Элементы метода ведения бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:48, реферат

Описание работы

На современном языке бухгалтерский учет можно назвать информационной системой. Это сложная, но вместе с тем упорядоченная система, внутри которой действуют строгие правила. Для того чтобы система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, их принято называть элементами метода ведения бухгалтерского учета.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.41 Кб (Скачать)

Элементы  метода ведения бухгалтерского учета

На современном  языке бухгалтерский учет можно  назвать информационной системой. Это  сложная, но вместе с тем упорядоченная  система, внутри которой действуют  строгие правила. Для того чтобы  система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее  задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, их принято называть элементами метода ведения бухгалтерского учета.

К ним относятся (рис. 5.1):

  • документация и инвентаризация;
  • оценка и калькуляция;
  • система счетов и двойная запись;
  • баланс и отчетность.

Рис. 5.1. Классификация элементов  бухгалтерского учета 

Таким образом, метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов регистрации (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей  группировки (стоимость счетов и  двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной  деятельности.

Все приемы и  способы, используемые как метод  ведения бухгалтерского учета, взаимосвязаны  и дополняют друг друга.  

 

Документация  и инвентаризация

В бухгалтерском  учете каждая хозяйственная операция в обязательном порядке должна быть оформлена документально. Документ является письменным распоряжением  на выполнение каких-либо хозяйственных операций либо письменным подтверждением совершения операции.

Бухгалтерские документы имеют юридическую  силу, поэтому должны быть правильно  оформлены и содержать соответствующие  реквизиты: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной  операции, измерители операции в натуральном  и стоимостном выражении, а также  наименование и подписи лиц, ответственных  за совершение операции и правильность оформления документа.

Документирование всех хозяйственных операций позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за всеми хозяйственными процессами, а для обеспечения достоверности отражения хозяйственных операций периодически проводится инвентаризация, т. е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

В ходе инвентаризации проверяется фактическое наличие  хозяйственных средств и состояние  расчетов предприятия за определенный период времени. Полученные в результате проверки сведения сверяются с данными  бухгалтерских записей, затем производится уточнение и корректировка показателей  учета.

Инвентаризация — это не только средство контроля, но и способ регистрации фактов, которые в силу некоторых причин не были учтены, например естественная убыль, пересортица, хищения и т. п.

Документальное  оформление всех фактов хозяйственной  деятельности и инвентаризация являются средствами контроля за сохранностью материальных ресурсов, денежных средств  и состоянием расчетов, они обеспечивают полноту и достоверность ведения  бухгалтерского учета.   

Оценка  и калькуляция 

Одной из особенностей бухгалтерского учета является то, что все хозяйственные операции и хозяйственные средства предприятия  должны быть представлены в единой денежной оценке. Оценка — это способ измерения в денежном выражения  имущества предприятия и источников его образования. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью  цен, тарифов, должностных окладов  и т.д.

Правильность  оценки имущества имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета, поэтому оценка должна быть реальной и устанавливаться по единым правилам. Реальность оценки выражается, прежде всего, в том, что все хозяйственные  средства отражаются в учете по фактической  стоимости. Например, первоначальная стоимость  приобретенных основных средств  формируется с учетом затрат, которые  связаны с их приобретением, а  основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по реальной рыночной стоимости.

Нормативными  документами установлены единые правила оценки хозяйственных средств  предприятия, т.е. единообразие отражения  стоимости средств, которое выражается в том, что одни и те же объекты  в учете одинаково оцениваются  на всех предприятиях в течение всего  срока службы.

С оценкой хозяйственных  средств тесно связана калькуляция, которая в переводе с латинского calculatio означает — счет, расчет. Калькуляция  лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета. Однако назначение калькуляции  состоит не только в оценке хозяйственных  средств, но и в том, чтобы дать оценку хозяйственным процессам, т. е. произвести их расчет.

Так как процессы снабжения, производства и реализации представлены большим числом отдельных  операций, то калькуляция позволяет  рассчитать все виды затрат, связанных  с приобретением, производством  и реализацией, а на основе расчета  общей суммы затрат определить себестоимость  объектов учета, например, фактическую  стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, себестоимость готовой  продукции по видам и себестоимость  единицы продукции.

