Формы финансового контроля в РФ и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 06:10, реферат

Описание работы

1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ЕЕ СТРУКТУРА.
2. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и  аудита 
 
 
 
 

Реферат 

      По:           Контролю  и ревизии

Тема  :      Формы финансового контроля в РФ и за рубежом  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Колесник Е.С., 141-Б

Проверила: Магдич Г.М. 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2010 
 

         1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ И ЕЕ СТРУКТУРА

     В настоящее время государственный финансовый контроль в России осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов, так или иначе связанных с бюджетной (форой — либо в качестве налогоплательщиков, либо в качестве получателей бюджетных средств. В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» (1995) этот орган государственного финансового контроля действуете I996 г. и накопил значимый опыт.

     Поскольку государственный финансовый контроль подчинен реализации финансовой политики государства, созданию условий ДЛЯ финансовой стабилизации страны в целом, он распространяется как на государственные организации, так и на негосударственную сферу экономики, поскольку она участвует в формировании походов бюджетов и может использовать бюджетные средства и государственное имущество. Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными и следующих законодательных актах: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации». Задачами государственного финансового контроля являются:

  • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
  • соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
  • оценка правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
  • проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
  • содействие улучшению бюджетной и налоговой дисциплины;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
  • исполнение федерального законодательства в процессе межбюджетных отношений;
  • проверка движения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
  • контроль за формированием и распределением бюджетных фондов;
  • пресечение незаконных действий по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  • выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
  • проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

     Финансовый контроль со стороны представительной власти на федеральном уровне осуществляет Федеральное Собрание РФ. Финансовый контроль со стороны исполнительной власти проводится Президентом и Правительством РФ и его органами. 

     КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ

     Государственный финансовый контроль, осуществляемый' Президентом РФ, за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой финансовой политики на территории всей страны. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления в Государственную Думу РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ. Контрольным органом в Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ, действующее на основании положения, утвержденного Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383. Основные функции Контрольного управления:

         • контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

  • контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и руководителя Администрации Президента;
  • подготовка на основе проведенных проверок информации Президенту РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности исполнительных органов.

     Н необходимых случаях Контрольное управление направляет в органы прокуратуры, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях. Контрольное управление решает стоящие перед ним задачи во взаимодействии с органами государственной власти, помощниками Президента РФ. Результатом контрольных мероприятий, проводимых Контрольным управлением, является подготовка аналитических, справочных и информационных материалов для Президента РФ.

     КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

     Федеральное Собрание РФ осуществляет финансовый контроль через специальные бюджетные комитеты: I) в Государственной Думе — Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; 2) в Сонете Федерации — Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию. Данные органы создают соответствующие подкомитеты и комиссии, которые дают заключения по различным финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по бюджету дает заключение по федеральному бюджету. Другие подкомитеты разрабатывают предложения по налогообложению, банковской и финансовой деятельности. В функции парламента и его комитетов входят проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, рассмотрение и утверждение бюджета, а также контроль за рациональным и целевым расходованием государственных средств. Парламент может осуществлять выборочную проверку через специальные отраслевые комитеты и комиссии, через деятельность отдельных звеньев финансовой системы (министерств, ведомств и государственных комитетов). По депутатскому запросу парламент вправе получить информацию о нарушениях и недостатках, допущенных при формировании и использовании государственных средств.

     КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

     Правительство РФ осуществляет следующие функции:

     1) обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики;

     2) разработку и представление в Государственную Думу РФ федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

      3) представление в Государственную Думу РФ отчетов об исполнении федерального бюджета;

     4) разработку и реализацию налоговом политики;

     5) информирование Государственной Думы РФ о ходе исполнения федерального бюджета в установленные сроки;

     6) предоставление информации Счетной палате РФ для осуществления ею контрольных функций.

     Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ контролирует и регулирует деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов, бюджета и налогов.

     КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ

     Министерство финансов РФ занимает важное место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273, его основными задачами являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития России;
  • разработка проекта и обеспечение исполнения федерального бюджета РФ, составление отчета об его исполнении;
  • разработка программ государственных заимствований и их реализация;
  • осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.

     Министерство финансов РФ осуществляет контроль над целевым использованием средств федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Кроме того, оно организует проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. По результатам контроля Министерство финансов РФ вправе требовать устранения выявленных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также в случае непредставления ими соответствующем! отчетности, взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов. Проведению эффективного финансового контроля содействую! методическое руководство Минфином России организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

     Оперативный контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), пришедшая на смену Департаменту государственного финансового контроля и аудита, который был образован на базе Контрольно-ревизионного управления Минфина России согласно Постановлению Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276. В соответствии с постановлением Правительства Москвы «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ» от 6 августа 1998 г. № 888 на базе аппарата главных контролеров-ревизоров в пределах существующей численности создавались территориальные контрольно-ревизионные управления в качестве самостоятельных юридических лиц. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора продолжает выполнять функции, которые раньше выполнял Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов:

  • осуществляет контроль за целевым использованием федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
  • участвует в разработке порядка организации и проведения контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета бюджетными организациями;
  • организует и проводит самостоятельно и с привлечением территориальных контрольно-ревизионных управлений по субъектам Федерации документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
  • руководит деятельностью территориальных контрольно-ревизионных управлений по субъектам Федерации и контроль за организацией этой деятельности;
  • участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и развитие системы аудита в России.

     Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными финансами в Российской Федерации в 2006—2008 гг., одобренная распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 467-р, ориентирует на повышение роли Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в проверке эффективности использования бюджетных средств, особенно выделяемых из федерального бюджета в форме финансовой помощи регионам. Такая помощь является настоятельной необходимостью и продиктована чрезвычайной дифференциацией доходов бюджетов регионов. По итогам 2006— 2007 гг. доля собственных доходов регионов в общем объеме доходов бюджетов в среднем по России была на уровне 65%. При этом максимальное значение составляло 97,1% (Москва), минимальное — 9,35% (Республика Ингушетия).

     Ежегодно Министерство финансов РФ утверждает план контрольной и надзорной работы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, составляемый в соответствии с Основными направлениями деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В плане предусматривается:

  • использование средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • использование средств, выделяемых по федеральным целевым программам;
  • использование государственной собственности;
  • соблюдение резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ.

     По соответствующим разделам плана предусматриваются конкретные проверки с указанием их сроков. В частности, использование бюджетных средств может включать проверку получения и использования финансовой помощи, предоставляемой за счет федерального бюджета бюджетам закрытых административных образований; проверку использования органами власти территориальных образований бюджетных кредитов, получаемых за счет средств федерального бюджета, и т.п. Могут планироваться и осуществляться проверки финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, проверки использования бюджетных средств на мероприятия, связанные с реализацией любой федеральной целевой программы. В плане Федеральной службы на 2005 г., например, значились проверки целевого использования бюджетных средств Главным военно-медицинским управлением, медицинскими службами родов войск, военных округов (флотов), военно-медицинскими учреждениями Министерства обороны РФ, в том числе полученных на военное образование в этой сфере.

Информация о работе Формы финансового контроля в РФ и за рубежом