Эволюция форм бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:43, доклад

Описание работы

Серьезное отношение к бухгалтерской отчетности возникает с момента создания акционерных обществ. Еще в 1836 г. в стране было всего лишь десять акционированных предприятий, в начале ХХ в. их было около 2,5 тыс. К концу XIX в. и практики, и теоретики, и даже законодатели всерьез заинтересовались проблемами бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Вскоре был в России введен промысловый налог – ждать наведения порядка стало уже невозможно.

Работа содержит 1 файл

ро.doc

— 55.00 Кб (Скачать)


Доклад на тему: Эволюция форм бухгалтерской отчетности

 

Серьезное отношение к бухгалтерской отчетности возникает с момента создания акционерных обществ. Еще в 1836 г. в стране было всего лишь десять акционированных предприятий, в начале ХХ в. их было около 2,5 тыс. К концу XIX в. и практики, и теоретики, и даже законодатели всерьез заинтересовались проблемами бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Вскоре был в России введен промысловый налог – ждать наведения порядка стало уже невозможно.

Порядок составления бухгалтерской отчетности и представления ее всем заинтересованным в ней лицам в определенной степени регламентировался Уставом о промысловом налоге. Так, статьей 473 Устава предписывалось правлениям, ответственным агентствам и главным представителям отчетнообязанных предприятий ежегодно публиковать в журнале «Вестник финансов» заключительные балансы и извлечения из годовых отчетов. Однако структура баланса, состав статей, способы их оценки и представления не регламентировались никаким законодательным документом. Лишь немногие и очень общие правила составления балансов приводились в инструкции от 11 мая 1899 г. о применении Положения о государственном промысловом налоге.

Законодательство того времени искало компромиссное решение: оно пыталось установить общие правила учета, влияющие на размер прибыли (тогда уже поняли, что финансовый результат создают не только предприниматели, но и бухгалтеры, ибо не столь важно, что считать, сколько то, как считать) и старалось не вмешиваться в форму отчетности. Согласно статье 606 Торгового Устава баланс должен был составляться ежегодно и, во всяком случае, не более чем за 18 месяцев (ст. 614), а в соответствии с 55 параграфом п.1 инструкции от 11 мая 1899 г. баланс должен был составляться за период с 1 января по 31 декабря, если иное не оговорено в уставе предприятия.

В те времена составление понималось не в формальном переносе сальдо в баланс, а в смысле отражения действительного материального и финансового положения предприятия и результатов его деятельности.

Последний тезис был очень важен для понимания того факта, что бухгалтерской отчетности всегда присущ определенный элемент субъективизма и относительности. Такое, на первый взгляд, парадоксальное положение уже в те времена признавалось как учеными, так и бухгалтерами-практиками. Этим отчасти объясняется и разнообразие ведения учета и составление отчетности.

Уже к 1910 году многие тысячи предприятий других форм собственности наряду с акционерными также сталкивались в той или иной степени с необходимостью публикации своей отчетности. Сделанный Рощаховским анализ практики составления отчетности двадцатью пятью крупными акционерными предприятиями показал исключительную пестроту структуры публикуемых балансов, неоднозначную трактовку отдельных его статей. По его мнению, необходима была более жесткая регламентация правил составления отчетности в виде закона. Рощаховский предложил структуру типового баланса акционерного предприятия. Степень детализации отдельных статей оставлялась на усмотрение составителей баланса, относительно других статей предлагался состав элементов, целесообразных для выделения в балансе. Так, в статье «Имущество реальное» выделялось пять элементов: касса, членские взносы, ценные бумаги, имущество постоянное, имущество оборотное; в статье «Капитал» – основной, запасный, оборотный, резервный страховой, ремонтный, делькредере, резерв премий, благотворительный.

Такой подход, соединяющий в себе элементы унификации и определенной свободы действий в составлении баланса, получил в дальнейшем широкое распространение и заложен, в частности, в большинстве национальных и международных учетных стандартов.

Отчетность в СССР – одна из основных форм статистического наблюдения. Программа отчетности представляет систему показателей, характеризующих итоги деятельности предпринимателя, организации, учреждения за отчетный период. Данные отчетности являются базой для составления народно-хозяйственных планов и служат орудием контроля за их выполнением. Отчетность подразделяется на статистическую и бухгалтерскую; срочную и почтовую; годовую, полугодовую, квартальную, месячную, десятидневную. Статистическая отчетность подразделяется на межотраслевую и отраслевую.

