Экономические взгляды представителей социально-утопического направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Социализм — теория, в основе которой лежит равенство (материальных благ, объёма прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.
Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось для борьбы с эксплуатацией в обществе. Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - «что было бы, если», «предположим, что» и т. д. Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путём отправления писем.

Содержание

1. Краткая характеристика утопического социализма
2. Экономические воззрения социалистов-утопистов XIX века
a) К. Сен-Симон
b) Ш. Фурье
c) Р. Оуэн
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ставропольский государственный аграрный университет.docx

— 26.03 Кб (Скачать)

 

Кафедра экономической теории и прикладной экономики

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Экономические взгляды представителей социально-утопического направления»

 

 

 

 

Ставрополь, 2011

 

 

 

План

 

  1. Краткая характеристика утопического социализма
  2. Экономические воззрения социалистов-утопистов XIX века
    1. К. Сен-Симон
    2. Ш. Фурье
    3. Р. Оуэн

Заключение

Список литературы

 

 

  1. Краткая характеристика утопического социализма

Социализм — теория, в основе которой лежит  равенство (материальных благ, объёма прав и обязанностей) и общность собственности. Социалистическое течение ставило целью достижение счастливой и справедливой жизни общества.

Утопический социализм - течение, которое зародилось в начале XIX века и предназначалось  для борьбы с эксплуатацией в  обществе. Для этого течения характерно использование гипотетического метода, то есть выдвижение гипотез - «что было бы, если», «предположим, что» и т. д. Свои идеи социалисты-утописты распространяли среди людей путём отправления писем.

Утопический социализм видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного  производства, основанного на свободном  труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Он изобразил  будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности. Социальным идеалом было бесклассовое общество, основанное на принципах полного равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации.

Идея  «золотого века», а именно идея равенства  в труде и потреблении, известна общественной мысли с незапамятных времён. В Древней Греции считали, что эпоха «золотого века»  была в прошлом, на заре человеческой жизни, древнееврейские мыслители  царство всеобщей гармонии и справедливости видели в будущем. Эти идеи трансформировались вместе с общественным развитием, но в той или иной форме всегда присутствовали в социальной мысли  вплоть до XIX в.

В отличие  от мелкобуржуазных критиков капитализма, призывавших возвратиться в прошлое, социалисты критиковали капитализм с позиций будущего. Они впервые указали на переходящий характер капиталистических отношений, рассматривая общество как постоянно развивающуюся систему, где одна стадия сменяется другой, более совершенной, чем предыдущая. Социалисты-утописты, объективно отражая интересы трудящихся, считали, что их задачей является общественное преобразование с целью улучшения положения всех членов общества. Отвергая политическую борьбу, они постоянно обращались к господствующему классу, пропагандируя свои взгляды.

Начало  литературы утопического социализма было положено книгой «Утопия», опубликованной в 1516 г. английским писателем-гуманистом и государственным деятелем Томасом  Мором. Корнем всех общественных неустройств, по мысли Т.Мора, являются частная собственность и деньги. Основоположник утопического социализма подчеркивал, что «повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».

К социалистам-утопистам XIX в., рисовавшим фантастические картины будущего, но не видевшим реальных путей их достижения, относятся, прежде всего, такие мыслители, как Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн.

 

  1. Экономические воззрения социалистов-утопистов XIX века

 

а)  К. Сен-Симон

Видным идеологом социально-утопического направления экономической мысли стал Сен-Симон (Клод Анри де Рувруа) (1760–1825). По его теории общество последовательно проходит определённые эпохи, приближаясь к «промышленной системе» – обществу будущего, покончившего с эксплуатацией человека человеком, которое он представлял как общество равенства и изобилия, способное обеспечить удовлетворение физических и духовных потребностей народа. Будущее, по его мнению, принадлежит промышленному классу, в состав которого входят предприниматели, земледельцы, банкиры, служащие, рабочие, а также учёные и художники. Второй класс, к которому относились король, дворяне, чиновники и духовенство, он называл феодалами, считал его деятельность бесполезной и даже вредной для общества. На смену стихийным рыночным отношениям должна прийти плановая система хозяйства, основанная на обязательности труда и справедливой системе распределения: от каждого по способности, каждой способности по её делам.

