приходится свыше 70% общего объема экономической информации. Именно бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия, источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом  и статистическом учете, а также  в налогообложении, планировании, прогнозировании, выработке тактики и стратегии деятельности предприятия.

К бухгалтерской информации, которая в любых условиях должна быть объективной, достоверной, своевременной и оперативной, на современном этапе становления рыночной экономики предъявляются высокие требования. Она должна быть качественной, эффективной, удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей, т. е. содержать минимальное количество показателей, удовлетворяя при этом максимальное число пользователей на разных уровнях управления. Кроме того, бухгалтерская информация должна формироваться с наименьшими затратами труда и времени. Очевидно, что для выполнения всех перечисленных требований необходимо использовать раз-пличные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет охватывает информацию, которая используется не только для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам (внешним  пользователям).

На российских предприятиях многие главные бухгалтеры, как правило, занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или развит очень слабо. Многие его элементы входят в наш объединенный бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции), в оперативный учет (оперативную отчетность), в экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем отечественная учетная практика еще не увязана с маркетингом, и в ней не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, а также не используется такая категория, как "будущий рубль".

Чтобы лучше и нагляднее  представить сущность финансового и управленческого учета, полезно показать сходство и различие между ними.

Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба  они используют информацию учетной системы предприятия. Одним из разделов этой системы является производственный учет, в котором накапливаются данные по затратам и доходам, необходимые как в финансовом, так и в управленческом учете. 

 

4. В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются следующие. 

1. Контрольная  функция. С помощью специальных приемов и способов бухгалтерского учета ведутся три вида контроля: предварительный – до совершения хозяйственной операции; текущий – во время осуществления операции; последующий – после ее совершения. Контроль осуществляется по следующим направлениям: выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной и реализуемой продукции; обеспечение сохранности собственности предприятия; рациональное и эффективное использование материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых и финансовых ресурсов; использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда; формирование фактических затрат на производство продукции и калькулирование себестоимости продукции и т. д.

2. Обеспечение  сохранности собственности. Эта функция тесно связана с совершенствованием системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Для реализации этой функции необходимы следующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др. Инструментом для реализации этой функции является инвентаризация имущества предприятия, которая позволяет определить изменения, происшедшие в составе собственности. 

3. Информационная  функция. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной заинтересованным пользователям, для этого она должна быть уместной, надежной и сравнимой. Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывают или способны оказать влияние на решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной. 

4. Функция  обратной связи. Используя обратную связь с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет и соблюдением экономного использования всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования. Система бухгалтерского учета обеспечивает управление обратной связью на любом уровне. Никакая другая система не в состоянии выполнить эту задачу. 

5. Аналитическая  функция. Состоит в обеспечении аналитических служб предприятия полной и достоверной информацией для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности с помощью инструментария бухгалтерского учета.

 

8. Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации в той его части, которая может быть представлена упорядоченной и регламентированной информационной системой, отражающей совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности предприятия в денежном выражении. Содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета: имущество, права, капитал, обязательства, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Одновременно объектами  учета являются хозяйственные средства, которые используются предприятием для осуществления хозяйственной  деятельности. В процессе работы происходить  кругооборот хозяйственных средств, поэтому одна часть их находится  в сфере производства, другая – в сфере обращения. Кроме того, часть хозяйственных средств может находиться в непроизводственной сфере (школы, детские сады и т.д.). Состав имущества организации достаточно разнообразен. Он определяется содержанием, отраслевой спецификой и объемом хозяйственной деятельности.

Объектами изучения бухгалтерского учета являются составные части  предмета: имущество по составу и  размещению, имущество по источникам его формирования, хозяйственные  операции, производимые в результате финансово-хозяйственной деятельности и вызывающие изменения в имуществе  и источниках их образования.

 

9. Для изучения предмета бухгалтерского учета применяются различные приемы и способы его изучения, т.е. метод бухгалтерского учета – это совокупность различных способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью. Метод зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных перед ним задач и требований, предъявляемых к нему. Таким образом, непосредственное содержание метода бухгалтерского учета вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.

Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: бухгалтерский  баланс, бухгалтерские счета, двойная  запись операций на счетах, документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский баланс представляет систему показателей, характеризующих  финансово-хозяйственную деятельность организации, состояние ее средств  и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс –  это способ их обобщения и группировки. Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности, которая характеризует  размер имущества и финансовое состояние  организации.

