Экономическая сушность, нормативное регулирование., особенности учёта основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:42, реферат

Описание работы

Любое предприятие в процессе производственной деятельности использует ограниченные экономические ресурсы, которые подразделяются на природные, материальные, трудовые, финансовые и предпринимательство (как особый ресурс). В экономике термин экономические ресурсы заменяется термином факторы производства. Капитал является одним из факторов производства. Внешне капитал представлен в конкретных формах — средства труда (производительный капитал), деньги (денежный), товар (товарный).
Все авансированные в деятельность хозяйствующего субъекта средства можно назвать капиталом.

Работа содержит 1 файл

Glava1_i_2kursovaya_OS_1.docx

— 196.97 Кб (Скачать)

По  принадлежности основные средства делятся на:

  • Собственные(числятся на балансе)
  • арендованные ( принадлежат другому предприятию и эксплуатируются временно,не включаются в баланс, а учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства»).

По  вещественно-натуральному признаку выделяют следующие группы:

  • материальные основные фонды
  • нематериальные основные фонды (нематериальные активы).

В свою очередь материальные фонды тоже подразделяются на группы:

  • здания
  • сооружения;
  • машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • жилища;
  • · вычислительная техника и оргтехника;
  • · транспортные средства;
  • · инструмент;
  • · производственный и хозяйственный инвентарь;
  • · рабочий, продуктивный и племенной скот;
  • · многолетние насаждения;
  • · прочие виды материальных основных фондов.

Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:

• основные средства, принадлежащие  на праве собственности (в том  числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

• основные средства, находящиеся  у организации в хозяйственном  ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

• основные средства, полученные организацией в аренду;

• основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

• основные средства, полученные организацией в доверительное управление. Сергеева

 Для изучения соотношения между отдельными элементами, группами и частями основных средств рассчитывается их структура. Структура основных средств определяется как доля или удельный вес каждой из групп основных средств в их суммарной стоимости.

В зависимости от того, какая  из классификаций положена в основу расчета, различают следующие виды структур основных средств (таблица 1).

Видовая (производственная) структура получила широкое распространение  в системе управленческого учета, так как позволяет изучать изменения в движении всех групп основных средств, которыми располагает организация. Это соотношение различных групп основных средств в их общей среднегодовой стоимости. Важнейшим показателем здесь является доля активной части, которая зависит от следующих факторов: характера выпускаемой продукции, масштабов производства однородной продукции, применяемого оборудования, концентрации, специализации и кооперации производства. В машиностроении удельный вес машин и оборудования выше, чем в целом по промышленности (около 50 %). На долю зданий приходится свыше 36 % . Оставшаяся часть - это стоимость сооружений, транспортных устройств, прочих основных средств.

Технологическая структура характеризует распределение основных средств по структурным подразделениям организации в процентном  выражении от их общей стоимости, а также долю отдельных видов станков в общем количестве машинного парка, имеющегося в организации. Так, наиболее эффективной для промышленной организации признается технологическая структура, в которой преобладает активная часть основных средств.

Возрастная структура  характеризует распределение машин и оборудования (станков) по возрастным группам (до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, свыше 20 лет). Средний возраст оборудования рассчитывается как средневзвешенная величина. Такой расчет может быть проведен как в целом по организации, так и по отдельным подразделениям и группам машин и оборудования.

Отраслевая структура основных средств является важнейшим показателем при оценке потенциала экономического развития регионов и страны.

На структуру основных средств влияют такие факторы, как 
специализация и концентрация производства, особенности производственного процесса, уровень механизации и автоматизации, географическое размещение организации, стоимость строительства и др.

1.3 задачи учета  ОС и обзор нормативных актов по учету ОС

Задачи учета основных средств на предприятии следующие:

  • контроль за сохранностью и наличием основных средств;
  • правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, перемещения внутри предприятия и выбытия;
  • контроль за правильным расходованием средств на эксплуатацию и реконструкцию, ремонт и модернизацию основных средств;
  • исчисление доли стоимости основных средств для ее включения в затраты производства;
  • определение результатов от продажи и прочего выбытия объектов основных средств;
  • определение фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и др.);
  • проведение анализа использования основных средств.(методологические указания)

Эти задачи решаются с помощью  надлежащей документации и обеспечения  правильной организации учёта наличия  и движения основных средств, расчётов по их амортизации и учёта затрат по их ремонту.

