Фирма в системе рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:12, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы ставились задачи: рассмотреть фирму в системе рыночных отношений, привести основные классификации фирм, указать основные коммерческие организационно-правовые формы.
В первой главе рассказывается о понятии предпринимательства, фирмы, основных классификациях, приводятся задачи фирмы.
Во второй главе подробно изложены основные организационно-правовые формы фирм.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Фирма как субъект рыночных отношений. 4
1.1. Предпринимательство: понятие, субъекты, функции. 4
1.2. Фирма: сущность и задачи. 10
1.3. Классификация фирм (предприятий). 14
Глава 2. Основные организационно-правовые формы фирмы. 20
2.1. Индивидуальный предприниматель. 20
2.2. Хозяйственные товарищества. 22
2.3. Хозяйственные общества. 28
2.4. Унитарные предприятия и производственные кооперативы. 44
Заключение. 48
Список использованной литературы. 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая Эконом.теория.DOC

— 339.00 Кб (Скачать)

     Общими  в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

  • не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
  • не забывать о последствиях риска;
  • не рисковать многим ради малого. [6, стр. 94]

     Итак, предпринимательство – это хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения дохода.

     В широком смысле – это предприимчивость, инициативность, активность в сфере экономики. В узком смысле – это экономическая деятельность собственника или хозяйствующего субъекта. 
 

1.2. Фирма: сущность  и задачи. 

     Слово «фирма» относится к числу  самых распространенных и популярных в странах с разным уровнем экономического развития.

     Практически во всех национальных системах права  в качестве основного субъекта рыночных отношений рассматривается фирма. В зависимости от цели деятельности различают также банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. Причем фирмы относятся к основным субъектам предпринимательской деятельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры – к субъектам рынка, обслуживающим сферу предпринимательской деятельности. [8, стр. 153]

     Причины возникновения фирм экономисты трактуют по-разному. Так, Р.Коуз – лауреат  Нобелевской премии по экономике, профессор  Чикагского Университета – считал, что появление фирм объясняется необходимостью уменьшения трансакционных (рыночных) издержек; Ф.Найт – профессор экономики Чикагского университета – утверждал, что возникновение фирм – результат минимизации риска и неопределенности. К.Маркс обосновывал образование фирм развитием кооперации труда, основанных на системе машин.

     Под фирмой понимается организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность, преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, научных и проектно-конструкторских работ.

     При этом в законодательстве большинства стран предприятие не рассматривается как самостоятельный субъект права, за ним не признается характер хозяйственного образования, обладающего обособленным имуществом, собственным балансом и пользующегося правами юридического лица.

     Фирма изначально рассматривается как  основной субъект рыночных отношений, органически сочетающий в себе функции  собственности и хозяйствования и несущий имущественную ответственность. [8, с. 117]

     Современная фирма может включать одно или  несколько предприятий функционирующих в любых сферах национального хозяйства. В результате экономической деятельности фирм отражаются все проблемы микроэкономики.

     Фирма, преобразуя исходные ресурсы в конечный продукт, постоянно осуществляет обмен  шести видов, которые характеризуют ее взаимосвязи в рыночном хозяйстве:

  • Обмен денег на труд наемных рабочих;
  • Обмен денег на товары и услуги поставщиков;
  • Обмен товаров и услуг на деньги потребителей;
  • Обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, полученные сейчас от инвесторов и арендодателей;
  • Обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позже от должников;
  • Обмен денег на товары и услуги (например, на воду, уборку мусора, охрану) и государственные установления правительства.

     Основой частного предпринимательства служат фирмы – производственные единицы, которые используют факторы производства, чтобы изготовить товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйству или государству. [8, стр.156]

     Задача  фирмы состоит в том, чтобы  преобразовать на «входе» факторы производства (затраты), переработать их и на «выходе» выдать продукцию (результат). Такого рода трансформационный процесс представляется как производство. [1, стр. 230]

     Между затратами на «входе» и результатами на «выходе», а также параллельно им происходят многочисленные действия, «решаются различные частные задачи», которые только в их единстве полностью описывают производственный трансформационный процесс.

     К важнейшим частным задачам относятся  задачи обеспечения (снабжения), складирования (хранения), изготовления продукции, сбыта, финансирования, обучения персонала, внедрения новой техники, а также управления.

     К задаче снабжения относятся покупка или аренда (лизинг) средств производства, покупка сырья, материалов, полуфабрикатов (для предприятий с материально-вещественной продукцией), прием на работу сотрудников.

     К задаче хранения относятся все производственные работы, которые возникают перед собственно процессом производства продукции в связи со складированием средств производства, сырья, материалов и полуфабрикатов, в промежутках между частными производственными процессами – со складированием запасов и после него – со складированием и хранением готовой продукции.

     В задаче изготовления продукции речь идет о производственных работах в рамках производственного процесса. На предприятиях, изготовляющих материально-вещественную продукцию, они в значительной степени определяются технологическими особенностями производства продукции. К основным видам работ в этих производствах относятся заготовительные, обработочные и сборочные. Всегда возникают такие задачи, как: когда, какая продукция, в каком месте, с использованием каких производственных факторов должна быть изготовлена.

       Задача сбыта продукции связана с использованием рынка сбыта, воз-

действия на него, например, рекламы, а также продажей или сдачей в аренду продукции предприятия. Частично эта задача, а именно, исследование рынка сбыта продукции, решается в рамках маркетинга фирмы перед собственно процессом производства.