Баланс доходов и расходов предприятия разрабатывался на основе показателей народно-хозяйственного плана. Для формирования баланса доходов и расходов предприятия предварительно составлялись расчеты по отдельным статьям доходов и расходов. Важнейшие расчеты: прибыли; налога с оборота; платы за производственные  фонды фиксированных платежей; фондов экономического стимулирования и др.

На основе этих расчетов заполняется проверочная таблица к балансу доходов и расходов, в которой распределяются по направлениям доходы и определяются источники финансирования каждого вида расходов.

За итогом баланса доходов и расходов справочно приводятся основные показатели, принятые при определении отдельных статей плана: объем реализуемой продукции в действующих оптовых ценах предприятия; реализуемой продукции по полной себестоимости; нормативы собственных оборотных средств, рентабельность производства (общая и расчетная).

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

В России система бухгалтерского учета и отчетности регулируется и контролируется государством (в соответствии с Конституцией РФ), так как оно является основным пользователем отчетной информации, что существенно сокращает возможности профессионального сообщества. Однако за последние годы государство значительно снизило требования к организации учета и составлению отчетности, переложив эти функции на экономические субъекты. За последние семь лет экономические субъекты РФ составляли и представляли бухгалтерскую отчетность в объеме и по содержанию в соответствии с Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". В дальнейшем, начиная с 2011 г., организациям необходимо будет использовать формы годовой бухгалтерской отчетности, рекомендованные Минфином России в Приказе от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Следовательно, 2010 г. - последний для применения действовавших с 2003 г. отчетных форм.

В своей основе новые формы годовой бухгалтерской отчетности коммерческих организаций сохранили преемственность действующих форм бухгалтерской отчетности, и в то же время имеется ряд эволюционных новаций, направленных на демократизацию составления отчетности, повышение ее полезности и качества на основе профессионального суждения составителей бухгалтерской отчетности.

Раньше годовая отчетность в общем случае состояла из баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменениях капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к балансу (форма № 5) и пояснительной записки. Кроме того, предприятия, подлежащие обязательному аудиту, должны были предоставить аудиторское заключение.

Согласно комментируемому приказу № 66н в состав годовой отчетности входит баланс, отчет о прибылях и убытках, а также отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств. Плюс к этому общественные организации, не ведущие коммерческой деятельности, должны сдавать отчет о целевом использовании полученных средств.

Приложение к балансу по форме № 5 отменено. На основании изменений в бухгалтерской отчетности дополнительные сведения нужно оформлять в виде так называемых пояснений. Специального бланка для них не предусмотрено, компания по собственному выбору может либо сгруппировать пояснения в таблицах, либо представить в текстовой форме.

Заключение аудиторов в новом приказе не упоминается. Тем не менее компании, подлежащие обязательному аудиту, по-прежнему должны сдавать этот документ. Данное правило закреплено пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Пояснительная записка, на основании изменений в бухгалтерской отчетности, в комментируемом приказе тоже не названа. Однако отказываться от нее не следует, потому что записка фигурирует в законе о бухучете и в некоторых других нормативных правовых актах. В частности, в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Там говорится, что при обнаружении существенных ошибок прошлых периодов в пояснительной записке нужно указать характер неточности и сумму корректировки.

Сдавать итоговую отчетность в ИФНС надо по-прежнему в течение 90 дней по окончании года. Как и раньше, предприятия будут отчитываться по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев. Объем промежуточной отчетности остался таким же — баланс и отчет о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Не изменились и сроки сдачи в налоговую: квартальные отчеты следует предоставить в течение 30 дней по окончании квартала. 

Субъекты малого предпринимательства имели право по итогам года не сдавать ничего, кроме баланса и формы № 2. К тому же малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту, могли заполнять их по группам статей без дополнительных расшифровок.

Сейчас малые предприятия в общем случае должны заполнять не только баланс и отчет о прибылях и убытках, но и отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств и пояснения. Но в изменениях в бухгалтерской отчетности существует оговорка: в этих отчетах следует приводить только наиболее важную информацию, необходимую для оценки финансового положения и результатов. Отсюда можно сделать вывод: если особо важной информации нет, то субъекты малого предпринимательства вправе ограничиться балансом и отчетом о прибылях и убытках. При этом детализация по отдельным статьям для них по-прежнему не требуется.

 Главное изменение в бухгалтерской отчетности - это увеличенное количество столбцов, предназначенных для показателей прошлых периодов. Раньше существовали всего две графы «На начало отчетного года» и «На конец отчетного периода». В них указывали данные по состоянию на 1 января и на 31 марта (30 июня, 30 сентября, 31 декабря) текущего года соответственно.

Теперь предусмотрено три столбца: «На отчетную дату», «На 31 декабря предыдущего года» и «На 31 декабря года, предшествующего предыдущему». Так, при оформлении баланса по итогам первого квартала 2011 года бухгалтеру понадобятся данные по состоянию на 31 марта 2011 года, на 31 декабря 2010 года и на 31 декабря 2009 года соответственно.

Появился дополнительный столбец «Пояснения». В нем следует указать номер пояснений, которые относятся к той или иной строке баланса. Предположим, сведения о наличии и движении основных средств сгруппированы в таблице 2.1. Тогда в балансе перед строкой «Основные средства» необходимо поставить «2.1».

Некоторые строки баланса, на основании изменений в бухгалтерской отчетности, переименованы (например, показатель «Займы и кредиты» теперь называется «Заемные средства»). Ликвидирован раздел, посвященный остаткам на забалансовых счетах. Однако, бухгалтер вправе его восстановить, если сочтет необходимым 

В новом отчете о прибылях и убытках, как и в хорошо знакомой форме № 2, нужно указывать сведения за отчетный период текущего года и за аналогичный период прошлого года. Здесь тоже добавлена графа «Пояснения». Заполнять ее нужно так же, как и в балансе. То есть указывать номер пояснений, соответствующих той или иной строке отчета о прибылях и убытках. Так, если пояснения относительно выручки оформлены в таблице с номером 10.5, то перед строкой «Выручка» надо поставить «10.5».

Новый состав показателей аналогичен тому, что был приведен в форме № 2. Правда, есть и незначительные расхождения. В частности, к строкам, предназначенным для постоянных налоговых обязательств и активов, добавилось «Изменение отложенных налоговых обязательств» и «Изменение отложенных налоговых активов».

С изменениями в бухгалтерской отчетности появился новый показатель «Совокупный финансовый результат периода». Чтобы его найти, нужно сложить чистую прибыль (убыток), результат от переоценки внеоборотных активов и результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

Упразднена таблица, где расшифровывались отдельные прибыли и убытки (штрафы и пени, убытки прошлых лет, списание задолженности и пр.). Но если подобная детализация представляется бухгалтеру важной, он может ее оставить.

Отчет об изменениях капитала Он состоит из трех разделов. Первый посвящен движению капитала в отчетном периоде, а также в двух предыдущих годах. В этом разделе перечислены показатели увеличения и уменьшения капитала отдельно для уставного, добавочного и резервного капиталов, для нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также для собственных акций, выкупленных у акционеров. В предыдущей версии отчета акции, выкупленные у акционеров, в отдельную графу не выделялись.

Второй раздел — принципиально новый, в старом отчете ничего подобного не было. Раздел называется «Корректировки в связи с изменениями учетной политики и исправлением ошибок». Здесь помещается информация о корректировках и исправлениях за год, предшествующий отчетному периоду. В числе прочего в данной таблице приводятся сведения о существенных ошибках прошлых лет, выявленных в отчетном периоде и отраженных по счету 84 согласно ПБУ 22/2010.

Третий раздел — «Чистые активы» — состоит из трех граф, где нужно указывать чистые активы по состоянию на 31 декабря текущего года, прошлого года, и года, предшествующего прошлому.

С изменениями в бухгалтерской отчетности раздел «Резервы», который существовал в старой версии отчета, упразднен.

Отчет о движении денежных средств. В новой форме, как и в старом варианте, есть две колонки: для показателей отчетного периода и для показателей аналогичного периода предыдущего года. Сам отчет по-прежнему состоит из трех блоков: движение денежных средств по текущей деятельности, по инвестиционной деятельности и по финансовой деятельности. По каждому из блоков нужно перечислить поступившие и израсходованные суммы. Правда, разбивка по статьям несколько изменилась. К примеру, в прежнем бланке бухгалтеры отдельно указывали такие поступления инвестиционного характера как выручка от продажи основных средств, от продажи ценных бумаг, полученные дивиденды, полученные проценты, приобретение дочерних организаций и пр. В новой форме осталось всего три строки: поступления от продажи ОС и иного имущества, дивиденды, проценты по финансовым вложениям и прочие поступления.

Информация о работе Эволюция форм бухгалтерской отчетности