Циклическое развитие экономики и антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

Развитие национальной экономики вызывает к жизни целый комплекс проблем. Это и сбалансированность экономического развития национальной экономики, совершенствование структуры последней, повышение ее эффективности, ускорение темпов и путей экономического роста, сбалансированность и стабильность. Одной из основных проблем макроэкономики на современном этапе является достижение и поддержание макроэкономического равновесия, периодические отклонения от которого свидетельствуют о нал

Содержание

ВЕДЕНИЕ……………......……………………………………………………………………. 3

Часть первая (общетеоретическая)

ГЛАВА 1 Циклы и цикличность как форма развития экономической системы ………………………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и виды экономических циклов…………......………………………...5
1.2. Фазы экономического цикла..…………………...……………………………...7

ГЛАВА 2 Экономические циклы и кризисы……………………………………10
2.1. Типы циклов…………......……………………………………………………...10
2.2. Виды кризисов..…………………...……………………………………..…......14

Часть вторая (практическая)

ГЛАВА 3 Содержание и инструменты антикризисного управления…….16
3.1. Понятие и технология антикризисного управления……………..…………...16
3.2. Общая схема управления в кризисных ситуациях ………………………......17
3.3. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении………………………………………………………………………….…21

ГЛАВА 4 Механизм управления в кризисных ситуациях…………………………….25
4.1. Вывод предприятия из кризисной ситуации....……………..………………...25
4.2. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер……………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………

Работа содержит 1 файл

(4) !Курсовая.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

      достаточный объем исходной информации. Для решения поставленной задачи вполне достаточно той информации, которая имеется в распоряжении специалиста;

      избыточный объем исходной информации. Для решения поставленной задачи не требуется такого большого объема информации.

4.      Достоверность исходной информации:

      явно недостоверная, не соответствующая условиям задачи, выявить недостоверность которой не представляет труда;

      псевдодостоверная, соответствующая условиям задачи, однако содержащая такие сведения, которые не позволяют найти правильное решение исходной задачи;

      полностью достоверная, соответствующая условиям задачи и позволяющая получать правильное решение исходной задачи.

5.      Масштаб проблемы:

      глобальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, а в отдельных случаях и всей планеты в целом;

      локальные проблемы – от их решения зависит существование малой группы индивидов или отдельного человека;

      микролокальные проблемы – от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.

6.      Техническое оснащение:

      отсутствует. В наличии нет необходимых технических средств для постановки качественного процесса обучения;

      имеется в недостаточном объеме. Технических средств недостает для устойчивого, качественного процесса обучения;

      имеется в достатке. Технические средства присутствуют в полном объеме и функционируют в соответствии с требованиями учебного процесса.[18]

Общая последовательность создания управленческих решений включает 11 блоков.

      Блок 1. Подготовка управленческих решений, разработка системы мер по выводу организации из кризисной ситуации.

      Блок 2. Сбор первоначальных данных о состоянии дел в компании.

      Блок 3. Подготовка управленческих решений по выводу организации из кризисной ситуации, проводится структурноморфологический анализ.

      Блок 4. Определение целесообразности и путей вывода организации из кризисной ситуации. Целесообразно или нецелесообразно и как возможно выводить организацию из кризисной ситуации зависит от того, насколько сильно кризис повлиял на деятельность.

      Блок 5. При выяснении того, что момент начала дельности по выводу организаций из кризисной ситуации прошел, возможен лишь контроль за протекающими в ней процессами без вмешательства в них, а также получение государственной поддержки.

      Блок 6. В случае, если кризисная ситуация оказала сильное негативное воздействие на деятельность организации и дальнейшее ее существование невозможно, строят модель деструктуризации, прекращения ее деятельности и объявление банкротом.

      Блок 7. В случае, если кризисная ситуация оказала слабое негативное воздействие на хозяйственную деятельность предприятия, строят модель реорганизации (изменение статуса). Здесь предполагается изменение организационной структуры, сокращение тех производств, которые убыточны или затраты на которые несоизмеримы с получаемой прибылью.

      Блок 8. Установление целей реорганизации группой специалистов, занимающихся антикризисным управлением, определение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

      Блок 9. Разработка мероприятий по реализации поставленных целей, которая включает в себя составление программы действий специалистов, реализующих антикризисные управленческие решения, учитывающей факторы кризисной ситуации.

      Блок 10. Осуществляется проверка возможностей достижения поставленных целей.

      Блок 11. На основе полученных данных разрабатываются управленческие решения по выводу организации (предприятия) из кризисной ситуации (антикризисные управленческие решения). Для того чтобы определить стратегию будущей деятельности предприятия необходимо провести структурно-морфологический анализ (СМА) кризисной ситуации.[19]

Анализ конкурентного успеха служит основанием для корректировки рыночной стратегии предприятия, обоснования конкретных шагов по содержанию победы в конкурентной борьбе.

Рыночные позиции предприятия характеризуют доля на рынке, относительная цена, качество продукта, относительные издержки по сравнению с лидерами рынка.

Успех предприятия на рынке определяется рентабельностью инвестиций, оборотом средств и др.

 

 

 

Глава 4 Механизм управления в кризисных ситуациях.

 

4.1. Вывод предприятия из кризисной ситуации.

