Экономические последствия чрезвычайных ситуаций и материальные затраты на обеспечение жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:46, реферат

Описание работы

История науки - отражение многовекового развития познавательной деятельности человечества. Она позволяет показать процесс становления проблем и их решений, научить объективно оценивать новое. Изучая историю учета, бухгалтер не может ее изменить, но способен переосмыслить.
Учет возник вместе с человеческой цивилизацией шесть тысяч лет тому назад. И первые шаги его имели огромные последствия для истории. Потребности хозяйственной жизни вызывали развитие учета, что в свою очередь стимулировало рост цивилизации, особенно таких неотъемлемых ее частей, как письменность и математика.
В данной работе рассмотрена история возникновения хозяйственного учета и этапы становления и развития бухгалтерского учета. Представлены виды учета и измерители, применяемые в учете.

Работа содержит 1 файл

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE.docx

— 35.46 Кб (Скачать)

У Д. Чербони было много последователей: К. Чербони, Д. Росси, К. Беллини, Ф. Баналуми, Д. Масса, Э. Мондини, А. Сангвинетти, В. Джитти, которые развивали логисмографию.

Рассматривая  информационные и психологические  аспекты бухгалтерского учета, Росси  указывал, что счетоводство и счетоведение выступают "охранительницами экономических  интересов общества, указывают опасности  и способы их устранения, разоблачают  злоупотребления, диктуют средства их предупреждения и пресечения". Экономические интересы лиц, по мнению Росси, пересекаются в хозяйственных  операциях. Эти операции он считал предметом  бухгалтерского учета и классифицировал  их в три группы: 1) экономические (производство, распределение или потребление материальных благ); 2) юридические (выяснение, приобретение, утрата или прекращение прав и обязательств); 3) административные (перемещение ценностей внутри предприятия). Так как каждая операция затрагивает двух субъектов, а их три, то основной принцип учета Росси получил название двойной тройственности. Росси известен как крупный историк в области учета и как создатель шахматной формы счетоводства (размещение записей учета в шахматном порядке). Он доказывал, что его форма есть только реставрация методов, применявшихся в казначейской палате Англии, поэтому назвал ее нормандской.

Все ученики  Чербони развивали логисмографические идеи - двойная запись - это не абстрактный искусственно созданный прием, а принцип, выражающий основную идею управления - согласование противоположных интересов.

      Зарождение  экономической и  юридической школ учета. С начала ХIХ в. в итальянском учете наметились две тенденции. Первая выводила учет из отношений, возникающих между лицами, участвующими в хозяйственном процессе, в связи с движением и хранением ценностей (юридическое направление). Вторая была основана на учете самих ценностей (экономическое направление).

      Начало  юридическому направлению положил  Никколо д'Анастасио, который сформулировал следующие утверждения. 1. Учет - это регистрация прав и обязательств собственника. 2. В центре учетной системы находится счет «Капитал». Все факты хозяйственной жизни должны затрагивать этот счет. Например, оприходование товаров, поступивших от поставщиков, оформлялось проводками: дебет счета «Товары», кредит счета «Капитал» и дебет счета «Капитал», кредит счета «Поставщики». Это объясняется тем, что при оприходовании товаров выполняются два договора: поставки (между поставщиком и собственником) и материальной ответственности (собственник передает товары администратору).

      Точно так же трактовались и другие операции. Все они должны были быть непременно отражены на счете «Капитал». Поэтому  эту систему называли четверной, ибо каждая операция требовала минимум  четыре записи. Такой подход усиливал контрольное значение бухгалтерской  регистрации, так как на одном  счете и притом главном - «Капитал» - должны были получаться контрольные  итоги, подтверждающие правильность бухгалтерской  разноски. Четверная бухгалтерия  д'Анастасио предполагала учет движения ценностей между участниками хозяйственного процесса и смену их прав и обязательств. При этом любое движение протекает из одного места в другое и имеет двойной эффект. Отсюда необходимость двойной записи.

      Начало  экономическому направлению было полажено Джузеппе Людовико Криппой. Он указывал, что «цель учета состоит в исследовании результатов хозяйственной деятельности», которая сопряжена с постоянными изменениями объема и состава имущества. Эти изменения и есть предмет учета. Все счета делятся на две группы: первая включает счета капитала и его частей, вторая раскрывает структуру первых. Для Криппы недопустимо утверждение о том, что бухгалтерия учитывает права и обязательства лиц, участвующих в хозяйственном процессе. Учет фиксирует изменение ценностей, движение вещей, а динамика обязательств — это только следствие хозяйственного процесса, причем далеко не самое значительное.

      Н. д'Анастасио и Д.Л. Криппа стали предтечами трех школ итальянской научной бухгалтерии: ломбардской (Милан), тосканской (Флоренция) и венецианской (Венеция). Представители каждой из этих школ оставили след в истории.

Венецианская  школа. Основоположником был Ф. Беста (1845 - 1923), который развивал экономическое направление в учете. Он утверждал, что бухгалтерский учет как средство экономического контроля изучает движение ценностей, которое связано с определенными действиями по: 1) руководству; 2) управлению; 3) контролю агентов хозяйства. В бухгалтерском учете на первой стадии разрабатываются инструкции, положения, сметы, ведется плановая работа; затем проводятся инвентаризации, оформляются доверенности, приходные и расходные материальные и кассовые ордера. Беста считал текущий контроль удачно организованным только в том случае, если в нем предусмотрена противоположность интересов агентов предприятия, в учете должен быть обеспечен взаимный контроль материально ответственных лиц. Третья стадия включает весь традиционный учет с его записями совершившихся фактов хозяйственной жизни, при этом вычислительная техника трактуется как элемент метода бухгалтерского учета.