 

b) Ш. Фурье

Достаточно яркой фигурой утопического социализма, представлявшей своё учение как строго научную теорию, стал Шарль Фурье (1772–1837). Его работы отличаются синтезом глубоких мыслей и идей, которые  до конца были осознаны лишь в XX в., и  безумной фантазией, временами напоминавшей сущий вздор. Ш. Фурье написал  ряд работ: «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» (1808), «Трактат о  домашней и земледельческой ассоциации» (1822), «Новый хозяйственный и социальный мир» (1829) и др., в которых изложил своё видение нового общества. Критикуя капиталистическую ступень развития общества, он считал, что экономическая деятельность людей в условиях свободной конкуренции приводит к анархии производства. В принципе «естественной свободы», провозглашённом А. Смитом, он усматривал условия, при которых человек со своими корыстными личными интересами противостоит всем остальным членам общества. Реализовать идею справедливости и равенства Ш. Фурье собирался путём преобразования частной собственности в коллективную, в процессе формирования так называемых «фаланг» – коллективов производителей численностью до 2 тыс. человек. Общинный способ ведения хозяйства в фалангах, при котором все члены данного объединения независимо от имущественного положения будут обязаны трудиться, позволит, по мнению Фурье, уничтожить зависть, вражду и эгоизм, а также противоположность между умственным и физическим трудом. Созданный общественный доход будет делиться на части: 4/12 составит доход собственника капитала, 5 /12 распределится по труду и 3 /12 пойдёт на вознаграждение талантов, которые проявят себя в ходе «соревнования», пришедшего на смену капиталистической конкуренции. Признавая только эволюционный путь развития, посредством формирования в недрах старого общества предпосылок для перехода к новой ступени общественного прогресса, Ш. Фурье отрицал революцию, считая её средством обогащения аферистов и интриганов.

 

с) Р. Оуэн

Английский утопический социализм  имеет ряд особенностей по сравнению  с французским, так как в Англии капитализм и классовая борьба были более развиты. Известный утопист-экспериментатор, осуществлявший свои теоретические идеи на практике, Роберт Оуэн (1771–1858), был близок к рабочему классу в отличие от французских социалистов-утопистов. В 1830-е гг. «оуэнизм» стал символом рабочего движения, хотя сам Р. Оуэн, выдвигая проекты переустройства общества, был противником классовой борьбы. Р. Оуэн написал большое число научных трудов, отражающих экономические проблемы: «Образование человеческого характера» (1813), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836) и др.

Критикуя «несправедливое» капиталистическое  общество, Р. Оуэн пытался организовать рынок справедливого обмена, где  бы обмен осуществлялся в соответствии с затратами труда на производство товара. Посредником в обмене товаров  на таком рынке являются не деньги, которые он считал созданными для  достижения максимума зла и минимума добра, а специальные квитанции  – «трудовые деньги». Пытаясь  практически реализовать свою идею, Р. Оуэн создал «Национальный базар  справедливого обмена», который, однако, не справился со своей задачей  и был вскоре упразднён.

Основой «справедливого» строя  он считал общественную собственность, которая способна сформировать нового человека, стремящегося развивать свои лучшие качества. Воплотить в жизнь  свой план переустройства общества он задумал в 1800 г., когда стал совладельцем прядильного предприятия в Шотландии, находившегося в отдалённом поселении. Решив экономические проблемы предприятия, он понял, что создать идеальную  общину можно лишь изменив сознание людей, путём кропотливой воспитательной работы. Будучи гуманным руководителем, Р. Оуэн приложил массу усилий для  того, чтобы искоренить воровство, пьянство, драки, недобросовестное отношение  к своим обязанностям, национально-религиозную  неприязнь. У работников появилось  чувство общности, желание без  принуждения поддерживать чистоту  и порядок, быть трудолюбивыми, дисциплинированными  и организованными, вести высоко моральный образ жизни. Достигнув  высокой производительности труда  и прибыльности предприятия, Р. Оуэн сократил рабочий день с 16 до 10,5 ч, решил  ряд социальных вопросов, создав систему  социального обеспечения и страхования, построив детские сады, школы, культурный центр для детей и взрослых. Эксперимент формирования промышленной общины с высоким уровняем благосостояния её членов явно удался, предприятие успешно развивалось даже в период экономического кризиса 1815–1816 гг. Однако в 1829 г. Р. Оуэн вынужден был покинуть предприятие из-за размолвки с совладельцем. Все, что было наработано годами, пришло в упадок, показав тем самым нестабильность созданной им системы и её зависимость от конкретной личности. И хотя удачно повторить опыт, поставленный Р. Оуэном, не удалось больше ни ему, ни кому-либо ещё, он продолжал распространять идеи создания коммунистической модели общества, пытаясь опередить время и в то же время понимая, что современные нравы людей не позволяют её реализовать.

 

 

Список литературы

      1. Бартенов С.А. История экономических учений. 4-е издание. Юрист, 2005.
      2. Васильева Л. В. История экономических учений: конспект лекций. Высшее образование, 2008

Информация о работе Экономические взгляды представителей социально-утопического направления