 

Важнейшим моментом в правильно организованной деятельности по выводу предприятия из кризисной ситуации является сбор исходной информации о ситуации в нем и первичный анализ деятельности.

Такой сбор и анализ могут вестись с различными целями по различным методикам, что объясняется спецификой конкретной ситуации.

Такими направлениями деятельности антикризисной команды по реализации антикризисных мероприятий может быть анализ: потенциала ее кадрового состава; адаптации организационных структур к изменяющимся условиям; ее финансового состояния; информационной культуры сотрудников; изменения научно-технического потенциала организации и отрасли; влияния правовой базы на компанию; изменений в состоянии окружающей среды и их влияние на деятельность организации; решения проблем безопасности.

Из всего многообразия направлений работы группы специалистов по выводу организации из кризисной ситуации прежде всего необходимо выделить анализ финансовохозяйственной деятельности организации.

К основным направлениям анализа финансового состояния организации относят: анализ динамики состава и структуры имущества организации; анализ состояния запасов и затрат; оценку движения источников финансирования; анализ финансовых коэффициентов. Финансовые результаты деятельности предприятия в рыночных условиях оцениваются также целой системой индикаторов, важнейшее место среди которых занимает прибыль.[20]

Информация о размерах и форме высоколиквидных активов организации, как правило, сосредоточена в следующих источниках: балансе, главной книге, договорах.

На предприятии, находящемся в кризисе, часто происходят кражи и хищения.

Возможные методы хищений и их отражение в документах таковы: регулярные хищения через обналичку, перевод денег по договорам поставки, учреждение новых фирм и перевод туда денег, хищения при поставках, сбыт неучтенной готовой продукции, завышение расходов сырья, фиктивный наем работников.

Технология контроля в области управленческого учета такова: требуется выяснить, как организовано поступление управленческой информации руководству организации; какая информация, из каких подразделений и от каких лиц, как часто и кому поступает; определить, достаточна ли она для специалистов по антикризисному управлению, а также позволяет ли она руководству оперативно управлять.

При работе с себестоимостью можно разбить бизнеспроцессы компании на три части: поставки – производство – сбыт, оценить резервы снижения себестоимости на этих трех стадиях, определить, имеется ли в организации программа снижения себестоимости, при расчете себестоимости и калькулировании затрат учесть временной фактор, грамотно нормировать себестоимость, производить калькулирование, учет, контроль и регулирование маржинального дохода, организовать постоянный динамичный пересчет себестоимости, провести анализ сбыта, определить, какую площадь занимает производство основной продукции, проанализировать, насколько часто меняется оборудование, определить, как можно использовать свободные площади, оценить возможность проведения среди руководства и сотрудников организации опросы.

Технология антикризисного управления должна учитывать конкретные обстоятельства, являться результатом искусства управления и важнейшим фактором, обеспечивающим его успех.[21]

             

 

4.2. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер.

 

Выдающийся американский менеджер Ли Якокка, председатель Совета директоров компании Крайслер, прославился тем, что в начале 1980-х гг. спас от краха одну из корпораций «большой тройки», действующих в автомобильной индустрии США.

Для начала необходимо дать общую оценку состоянию компании к моменту начала деятельности Ли Якокки. В верхних управленческих структурах отсутствовали организационная системность и элементарная дисциплина.

Не существовало целостной системы управления, принимающей решения, проводящей собрания и т. д. Отсутствовала также система финансового контроля. Вследствие всего этого среди сотрудников царил дух неуверенности и конфликтности. Кроме того, отсутствовал контроль за сохранением промышленных секретов, что привело к развитию промышленного шпионажа в довольно крупных размерах.

Корпорация столкнулась еще с одним крупным вопросом – отсутствием заказов со стороны дилеров; на заводских площадках не хватало места для размещения новых автомобилей, в то же время наличность корпорации стремительно сокращалась.

Якокка начал свою деятельность с поиска специалиста в области финансов. Им стал Джеральд Гринуолд. Однако Гринуолд претендовал на более высокую должность и предложил вместо себя Стива Миллера, который был его главным финансовым менеджером. Далее был приглашен Хэл Сперлих, который помог решить кадровые вопросы. Следующим этапом стал поиск высококлассного специалиста в области качества автомобилей. Якокка привлек для этой работы Ханса Маттиаса, главного конструктора компании Ford, который специализировался на контроле за качеством. За полтора года он заметно укрепил дисциплину в организации производства на предприятиях Chrysler. Большую роль в повышении качества автомобилей сыграл другой специалист в этой области – Джордж Батс, который уже служил в корпорации до прихода Л. Якокки. Для Батса был создан специальный отдел контроля за качеством.

Помимо вопросов качества продукции, необходимо было срочно налаживать службы материальнотехнического снабжения. Для этой работы был приглашен Пол Бергмозер, благодаря которому в корпорации была создана довольно эффективная система материальнотехнического снабжения. Далее Ли Якокка занялся вопросами маркетинга. Таким образом, работа Ли Якокки заключалась в создании сплоченной команды специалистов высокопрофессиональных уровней и способных решать задачи повышенной сложности в критических ситуациях. Якокка руководствовался принципами единства, личного участия в подборе команды, создания в ней прочных взаимоотношений, наделения самостоятельностью и относительной свободой.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Экономика имеет свойство развиваться циклически: у нее есть кризисы, подъемы. