Экономический анализ как база принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение роли экономического анализа в принятии управленческих решений на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность и значение экономического анализа в управлении производством.
5
1.1 Предмет, метод, задачи и принципы экономического анализа 5
1.2 Виды экономического анализа и его связь с управленческим учетом 8
1.3 Системный подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности 15
ГЛАВА 2.Значение экономического анализа в хозяйственной деятельности ООО «Грант Кенди»
17
2.1 Анализ финансового состояния предприятия. 17
2.2 Анализ результатов деятельности организации 23
2.3 Совершенствование общей методики комплексного экономического анализа.
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 262.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. Сущность и значение экономического анализа в управлении производством.

 

5

1.1 Предмет, метод, задачи  и принципы экономического анализа

5

1.2 Виды экономического анализа и его связь с управленческим учетом

8

1.3 Системный подход к анализу финансово-хозяйственной деятельности

15

ГЛАВА 2.Значение экономического анализа в хозяйственной деятельности ООО «Грант Кенди»

 

17

2.1 Анализ финансового состояния предприятия.

17

2.2 Анализ результатов деятельности организации

23

2.3 Совершенствование общей методики комплексного экономического анализа.

 

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

Список использованной литературы

33


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия  финансировать свою деятельность. Оно  характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Результаты анализа финансового состояния предприятия помогают правильно распределять финансовые ресурсы предприятия, так как от этого зависит вся его дальнейшая деятельность. Это связано с тем, что финансовая устойчивость предприятия предполагает такое движение денежных потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления доходов над расходами. В условиях рынка она требует прежде всего стабильного получения дохода от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг, причем достаточного по своим размерам, чтобы расплатиться с государством, поставщиками, кредиторами, работниками и другими. Одновременно для развития предприятия необходимо, чтобы после совершения всех расчетов и выполнения всех обязательств у него оставался доход позволяющий развивать производство, модернизировать его материально-техническую базу, улучшать социальный климат.

Таким образом, финансовое состояние определяет конкурентоспособность  предприятия, его потенциал в  деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям. Наилучшим способом объективной достоверной оценки финансового состояния предприятия является его анализ, который позволяет отследить тенденции развития предприятия, дать комплексную оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Данные финансового анализа используются для  прогнозирования возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработки моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов; разработки  конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепления финансового состояния предприятия.

Целью работы является рассмотрение роли экономического анализа в принятии управленческих решений на предприятии.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определение сущности экономического анализа, его принципов и задач;
  2. Рассмотреть виды экономического анализа и его связь с управленческим учетом;
  3. Рассмотреть системный подход в анализе хозяйственной деятельности;
  4. На примере ООО «Грант Кенди» рассмотреть значимость экономического анализа в принятии управленческих решений путем анализа бухгалтерской отчетности.

 Объектом исследования  является ООО «Грант Кенди».

 

ГЛАВА 1. Сущность и значение экономического анализа в управлении производством.

 

    1. Предмет, метод, задачи и принципы экономического анализа

 

 Экономический анализ  — это глубокое, научно обоснованное исследование деятельности коммерческой организации с целью повышения эффективности ее функционирования.

Экономический анализ как  наука представляет собой систему  специальных знаний, связанную:

  • с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
  • научным обоснованием бизнес-планов и объективной оценкой их выполнения;

— выявлением положительных  и отрицательных факторов и количественным измерением их воздействия на результативный показатель;

  • раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития и определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
  • обобщением опыта отраслевых лидеров и принятием оптимальных управленческих решений.[15]

Содержание экономического анализа определяется теми задачами, которые он решает в системе других прикладных экономических наук:

  1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономического развития в условиях конкретной коммерческой организации;
  2. научное обоснование текущих и перспективных бизнес-планов, обеспечение их реальности и оптимальности. Без глубокого экономического анализа результатов деятельности фирмы за прошлые годы (три — пять лет) и обоснованных прогнозов на перспективу, а также выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать научно обоснованный бизнес-план, выбрать оптимальный вариант управленческого решения;
  3. контроль за выполнением бизнес-планов и управленческих решений, экономным использованием производственных и финансовых ресурсов. Ряд экономистов отрицают эту функцию экономического анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету. Безусловно, бухгалтерский учет выполняет контрольные функции в момент регистрации, обобщения и систематизации информации о хозяйственных операциях и процессах. Однако это не исключает контроля и при осуществлении экономического анализа, который проводится не только с целью констатации фактов, но и с целью выявления недостатков и ошибок для оперативного воздействия на управляемый объект;
  4. оценка результатов деятельности коммерческой организации по выполнению бизнес-планов, достигнутому уровню развития, использованию имеющихся возможностей. Объективная оценка способствует росту производства и сбыта, повышению их эффективности;
  5. поиск скрытых внутренних неиспользованных резервов повышения эффективности производственной, хозяйственной и финансовой деятельности на основе изучения опыта отраслевых лидеров и достижений науки и практики;
  6. разработка мероприятий по использованию внутренних резервов, устранению влияния отрицательных факторов.[15]

Предмет экономического анализа - хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации, хозяйственная деятельность организаций, их структурных подразделений, объединений, ассоциаций и эффективность их деятельности, отражаемая в системе показателей плана, учета и отчетности.

