Этика аудитора

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:33, реферат

Описание работы

В 2009 году деятельность российских аудиторов регламентировалась сразу двумя законами – № 119-ФЗ и № 307-ФЗ.Причем с одним и тем же названием (Закон «Об аудиторской деятельности»), но кардинально разными подходами к регулированию самой этой деятельности. Парадокса никакого в данном случае нет – государство заранее предупредило аудиторов, что оно освобождает себя от выполнения избыточных функций, перераспределяя государственное регулирование аудиторской деятельности к уполномоченному федеральному органу – Министерству финансов РФ. Которое, в свою очередь, передает часть функций саморегулируемым организациям (СРО) и осуществляет надзор за их деятельностью. На перераспределение отводится ровно год – до 1 января 2010.

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

В 2009 году деятельность российских аудиторов регламентировалась сразу двумя законами – № 119-ФЗ и № 307-ФЗ.Причем с одним и тем же названием (Закон «Об аудиторской деятельности»), но кардинально разными подходами к регулированию самой этой деятельности. Парадокса никакого в данном случае нет – государство заранее предупредило аудиторов, что оно освобождает себя от выполнения избыточных функций, перераспределяя государственное регулирование аудиторской деятельности к уполномоченному федеральному органу – Министерству финансов РФ. Которое, в свою очередь, передает часть функций саморегулируемым организациям (СРО) и осуществляет надзор за их деятельностью. На перераспределение отводится ровно год – до 1 января 2010.  
Несмотря на то, что старый Федеральный закон от 07.08.01 № 119-ФЗ не отменен и будет действовать до конца 2010 года, новый Федеральный закон № 307-ФЗ подразумевает, что уже через несколько недель для аудиторов начнется игра по новым правилам. Формируется новая модель рынка аудиторских услуг. 
 
 
СРО – лучший контролер 
По мнению большинства экспертов, принципиальное различие старого и нового законов – переход от лицензионной модели оказания аудиторских услуг к модели саморегулирования. С 1 января 2010 года проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги вправе только аудиторские организации и аудиторы, вступившие в саморегулируемые организации. На сегодняшний день все профессиональные объединения аудиторов России, имеющие аккредитацию при Минфине (всего их пять: Аудиторская палата России (АПР), Российская коллегия аудиторов (РКА), Московская аудиторская палата (МоАП), Институт профессиональных аудиторов (ИПАР), Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР)), подали документы на регистрацию их как СРО. Первые два статус саморегулируемых организаций уже получили, остальные обретут в ближайшее время. Директор аудиторской конторы «ХХХХ», Управляющий ХХХХ региональным отделением Российской Коллегии Аудиторов Вера Верина считает, что несколько, а не одна СРО обеспечат достойную конкурентную среду на рынке аудита.  
На саморегулируемые организации, помимо всего прочего, накладывается одна очень важная функция – контроль качества оказания аудиторских услуг своими подопечными. Новым законом установлено не только периодическое прохождение внешнего контроля качества аудита всеми входящими в СРО аудиторскими организациями и аудиторами, но и участие всех членов СРО в осуществлении внешнего контроля качества работы других членов этой организации (ст.10, п.2). За несоблюдение данных требований предусмотрены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из саморегулируемых организаций, то есть лишения возможности вести аудиторскую деятельность (ст.20, п.1).  
При этом подразумевается, что СРО самостоятельно будут выстраивать стратегию и тактику своей деятельности, разрабатывать собственные стандарты и правила. Не забывая при этом опираться на нормативную базу, разработанную Минфином РФ. Это же министерство призвано осуществлять контролирующую функцию, не мешая саморегулируемым организациям честно конкурировать и выстраивать рыночные отношения. Важно, что закон обязывает СРО обеспечивать дополнительную имущественную ответственность каждого своего члена перед потребителями аудиторских услуг за счет формирования компенсационного фонда. И это еще одно кардинальное отличие нового закона от старого. 
 