В соответствии с экономической трактовкой учета  Беста подчеркивал, что в учете  изучается не количественная и качественная структура хозяйственных ценностей, а их стоимость. Провозгласив, что  объектом учета выступают не сами ценности, но их стоимость, Беста выдвинул ставшую знаменитой теорию фонда. Фонд - это общий объем стоимости, вложенный  в предприятие. Фонд состоит из отдельных  элементов и каждому элементу соответствует определенный счет. Все  счета носят стоимостный характер и делятся на прямые и производные. Прямые включают весь актив и кредиторов, производные счета - собственные  средства и результаты. Прямые счета  отражают прямые элементы и делятся  на положительные (актив) и отрицательные (кредиторы). Изменения всех прямых и производных элементов могут  носить активный и пассивный характер. В работе Бесты прослеживается четкое деление баланса предприятия  не только по вертикалям, но и по горизонталям.

По мнению исследователей, заслугой Бесты было то, что систему  учета он рассматривал независимо от ее формы, и если большинство бухгалтеров  видели прогресс науки в конструировании  новых форм, то Беста форму записи определял как форму счетоводства. Ему принадлежит лучшая их классификация по трем основаниям: 1) вид регистра; 2) характер записи; 3) способ выполнения записи на счетах.

Учеников Ф. Бесты - В. Альфиери, К. Гидилья, А. Стабилини, Д. Мальоне - увлекали идеи учета сметы, так как смета показывала, каковы будут вероятные результаты ведения хозяйства в течение определенного промежутка времени. Под влиянием учения Ф. Бесты Э. Пизани попытался осуществить синтез идей всей итальянской школы в созданном им учении - статмографии. Пизани уподоблял хозяйственный процесс механизму, поэтому бухгалтерия изучает три вида операций: динамические (имущественные счета), статические (счета чистого имущества) и статико-динамические. Внешне статмография отличалась от логисмографии тем, что в логисмографии дни, за которые выполняется регистрация, расположены по горизонтали таблицы, а счета, в которых проводят регистрацию, - по вертикали. В статмографии наоборот, счета, в которых проводят регистрацию, - по горизонтали, а дни, за которые выполняется регистрация, расположены по вертикали таблицы.

Оценивая труды  Пизани, современники подчеркивали, что он находился под влиянием своих предшественников и полагал, что бухгалтер констатирует объективно существующие категории подобно тому, как инженер изобретает машины. Влияние статмографии на современников было значительно слабее, чем влияние логисмографии.

К началу ХХ века итальянские ученые в счетоведении выделяли три науки: 1) логисмология - учение о бухгалтерских счетах; 2) статмология - учение о бухгалтерском балансе; 3) леммалогия - учение об остатках. Логисмология была наиболее близка к традиционной бухгалтерии, статмология превратилась в анализ хозяйственной деятельности, леммалогия была развита в англосаксонских странах, используя сложный математический аппарат в учении об управлении запасами. При всем разнообразии взглядов итальянскую школу можно рассматривать как единое целое. Ее представителей объединяет целеустремленная содержательная трактовка основных категорий науки учета. Даже различия между юридическим (тосканская) и экономическим (венецианская) направлениями несущественны. И тосканцы, и венецианцы в духе ломбардской школы рассматривали учет как средство управления, только первые трактовали цели учета как управление людьми, а вторые - как управление ресурсами - ценностями, участвующими в хозяйственном процессе. В последнем случае учет превращался в науку о контроле хозяйственной деятельности.

Для итальянцев был характерен подход к учету, который  трактовали в том духе, что балансовая величина прибыли должна быть тождественна налогооблагаемой сумме, что вполне соответствовало юридической трактовке  учета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

При всем разнообразии взглядов итальянской  бухгалтерии ее можно рассматривать  как единое целое. Итальянских бухгалтеров  объединяла целеустремленная содержательная трактовка основных категорий нашей  науки. Даже различия между юридическим (тосканская школа) и экономическим (венецианская школа) направлениями несущественны. И тосканцы, и венецианцы в духе ломбардской школы рассматривали учет как средство (функцию) управления, только первые трактовали цели учета как управление людьми, а вторые — как управление ресурсами — ценностями, участвующими в хозяйственном процессе. В последнем случае учет превращался в науку о контроле хозяйственной деятельности, а контроль включал проверку исполнения действия лиц, в ней занятых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Антонова М.В.  Лука Пачоли и двойная запись  в Италии Бухгалтерский учет. - 1994. - №10.

2. Лука Пачоли: биография и учение // Бухгалтерский учет. - 1994. - №5.

3. Лупикова Е.В. История бухгалтерского учета: учебное пособие Е.В. Лупикова. - М.: КНОРУС, 2006.

4. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была. - М.: Финансы и статистика, 1995.

5. Рагозина С.Н. Возникновение двойной бухгалтерии Бухгалтерский учет. - 1996. - №6.

6. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет в рыночной экономике: история и современность // Бухгалтерский учет. - 1991. - №1.

7. Соколов Я.В. Лука Пачоли и его время: становление и развитие учета Бухгалтерский учет. - 1994. - №8.

8. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней. - М.: Финансы и статистика, 1996.

9. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: Учебник. - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Информация о работе Экономические последствия чрезвычайных ситуаций и материальные затраты на обеспечение жизнедеятельности