Таким образом, калькуляция — это способ группировки и обобщения затрат, на основе которого определяется себестоимость материальных ценностей, готовой продукции, выполненных работ и т.п. Кроме того, калькуляция используется не только для расчета себестоимости объектов учета, но и для контроля за величиной затрат, формирующих эту себестоимость.   

Система счетов и двойная  запись

Управление хозяйственной  деятельностью требует постоянной информации о ходе производственных процессов и протекающих хозяйственных  операциях. Для этого сведения, содержащиеся в первичных документах, группируются и систематизируются на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет открывается  на каждый объект учета и является источником информации о наличии, поступлении  и выбытии хозяйственных средств. Число счетов, их названия определяются Планом счетов, а структура счетов зависит от объектов учета.

На бухгалтерских  счетах отражается повседневный, текущий  учет хозяйственных операций, а любая  хозяйственная операция — это  элементарное действие, вызывающее изменение  состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При  этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета. Если в кассу поступили денежные средства, то должен быть источник их поступления, например деньги поступили с расчетного счета в банке. В результате этой операции увеличилась сумма наличных денег в кассе и уменьшилась  денежная сумма на расчетном счете.

Таким образом, каждая хозяйственная операция обязательно  затрагивает два бухгалтерских  счета, которые используются в этой операции, и она должна быть отражена одновременно на дебете одного счета  и кредите другого. Такое отражение  хозяйственных операций на бухгалтерских  счетах называется правилом двойной  записи.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение  наличия и движения средств предприятия, а также позволяет контролировать правильность записей на бухгалтерских  счетах, так как каждая операция находит отражение по дебету и  кредиту взаимосвязанных счетов.   

Баланс  и отчетность

Хозяйственная деятельность предприятия протекает  непрерывно. Ежедневно на предприятии  совершаются сотни хозяйственных  операций. При этом хозяйственные  средства и их источники постоянно  находятся в движении, изменяются, что находит свое отражение на счетах бухгалтерского учета. На практике иногда требуется сделать «моментальный  снимок» этого движения, который  бы показал, как обстоят дела предприятия  на определенную дату, каковы результаты его деятельности и его финансовое положение. Роль такого снимка играет бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс дает сведения статического характера, он отражает состояние средств и источников в виде конечных итогов. Итоговая стоимостная оценка хозяйственных средств, которыми располагает предприятие, отражается в активе баланса, а итоговая стоимостная оценка источников, за счет которых формируются хозяйственные средства, отражается в пассиве баланса. Поскольку каждому средству соответствует определенный источник его образования, суммы актива и пассива должны совпадать. Так как бухгалтерский учет ведется в стоимостном выражении, то хозяйственные средства и источники их образования в балансе отражаются в денежном выражении.

Цикл учетной  работы завершается составлением отчетности. Отчетность — это совокупность сведений об имущественном, финансовом положении  и результатах работы предприятия. Отчетность должна давать достоверное  и полное представление о хозяйственной  деятельности предприятия в целом.

Финансовая отчетность составляется на основе документально  подтвержденных, выверенных записей  на счетах бухгалтерского учета, поэтому  до составления отчетности необходимо уточнить оценку активов и пассивов, для чего проводится инвентаризация. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего  отчетного периода.

Отчетность необходима для администрации, так как она  позволяет дать оценку деятельности предприятия, сделать анализ ранее  принятых решений и является информационным обеспечением для принятия управленческих решений. Финансовая отчетность является открытой для всех заинтересованных пользователей, как имеющих, так  и не имеющих прямой финансовый интерес (акционеров, инвесторов, кредиторов, налоговых  и контролирующих органов, фондов и  статистических учреждений и др.). Для  этих пользователей отчетность дает возможность сделать выводы о  перспективах сотрудничества, платежеспособности предприятия, правильности расчета  по налогам и т.д.

Информация о работе Элементы метода ведения бухгалтерского учета