Страхование отменяется 
Федеральный закон № 119-ФЗ предусматривал систему обязательного страхования рисков аудиторской деятельности. По новому закону № 307-ФЗ, возмещать убытки, допущенные по вине аудитора или аудиторской компании, должна саморегулируемая организация за счет средств компенсационного фонда. Последний формируется из членских взносов, причем сумму взноса каждая СРО определяет самостоятельно. Компенсационный фонд можно рассматривать как фонд взаимного страхования. Но в отличие от обычного страхования, которое предназначено для покрытия возможного ущерба, компенсационный фонд позволяет также повысить ответственность внутри СРО за действия ее членов, побуждает совершенствовать профессиональные стандарты и устанавливать жесткие барьеры на «входе» в СРО.  
Однако пока механизм обеспечения ответственности аудиторов через компенсационные фонды СРО лишь намечен и нуждается в более детальной проработке многочисленных связанных с ним вопросов, к примеру, каким образом соотносится ответственность самого аудитора с использованием компенсационных фондов СРО. 
Эксперты считают, что волноваться потребителям аудиторских услуг не стоит – механизм будет проработан в самое ближайшее время. По мнению директора ООО «ХХХХ» Светланы Светиной, страхование рисков было обязательным, но нерезультативным для заказчика. В первую очередь, потому, что профессиональные аудиторы всегда ответственно подходят к работе, что полностью минимизирует какие-либо риски. Кроме того, обязательное страхование рисков аудиторской деятельности тоже несовершенно. Получить деньги со страховых компаний в случае наступления риска не представлялось возможным, прежде всего, вследствие теоретической и практической непроработанности определений объекта страхования, субъекта страхования, страхового случая и оснований его наступления.  
Более действенной была угроза потери лицензии или квалификационного аттестата. Но и она не играла серьезной роли, так как значительная часть аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов была не охвачена системой внешнего контроля качества. Теперь все изменится кардинально – аудиторские компании и аудиторы смогут проводить аудит только после вступления в саморегулируемые организации, а став членами СРО, финансово отвечают не только перед своими клиентами, но и друг за друга. То есть являются гарантами качества самих себя и партнеров по организации.  
 
Экзамен на прочность 
Новый закон внес значительные изменения не только в область организации аудиторского рынка, но и в сферу образования и квалификации аудиторов. 
Теперь функции по организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов частично переданы саморегулируемым организациям аудиторов (организация профессионального обучения) и новому органу – единой аттестационной комиссии (аттестация). Претерпели весьма существенные изменения и сами требования к аттестации аудиторов.

·  Во-первых, в отличие от закона №119-ФЗ, согласно которому аудитор должен был иметь только экономическое или юридическое образование, новый закон допускает наличие у претендента любого высшего образования. Главное, чтобы высшее учебное учреждение имело государственную аккредитацию.

·  Во-вторых,новый закон в отличие от предыдущего предусматривает для аудитора наличие единого аттестата на осуществление любого вида аудита. Тогда как в настоящее время существует четыре типа квалификационных аттестатов: общий аудит, аудит бирж, банковский аудит, аудит страховщиков. Согласно переходным положениям (ст.23), выданные аттестаты сохраняют свое действие, однако с 2011 года не дают права осуществления аудита публичных компаний, кредитных, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и консолидированной отчетности. Для проведения аудита такой отчетности необходим будет новый аттестат, выдаваемый единой аттестационной комиссией. При этом экзамен ужесточился в разы. Экзаменуемый должен обладать твердыми знаниями в области аудита, бухучета, права, финансов, международных стандартов финансовой отчетности, налогообложения. На сегодняшний день по России процент сдачи среди аудиторов всего 20-30%.

·  В-третьих,новый закон ужесточает также требования к стажу работы претендента на получение квалификационного аттестата аудитора – вместо опыта работы по экономической или юридической специальности и дополнительных требований, закон устанавливает, что аудитор должен отработать в аудиторской организации в течение как минимум двух лет из последних трех лет работы. 
 