Правила формирования в бухгалтерском  учёте информации об основных средствах  организации устанавливает Положение  по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» (ПБУ6/01), утверждённое приказом Минфина России от ……… Пошерстник

На основе Методических указаний организации  разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Указанными документами могут утверждаться:

  • формы применяемых первичных учетных документов  по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств;
  • порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов основных средств в организации. ( Методологические указания)

 

Глава2. особенности учета ОС

2.1 Документальное оформление  поступления, перемещения и выбытия  основных средств

Операции по движению (поступление, внутреннее перемещение, выбытие) основных средств оформляется первичными документами.

Первичные документы должны содержать  следующие обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом  от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете»:

· наименование документа;

· дата составления документа;

· наименование организации, от имени  которой составлен документ;

· содержание хозяйственной операции;

· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

· наименование должностных лиц, ответственных  за совершение хозяйственной операции и правильность ее формирования;

· личные подписи указанных лиц  и их подписи.

2.1.1  Поступление  ОС

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

Если на склад поступило  оборудование, требующее монтажа, то для его учета используется «Акт о приеме (поступлении) оборудования» (форма № ОС-14). Акт также составляется комиссией по приему основных средств и утверждается руководителем организации. При передаче оборудования для выполнения монтажных работ заполняется «Акт о приемке-передаче оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). Если монтаж осуществляется подрядным способом, то в состав комиссии должен входить представитель этой монтажной организации. Прием смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств оформляется актом по форме № ОС-1 или № ОС-16. Бабаев

В актах указывают  наименование объекта, год постройки  или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления, акт приемки-передачи основных средств  передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.). Кондраков

Далее в бухгалтерии на каждый объект или группу объектов заводится инвентарная  карточка в одном экземпляре. В инвентарную карточку переносятся все реквизиты из акта приемки-передачи, в ней дается краткая характеристика объекта, включающая характеристики важнейших приспособлений и принадлежностей к нему. Характеристика дается на основании технических паспортов и другой технической документации.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

В бухгалтерии  инвентарные карточки формируют  в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных, средств.

Бухгалтерский учет поступления  основных средств ведется с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в разрезе субсчетов: 08-1 «Приобретение земельных участков», 08-2 «Приобретение объектов природопользования », 08-4 «Приобретение объектов основных средств». По дебету этого счета отражаются произведенные организацией затраты, связанные с приобретением (поступлением) основных средств, затраты по приведению их в состояние, пригодное к использованию, а также рыночная стоимость (при безвозмездном получении) и согласованная стоимость (при внесении в уставный капитал) поступивших основных средств. По кредиту счета осуществляется списание сформированной первоначальной стоимости по введенным в эксплуатацию объектам в дебет счета 01 «Основные средства».

В бухгалтерском учете операции по приобретению основных средств отражаются записями:

Д-т 08-4 К-т 60 на суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств (без НДС);

Д-т 08-4 К-т 76 на сумму вознаграждения, уплачиваемого посредническим организациям, через которые приобретены основные средства (без НДС) и  затрат организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (сборку, монтаж, технические испытания) (без НДС);

Д-т 19-1 К-т 60 (76) на суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам и другим организациям в связи с приобретением основных средств;

Д-т 01 К-т 08- принятие к учету основных средств по первоначальной

стоимости, равной фактическим  затратам на их приобретение.

Поступление объектов основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, оформляется следующими проводками:

 

Д-т 08-4 К-т 75-1 — согласованная стоимость поступившего объекта основных средств;

Дебет 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— затраты организации  на доставку объектов и приведение их

в состояние, пригодное для  использования (сборку, монтаж, технические

испытания) (без НДС);

 

Дебет 19-1 «НДС при приобретении основных средств»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

— суммы налога на добавленную  стоимость, уплаченные другим

Информация о работе Экономическая сушность, нормативное регулирование., особенности учёта основных средств