     Задача  финансирования находится между сбытом и снабжением: путем продажи продукции или результата производственного процесса (Output) зарабатывают деньги, а при снабжении (Input) деньги тратят. Как правило, отток и приток денег неодинаковы. Поэтому временный недостаток средств для уплаты по просроченным ссудам и излишек денежных средств, затраченных на предоставление кредитов (аренды, лизинга), относятся к типичным задачам финансирования. Сюда же в рамках финансового менеджмента относят получение прибыли, как и вложение капитала в другие предприятия через рынок капиталов.

     Обучение  персонала и внедрение новых  технологий должны дать возможность сотрудникам постоянно повышать квалификацию, а они благодаря этому были бы в состоянии развивать и внедрять новейшие технологии во всех сферах деятельности предприятия, и особенно в области новой продукции и современных технологий.

     Задача  управления (руководства) включает работы, которые охватывают подготовку и принятие управленческих решений во всех сферах деятельности фирмы. В связи с этим особое значение имеет анализ годового баланса, анализ издержек. [1, стр. 233]

     Таким образом, частные задачи производственного  процесса могут рассматриваться как «стоимостная цепочка», которая связывает между собой звенья (поставщики и потребители), расположенные до и после непосредственно процесса изготовления продукции, что представляет собой систему взаимосвязанных задач фирмы.  
 
 

 

1.3. Классификация фирм (предприятий). 

     Несмотря  на существенные отличия в терминологии и национальных особенностях, в законодательстве практически всех развитых стран можно выделить достаточно общую классификацию фирм по таким ключевым признакам как: виды и характер хозяйственной деятельности (отраслевой признак); правовое положение (организационно-правовая форма); характер собственности; цели объединения капиталов, степень самостоятельности и характер хозяйственных отношений участников; принадлежность капитала. Такая классификация позволяет не только хорошо представить все многообразие форм существования и деятельности фирм в современном мире, но и сделать соответствующие выводы применительно к нашему национальному законодательству. [1, стр. 236]

     В зависимости от вида и характера хозяйственной деятельности различают промышленные, торговые, транспортные, строительные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, арендные и другие фирмы. Однако отнесение фирмы к какой-нибудь отрасли имеет условный характер и устанавливается главным образом по тем видам продукции, которые имеют преобладающий удельный вес в хозяйственном обороте фирмы.

     Принципиальное  значение имеет классификация фирм по правовому положению. Различия в правовом положении фирм зависят от решения следующих вопросов: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; кому и кто предоставляет право заключать сделки от имени фирмы; в чьем ведении находится решение вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы. Во всех странах по правовому статусу фирмы делятся на два основных вида: единоличное владение (предприятие) и объединения предпринимателей. Единоличное владение – это фирма одного лица или семейства. В современных условиях преимущественное значение имеют фирмы, являющиеся по своему правовому статусу объединением предпринимателей. Единой классификации объединений предпринимателей в зарубежных странах не существует. Однако четко существует их деление в зависимости от характера объединения (лиц или капиталов) и от степени ответственности участников объединения по  обязательствам фирмы (всем своим имуществом или только  вкладом участников).

     Объединения предпринимателей  основаны на личном участии их членов в ведении дел фирмы. Объединения капитала  имеют целью концентрацию капиталов и освобождение участников от риска, возникающего в результате хозяйственной деятельности. По принятой классификации в странах Европейского Сообщества (рис. 1.1) объединения предпринимателей делятся на следующие формы: полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Самой популярной и наиболее широко применяется во всех странах для крупных и предпринимательских структур является форма в виде акционерного общества. Это обусловлено преимуществами акционерных обществ, которые связаны прежде всего со способом финансирования (объединение капиталов путем выпуска акций и свободная передача капитала одного лица к другому), ограниченной ответственностью владельцев акций (владельцы акций рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций), с независимостью существования от ее владельцев (передача собственности через продажу акций не подрывает ее целостности). Поэтому именно в форме акционерного общества (компании, корпорации) создаются и действуют большинство фирм и их разнообразных объединений, таких как концерны, тресты, холдинги, финансово-промышленные группы.

     Правовое  положение фирм является ключевой, но все-таки не исчерпывающей их характеристикой. Не менее важное значение, особенно в части применяемых к ним методов государственного регулирования, имеет классификация фирм в зависимости от характера собственности. По этому признаку различают: частные фирмы, государственные (полугосударственные или смешанные) и кооперативы (рис. 1.2). В странах развитого рынка подавляющее число фирм являются частными.

     

     

     

     

     

     

       
 
 

     

       
 
 
 

     

       
 
 

       
 

     

     

       
 
 

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.2. Классификация фирм по характеру собственности. 

     С точки зрения целей объединения капиталов, степени самостоятельности и характера хозяйственных связей участников объединения различают: картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансовые и финансово-промышленные группы (рис. 1.3). Из всех видов объединений наиболее распространенными в настоящее время являются финансово-промышленные группы и концерны.

     В национальных системах права развитых стран нет специальных актов, регулирующих образование крупных корпоративных структур. Основное внимание уделяется законодательным нормам, предупреждающим или запрещающим их возможное монопольное поведение на рынке.

     

            
 
 

       
 

       
 
 

Информация о работе Фирма в системе рыночных отношений