Найди пять отличий 
В отличие от ранее действовавшего закона №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который, по сути, приравнивал два различных понятия – «аудит» и «аудиторская деятельность», закон №307-ФЗ их разграничил, определив аудит как один из видов услуг, составляющих, наряду с другими аудиторскими услугами, содержание аудиторской деятельности. Теперь такие услуги, как постановка, восстановление, ведение бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерское и налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценочная деятельность и прочие не являются аудиторскими в смысле Федерального закона, рассказывает директор аудиторской фирмы «ХХХХ» Тамара Тамарина.  
Есть и еще отличия. Они коснулись, в том числе, количества аудиторов в аудиторских организациях (снижено с пяти до трех), введены требования к доле аудиторов в уставном капитале аудиторских организаций и исполнительном органе; индивидуальные аудиторы получили возможность осуществлять обязательный аудит, в том числе открытых акционерных обществ, инвестиционных фондов, унитарных предприятий. При этом периодичность внешнего контроля качества аудита таких организаций (за исключением организаций с долей государственной собственности 25% и более) определена в пять лет. 
 
Многие вопросы нового закона еще требуют доработки и корректировки. Отчетливо понятно пока одно – Россия начала переход к Международным стандартам аудита. Тернист ли будет этот путь – покажет время. Но назад дороги нет – закон обратной силы не имеет.
 

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Закон  «Об аудиторской деятельности». Каковы основные положения нового Закона об аудите? Приведут ли они к коренному изменению функционирования рынка аудиторских услуг в нашей стране? В чем заключается деятельность саморегулируемых организаций аудиторов? На эти и другие вопросы ответил Леонид Зиновьевич ШНЕЙДМАН, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

Леонид  Зиновьевич, недавно  был принят Федеральный  закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» (далее  —Закон № 307-ФЗ). Он во многом отличается от прежнего Закона об аудите. Можно ли говорить о своего рода революции в сфере аудита?

— Федеральный  закон № 307-ФЗ не предусматривает  никаких кардинальных изменений  в российском аудите. Аудиторский  рынок в нашей стране сформировался, он не требует ни перестройки, ни введения новых институтов, ни создания принципиально новых механизмов.

В России сложилась система регулирования  аудиторской деятельности, во многом отвечающая международно-признанным принципам  и моделям. Поэтому не ставилась задача все сломать и построить новую систему.

Еще одно распространенное заблуждение: будто  бы новый закон вводит институт саморегулирования  в аудиторскую деятельность. Аудиторская  деятельность — одна из немногих сфер, в которой с самого начала достаточно активно проявляла себя профессиональная общественность. Элементы саморегулирования существовали и работали в российском аудите еще до принятия нового закона. Речь идет в первую очередь о профессиональных аудиторских объединениях и Совете по аудиторской деятельности. Опыт работы профессиональных объединений аудиторов показал, что саморегулирование идет на пользу аудиторской деятельности. Поэтому в новом законе сделан следующий шаг — на законодательном уровне закреплено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО).

Таким образом, новый закон определяет эволюционное развитие аудиторской  профессии в нашей стране. По существу он стал результатом обобщения правоприменительной практики. При этом Законом № 307-ФЗ предусматривается плавное изменение отдельных элементов организации и регулирования аудиторской деятельности. В нем установлен длительный переходный период и предусмотрены механизмы такого перехода, которые не нарушают нормальную работу аудиторского рынка.

Какой переходный период предусмотрен Законом № 307-ФЗ для  вступления аудиторов  в члены саморегулируемой организации?

— На это  законом отведен весь 2009 год. В  течение данного периода аудиторские организации и аудиторы, желающие продолжать работать в сфере аудита, должны вступить в члены одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в СРО, с 1 января 2010 года утратят право на осуществление аудиторской деятельности, а также на оказание сопутствующих аудиту услуг. В свою очередь аудиторы — работники аудиторских организаций, которые не вступят в 2009 году в СРО, со следующего года утратят право на участие в аудиторской деятельности, в том числе на подписание аудиторского заключения. Это определено в части 2 статьи 23 Закона № 307-ФЗ.

Леонид  Зиновьевич, назовите, пожалуйста, основные функции саморегулируемых организаций аудиторов.

