Экономический анализ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязи событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровни хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочения основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выявить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. его типология.

Содержание

1. Сущность экономического анализа и его задачи……………………….3
2. Основные направления анализа себестоимости продукции………….10
3. Практическое задание……………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………….18

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 145.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

1.      Сущность экономического анализа и его задачи……………………….3

2.      Основные направления анализа себестоимости продукции………….10

3.      Практическое задание……………………………………………………16

Список использованной литературы……………………………………….18

 


1.      Сущность экономического анализа и его задачи.

 

Экономический анализ как метод обоснования управленческих решений, установления взаимосвязи событий, процессов и их результатов, формирования программно-ориентированных массивов информации охватывает все стадии процесса воспроизводства, все уровни хозяйственных субъектов и направления их деятельности. Для упорядочения основных методов и методик экономического анализа необходима его научно обоснованная классификация, позволяющая выявить взаимосвязи, преемственность и обособленность разных видов анализа, т.е. его типология.

В основе типологии анализа, прежде всего, лежат его цели, которые определяются уровнем анализируемых объектов, особенностью изучаемых явлений и процессов, направленностью анализа.

Наиболее общая классификация экономического анализа дана на рисунке.

В ее основе лежат два признака: цель и уровень. В зависимости от цели предлагается выделять теоретический (политэкономический) анализ, задачей которого является раскрытие сущности изучаемого явления или процесса и причинно-следственных связей его изменения. При этом изучаемый объект может изучаться как результат или как фактор, влияющий на изменения других явлений. Например, можно изучать эффективность воспроизводственного процесса, ориентируясь на построение его моделей, определение факторов его изменения и условий успешного развития. А можно изучать эффективность воспроизводственного процесса как фактор повышения уровня жизни, научно-технического прогресса. Поскольку любое экономическое исследование может рассматриваться как результат и фактор, важно определить их диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость. Теоретический анализ, как правило, завершается установлением логических моделей.

 

Рисунок 1.1 Экономический анализ деятельности предприятий

В зависимости от уровня анализируемого объекта выделяют макроэкономический анализ, который охватывает народное хозяйство или носит межстрановой характер, и микроэкономический анализ деятельности конкретного субъекта хозяйствования — предприятия или объединения предприятий (холдинга, финансово-промышленной группы и т.п.).

Особое место занимает анализ отдельных отраслей народного хозяйства или их блоков, направленных на производство взаимозаменяемых продуктов (например, отрасли топливно-энергетического комплекса, отрасли пищевой промышленности и т.п.)

Самостоятельное значение для ряда экономических явлений и процессов имеет региональный анализ. Например, если необходимо проанализировать использование трудовых ресурсов или обеспеченность трудовыми ресурсами созданного или развивающегося комплекса производства, то анализ целесообразно вести в привязке к конкретной территории. Та же ситуация возникает, если речь идет об анализе водных ресурсов, земельных угодий и т.п.

При проведении программно-целевого анализа часто необходимо использовать различные материалы по группе отраслей и регионов. Так, если анализируется уровень жизни, оценивается социальная обеспеченность населения, приходится интегрировать данные о развитии реальных отраслей (здравоохранение, просвещение, культура и т.п.), данные о разных доходах населения, оценке потребительской корзины, социальных льготах и т.п.

Развитие рыночной экономики рождает потребность по аналогии с бухгалтерским учетом в дифференциации анализа на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ.

Внутренний управленческий анализ базируется на данных управленческого учета, т.е. информационно-аналитического обеспечения администрации, руководства предприятия необходимой информацией. Внешний финансовый анализ, базирующийся на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности и учета, обслуживающего внешних пользователей информации о предприятии, проводится самостоятельными субъектами экономического анализа для подтверждения устойчивости своего финансового состояния.

Финансовый анализ становится объектом работы аудиторов, которые выражают свое мнение независимого эксперта о достоверности отчетности субъектов хозяйствования, соответствии ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и финансовом состоянии предприятия, т.е. возможности реализации непрерывности деятельности и выполнения обязательств перед партнерами.

Рассматривая экономический анализ как основной метод обоснования управленческих решений, его типологию рационально строить, ориентируясь на функции управления. Причем общие функции управления (целеполагание, программирование, координация, регулирование, оценка и стимулирование) определяют основные методики анализа, а специальные функции управления (техническая, экономическая, производственная) — направления анализа.

В зависимости от масштабов и сложности производства в субъектах хозяйствования функции управления могут детализироваться, а вместе с этим процессом появляется необходимость соответствующей детализации видов анализа.

В этой связи следует отметить, что в любой функции управления учет, контроль и анализ являются основной формой обратной связи, дающей возможность оценить реальную эффективность управляющего воздействия.