Счета бухгалтерского учета  предназначены для группировки  и текущего учета однородных хозяйственных  операций, они являются способом вторичной  регистрации средств и операций с ними. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся  в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета  в бухгалтерском учете позволяют  производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; она  обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме два раза на разных счетах. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств.

Документация – письменное свидетельство о совершенной  хозяйственной операции или праве  на ее совершение. Каждая хозяйственная  операция оформляется документами  типовых и специализированных форм. Документ служит не только основанием для фиксирования хозяйственной  операции, но способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность  проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств организации данным учета. Как элемент метода бухгалтерского учета – это средство наблюдения последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения.

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка – способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Она необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. В основу оценки хозяйственных средств положена фактическая себестоимость. Основные принципы оценки устанавливаются нормативными документами, в их основу положены принципы единства и реальности. Так, основные средства оцениваются по первоначальной и восстановительной стоимости, а в балансе они показываются по остаточной стоимости; нематериальные активы – по первоначальной стоимости, балансовое отражение – остаточная стоимость; сырье и материалы – по фактической себестоимости, готовая продукция – по нормативной или фактической себестоимости и т.д.

Калькуляция – это способ группировки затрат и определение  себестоимости материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных  работ, оказанных услуг, т.е. себестоимость  объектов учета исчисляется с  помощью калькуляции. Существуют различные  виды калькуляций: плановые, отчетные, нормативные и другие. Они состоят  из статей, состав и содержание которых  регламентируются нормативными и локальными документами.

Бухгалтерская отчетность –  это система обобщающих технико-экономических  показателей о финансовом положении  организации за определенный период времени.

Она намного шире освящает деятельность организации и поэтому  кроме баланса имеет различные  формы. Входящие в их состав показатели формируют информацию, которая используется для управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью организации.

Перечисленные выше методы применяются  в органической связи друг с другом: учет начинают с документации операций, которые отражаются на счетах с помощью  двойной записи. Для обобщения  в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку, а для их проверки и уточнения  применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости путем калькуляции. Заключительным этапом является составление  бухгалтерского баланса и других форм отчетности

 

10. Документация хозяйственных операций 
Документ – носитель юридической и экономической информации, отражающий динамику собственности, то есть сведения о движении материальных ценностей и денежных средств. 
В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичным документам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов. 
При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или о праве на ее осуществление и служит основным средством проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести к серьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующими органами и т.п. При этом первичные документы могут быть приняты к учету только в том случае, если они: 
составлены по образцам содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; 
подписаны лицом, уполномоченным на совершение таких действий. 
Порядок работы бухгалтера с первичными документами регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 25.07.83 г. № 105, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г. 
Первичный документ составляется, как правило, в момент совершения операции или сразу после ее окончания на бланке типовой формы, отпечатанном типографским способом, заполненным от руки или с использованием ПЭВМ. Оформляется документ обычно в нескольких экземплярах, свободные строки в нем прочеркиваются. 
Каждый первичный документ отражает одну совершенную хозяйственную операцию. Под хозяйственной операцией понимается отражение в бухгалтерском учете движения имущества предприятия, осуществляемое в денежной форме с использованием двойной записи. 
К первичным документам предъявляются определенные требования. Документ имеет обязательные реквизиты: наименование документа; название и юридический адрес сторон (субъектов), участвующих в хозяйственной операции; дата составления документа (правильное написание даты: 01.01.04 г.); содержание хозяйственной операции. Необходимо соблюдать требования строгого соответствия между наименованием документа и содержанием проводимых по нему операций. При этом содержание хозяйственной операции вытекает из наименования документа, в котором оно имеется в общей форме. Например, расходный кассовый ордер предназначен для оформления выбытия денежных средств из кассы. Конкретное же содержание этой операции описывает, кому и на что выданы средства, например, на заработную плату работникам; измерители осуществляемой операции; наименование должностных лиц, ответственных за операцию; личные подписи и их расшифровка. 
Отсутствие в первичных документах какого-либо из обязательных реквизитов является нарушением правил ведения бухгалтерского учета и может стать причиной применения к предприятию финансовых санкций, так как ненадлежащим образом оформленные документы не являются подтверждением факта совершения хозяйственной операции и, следовательно, возможно утверждение, что операция фактически не проводилась.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"