— По закону о саморегулируемых организациях предметом  саморегулирования является стандартизация в той или иной сфере деятельности. Однако в области аудита давно пришли к выводу, что стандартизация в рамках отдельного профессионального объединения не отвечает интересам общества, да и самой профессии. В интересах пользователей аудиторских услуг должны действовать единые аудиторские стандарты. Они существуют, причем не только на национальном, но и на международном уровне.

Многие  страны активно переходят на международные  стандарты аудита, разрабатываемые  и внедряемые Международной федерацией бухгалтеров. На это, кстати, нацеливает и Декларация, принятая лидерами стран «Большой двадцатки», включая Президента РФ. Поэтому деятельность по стандартизации аудиторских услуг в рамках одной СРО вряд ли окажется главной для таких организаций. Это вовсе не означает, что они не должны заниматься стандартизацией аудиторской деятельности. Именно саморегулируемые организации аудиторов на основании нового закона разрабатывают проекты федеральных стандартов аудита. Более того, они вправе вводить собственные стандарты для тех видов деятельности своих участников, которые не относятся к аудиторской. А в рамках аудиторской деятельности данные организации могут разрабатывать и принимать стандарты, устанавливающие дополнительные требования при наличии особенностей в ходе проведения аудита.

В саморегулируемых организациях аудиторов на первый план выдвигается контроль за деятельностью  своих участников, создание и поддержание  их профессионального имиджа. В этом, по нашему мнению, «Аудит — это общественно значимая деятельность, и общество вправе контролировать, как аудитор выполняет свою миссию» специфика саморегулирования аудиторской деятельности. Иными словами, контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов — основная задача СРО. Саморегулируемые сообщества аудиторов должны способствовать поддержанию положительной репутации каждого аудитора. Ведь профессиональная репутация — главная ценность, которая есть у аудиторских организаций и аудиторов.

Многие  аудиторские организации  считают, что новый закон приведет к чрезмерному контролю над их деятельностью со стороны саморегулируемых организаций и Совета по аудиторской деятельности. Так ли это?

— Аудит  — деятельность, достаточно жестко регулируемая и контролируемая. Тому есть исторические корни. Особенно сильно это проявилось на рубеже XXI века, когда во всем мире к профессии аудитора начали предъявлять повышенные требования. И в данном аспекте Закон № 307-ФЗ ничего нового не привнес. Аудитор выражает общественные интересы, выполняет общественно значимую функцию, стоит на страже интересов общества. Поэтому общество имеет право контролировать, действительно ли аудитор защищает его интересы и насколько хорошо он выполняет данную работу. В этом и есть смысл надзора и контроля в аудиторской деятельности, здесь кроется причина того, что аудиторские стандарты устанавливают требования к процедурам аудита, к системе внутреннего контроля в аудиторской организации. Именно в этом суть требования, чтобы все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являлись членами саморегулируемых организаций аудиторов. Они станут подконтрольными своему профессиональному сообществу, людям, которые понимают, что такое аудит, и могут оценить, действительно ли аудитор оказывает качественные услуги и тем самым защищает интересы общества и пользователей финансовой отчетности. Такова же и цель изложенного в новом законе механизма государственного контроля за деятельностью отдельных групп аудиторов, обслуживающих социально значимые организации.

Справка

Леонид  Зиновьевич Шнейдеман, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России, доктор экономических наук, профессор. В 1983 году окончил Московский финансовый институт по специальности «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». Работал в Министерстве финансов СССР, аудиторско-консалтинговой компании «ПрайсвотерхаусКуперс». С 2004 года — директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России

Усиленный контроль и надзор — специфика  аудиторской деятельности. Уже на этапе вступления в этот бизнес каждый должен отчетливо понимать свою общественно  значимую задачу. Аудиторское заключение, которое составляет аудитор, дает широкому кругу пользователей определенную уверенность в том, что им предоставлена надежная, объективная и правдивая финансовая информация. В этом и заключается публичная функция аудитора. Тем самым он защищает интересы общества и вместе с тем принимает на себя определенные обязательства перед ним. Естественно, общество хочет быть уверенным, что аудитор выполняет свои функции надлежащим образом.

Информация о работе Этика аудитора