Финансовый контроль РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 02:10, контрольная работа

Описание работы

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать соответствие фактического положения дел поставленным целям и задачам.

Содержание

Финансовый контроль в Российской Федерации 2
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

Оглавление 

Финансовый  контроль в Российской Федерации 2

Заключение 17

Список  использованной литературы 18 

 

     

Финансовый  контроль в Российской Федерации

 

     Контроль  – это неотъемлемая часть системы  регулирования, благодаря которой  субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о  ее состоянии, функционировании, благодаря  чему имеет возможность анализировать  соответствие фактического положения  дел поставленным целям и задачам.

     Финансовый  контроль – это особая область  финансово-правовой науки. «С точки  зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы  управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного  управляемого объекта с целью  определения и обоснованности и  эффективности управленческих решений  и степени их реализации, выявления  отклонений…»[Родионова В.М., Шлейников  В.И. Указ.соч – с.16].

     Содержание  финансового контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему  контроля; принципы организации.

     Цель  финансового контроля заключается  в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется  в выполняемых им задачах.

     Основными задачами финансового контроля являются:

     – обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

     – выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;

     – рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение  их рационального, эффективного и законного  использования;

     – соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей  деятельности;

     –  повышение эффективности финансовой политики государства.

     В системе финансового контроля выделяют как основные, так и вспомогательные  элементы, образующие инфраструктуру финансового контроля. В качестве основных элементов финансового  контроля можно выделить: объект и  субъект; информационное, правовое и  методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового  контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение  контроля и т.п. Совокупность взаимосвязанных  элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное  единство в процессе достижения целей  контроля, представляет собой систему  финансового контроля.

     Основными принципами финансового контроля  являются следующие: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий, системности.

     Принцип законности предусматривает наличие  правовой базы, обеспечивающей проведение контроля в соответствии с его  целями и задачами. Независимость  органов финансового контроля (организационная, функциональная, финансовая) гарантируется  действующим законодательством. Под  объективностью понимают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную  деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов  по результатам контрольных мероприятий. Принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового  контроля при соблюдении установленных  норм и правил, касающихся государственной  и коммерческой тайны. Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям. Реализация принципа разграничения функций и полномочий заключается в отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

     В качестве объекта финансового контроля выступают: процессы образования, распределения  и использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся  системой различных стоимостных  показателей (например, выручка от реализации, себестоимость,, налоги и др.)

     Наиболее  важным элементом в системе финансового  контроля являются субъекты контроля, т.к. они в соответствии с действующим  законодательством непосредственно  осуществляют контроль и несут ответственность  за свои действия.

     Субъектами  финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные  контрольные органы; структурные  подразделения, созданные в субъектах  хозяйствования и органах государственной  власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные  специалисты, осуществляющие свою контрольную  деятельность в соответствии с нормами  права. Субъекты контроля для реализации поставленных задач выполняют конкретные действия или функции, реализация которых  осуществляется на основании их полномочий, определяющих компетенцию органа, осуществляющего  контроль.

     В зависимости от определённых признаков  классификации выделяют следующие  виды финансового контроля:

  1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
  2. В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

     Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших  видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления  и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете  на соответствующий год; выявление  отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений  в бюджетной сфере, контроль за правильностью  осуществления бюджетного учёта. Налоговый  и таможенный контроль рассматриваются  либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

     Финансовый  контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях  финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так  и негосударственного финансового  контроля. Так, финансовый контроль в  страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские  организации. Финансовый контроль в  системе пенсионного обеспечения  в РФ осуществляют: Счётная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении  страхователей и пенсионеров), Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные  пенсионные фонды (по отношению к  управляющим компаниям), аудиторские  фирмы, органы внутреннего контроля.

     Совокупность  контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или  иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учётом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля. 

     В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий  и последующий контроль.

       Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения  финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и  утверждения проектов законов  (решений) о бюджете и иных  проектов законов (решений) по  бюджетно-финансовым вопросам, на  стадии составления смет доходов  и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для  предупреждения нарушений финансового  законодательства.

     Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-кредитных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских  слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами  казначейства платёжных документов на осуществление кассового расхода  бюджета. Текущий контроль позволяет  получить необходимую оперативную  информацию, характеризующую  состояние  объекта контроля, внести необходимые  коррективы в случае выявления отклонений.

     Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким  изучением  деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны  для их исполнения.

     Исходя  из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний  и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем  понимают: по отношению к органам  государственной власти – контроль, осуществляемый независимыми в своей  деятельности от органов государственной  власти субъектами, т.е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти – контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования – контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).

     Государственный финансовый контроль представляет собой  совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной  власти, а также специально созданными ими органами, с использованием  специфических форм и методов  его организации за соблюдением  субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права  с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования  финансовых ресурсов государства.

     Основными задачами государственного финансового  контроля являются:

     1. контроль за образованием и  использованием государственных  средств в РФ и ее субъектов

     2. контроль над деятельностью органов  исполнит власти, на которые возложено  практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики. 
3. контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

     К функциям государственного финансового  контроля относятся:

     1. проверка правильности образования  государственных средств, их сохранности  и целевого использования

     2. контроль правильности и эффективности  использования кредитования ресурсов

     3. осуществление обоснованности и  правомерности действий кредитных  учреждений в части использования  средств организаций и физических  лиц

     4. контроль государственного внутреннего  и внешнего долга. 
Правом назначения указанных проверок пользуется президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, суды, прокуратура, милиция, ФСБ (в пределах их компетенции), руководители органов ГФК. При выявлении нарушений, за которые предусмотрено уголовная ответственности, органы ГФК должны передать материалы проверки, ревизии в правоохранительные органы.

     В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается  в содействии реализации государственной  экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования  государственных финансовых средств, в частности государственных  бюджетных средств и средств  бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к  проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих  субъектов) бюджетного процесса с точки  зрения соблюдения законности, эффективности  и прозрачности их действий в области  образования, распределения и использования  фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).

Информация о работе Финансовый контроль РФ