Применительно к общим функциям управления целесообразно выделять следующие виды экономического анализа:

1) диагностический, позволяющий обосновать предпочтительные варианты развития;

2) программный анализ - обоснование вариантов развития субъекта хозяйствования, который по существу представляет технико-экономическое обоснование развития организации;

3) оценочный анализ, целью которого является оценка использования ресурсов производства и вклада отдельных участников (подразделений и работников) в общие результаты деятельности организации;

4) мотивационный анализ, т.е. оценка действенности отдельных механизмов управления предприятием (правильность учетной политики, ценообразования, систем стимулирования и т.п.).

Применительно к специальным функциям управления, как правила, выделяют:

а) технико-экономический анализ, который нацелен на экономическую оценку технических решений;

б) анализ основных ресурсов и условий их использования;

в) анализ сбыта и материально-технического снабжения;

г) инвестиционный анализ;

д) анализ социальных условий и поведения работников;

е) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности, включая характеристики общей и частной эффективности;

ж) экономико-экологический анализ, связанный с охраной окружающей среды;

з) экономико-правовой анализ.

Вместе с тем такая детализация видов анализа дозволяет сделать важный вывод: экономический анализ и связанные с ним виды управленческой деятельности - бухгалтерский учет, контроль, статистика — являются такими подфункциями управления, которые имманентно присущи всем другим общим и специфическим функциям управления.

В специальной литературе классификация видов экономического анализа не ограничивается двумя главными признаками по содержанию процесса и объектам управления.

Виды экономического анализа классифицируют, кроме того, по:

1.      субъектам, т.е. кто проводит анализ (руководство и экономические службы, собственники и органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, кредитные, финансовые органы);

2.      периодичности (годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный анализ и разовый, непериодический анализ);

3.      содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики);

4.      методам изучения объекта (комплексный, системный анализ, функционально-стоимостной, сравнительный, сплошной и выборочный, корреляционный анализ и т. д.);

5.      степени механизации и автоматизации вычислительных работ (анализ в условиях электронной обработки данных с применением различной вычислительной техники).

Важное значение имеет принцип классификации по субъектам управления, т.е. по субъектам управляющей системы. Хозяйственная деятельность, или управляемая система, включает как отдельные подсистемы, кроме непосредственно экономики, так и технику, технологию, организацию производства, организацию труда, социальные условия работы трудового коллектива и природоохранную деятельность. Комплексный экономический анализ предусматривает изучение не только экономической стороны производства, но и технической его стороны, а также социальных и природных условий и их взаимосвязей с производством. В зависимости от интересов управляющего органа аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности.

Перед экономическим анализом стоят следующие задачи:

1.      изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

2.      контроль за выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия;

3.      изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности;

4.      поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

5.      оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

6.      оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной политики управления бизнес-процессами;

7.      разработка проекта управленческого решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Итак, на практике отдельные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, но знание важнейших принципов их организаций и методов необходимо. На каждом уровне управления каждодневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа. Основой принятия решений по регулированию производства является оперативный анализ, для которого характерным является «проигрывание» (экспериментирование) хозяйственных ситуаций, применение стандартных решений. Оперативный анализ используется на всех уровнях управления, но его удельный вес в общем объеме управленческих решений повышается по мере приближения непосредственно к производству, ассоциациям, предприятиям и их подразделениям.

В заключение анализа необходимо разработать конкретные мероприятия по обеспечению роста производительности труда и определить резервы повышения среднечасовой выработки рабочих.


2. Основные направления анализа себестоимости продукции

 

В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений.

Выявление роли себестоимости продукции в условиях применения свободных (договорных) цен имеет существенное практическое значение.

В себестоимости находят свое выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы как производства в целом, так и отдельных его служб. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Оптимизация прибыли требует постоянного анализа не только внешних факторов, таких как цена, спрос, конъюнктура рынка, но и внутренних – формирование затрат на производство и уровень рентабельности. Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития экономики хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение, потому что позволяет определить тенденции изменения затрат производства, выполнение плана по уровню себестоимости, влияние факторов изменения издержек производства и на этой основе дать оценку работы предприятия и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Себестоимость промышленной продукции – это текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты на производственные услуги сторонних организаций.

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) проводится по следующим направлениям:

1.      анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

2.      горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям затрат;

3.      факторный анализ себестоимости продукции;

4.      выявление резервов снижения себестоимости.

В зависимости от цели проводится ретроспективный, оперативный, предварительный или прогнозный анализ себестоимости.

Информация о работе Экономический анализ предприятия