Цель экономического анализа - выявление и реализация резервов повышения эффективности деятельности предприятий, увеличения производства продукции (работ, услуг) при минимальных затратах труда и средств, обеспечение рентабельной работы предприятия.

Метод экономического анализа - диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерные особенности метода экономического анализа: использование системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Методика экономического анализа - совокупность методов, применяющихся для обработки экономической информации.

Виды методики экономического анализа.

1. Частная методика - методика, конкретизирующая общую применительно  к хозяйственным процессам.

2. Общая методика - совокупность  приемов аналитической работы, применяемых  при исследовании экономических  процессов.

Экономический анализ базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. Принципы создания рационального потока информации для управления:

1) выявление информационных потребностей и способов наиболее эффективного их удовлетворения;

2) объективность отражения  процессов производства, обращения,  распределения, потребления, использования  ресурсов;

3) единство информации, поступающей из различных источников (бухгалтерского, статистического и оперативного учета), а также плановых данных, устранение дублирования в первичной информации;

4) оперативность информации, всесторонняя разработка первичной информации с выведением на ее основе производных показателей;

5) возможное ограничение  объема информации и повышение  коэффициента ее использования;

6) разработка программ использования и анализа первичной информации для целей управления;

7) кодирование первичных данных с целью эффективного использования.

 

 

    1. Виды экономического анализа и его связь с управленческим учетом

 

Основой микроэкономики является оценка поведения фирмы как основной экономической ячейки любой национальной экономики, поскольку в этом случае с неизбежностью затрагиваются и все другие объекты изучения - цена, издержки, мотивация труда и т. п. Поэтому можно сформулировать понятие анализа экономики организации, понимая под ним анализ в системе управления деятельностью организации. Поскольку управленческие действия в отношении хозяйствующего субъекта весьма разнородны и разноплановы (например, анализ оптимальности бюджета капиталовложений, анализ себестоимости и анализ оптимальности ресурсных потоков между подразделениями организации), для последующей градации в качестве критериального можно выбрать признак денежного измерителя.

В соответствии с этим признаком анализ экономики организации целесообразно подразделить на технико-экономический анализ (критерии и показатели не обязательно в стоимостной оценке) и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (доминанта денежного измерителя в конструировании ключевых критериев и показателей). Последний может быть подразделен на два вида: финансовый и управленческий.

Финансовый анализ проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутренней информации, т.е. основа его информационной базы - доступная бухгалтерская и финансовая отчетность.

 

Управленческий анализ (синонимы: анализ в системе управленческого  учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих  доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри организации. Данное определение носит общий характер и нуждается в конкретизации, что несложно сделать путем формулирования содержания этого научно-практического направления. В содержательном плане экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной жизни, и систематизировать возможные варианты действий.

В управленческом анализе  можно выделить следующие виды анализа:

1. Анализ управления производством и продажей товаров. Деятельность любой организации является целесообразной, и значимость целей может существенно меняться на разных этапах ее развития, однако в подавляющем большинстве случаев доминируют экономические цели.

Производственная программа  является результатом согласования следующих целей фирмы:

- получение максимальной  прибыли;

- учет реальных финансовых  и иных ресурсных возможностей;

- полное удовлетворение  потребностей рынка сбыта;

- максимальное снижение  производственных затрат, оптимальное  использование производственной  мощности организации.

Следовательно, при разработке конкретной производственной программы  следует учесть сроки и объемы поставок продукции на рынок и равномерную загрузку производственных мощностей. Соответственно на основании производственной программы должны быть сформированы (или скорректированы) все разделы комплексного плана предприятия. Оптимизация производственной программы заключается в согласовании противоречивых требований выполнения календарных сроков поставок по договорам с потребителем и снижения производственных расходов с учетом изменяющихся ограничений по ресурсам.

Необходимость соответствовать требованиям рыночного спроса к производимому товару обуславливает необходимость постоянной аналитической работы организаций по оценке объема производимых товаров, их ассортимента и качества. Организации изготовляют товары исходя из условий заключенных с покупателями и заказчиками договоров, разрабатываемых плановых заданий по ассортименту, количеству и качеству подлежащей к выпуску продукции, постоянно уделяя большое внимание вопросам изучения спроса и конкурентоспособности продукции, расширения ее ассортимента, равняясь на потребности рынка.

Темпы роста объема производства товаров, повышение их качества непосредственно  влияют на величину затрат, прибыль  и рентабельность. Анализ выпуска  товаров включает оценку выполнения плана и динамики производства и продаж, определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей, выявление внутрихозяйственных резервов увеличения производства и продаж, разработку мероприятий по выявлению резервов и их освоению. Особенно важную роль здесь играет выполнение контрактов на поставку товаров, поскольку это гарантирует сбыт продукции и своевременную ее оплату.

Анализ ассортимента производимых товаров состоит в  основном в установлении параметров - распространенности, однородности, степени  устаревания. Расширение ассортимента является для предприятия средством привлечения заказчиков с различными потребностями. Изучение степени устаревания товаров стимулирует деятельность по разработке и выводу на рынок новых товаров.

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий является качество продукции, повышение качества обеспечивает устойчивые позиции на рынке. Высокий уровень качества товаров способствует повышению спроса, увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Информация о работе Экономический анализ как база принятия управленческих решений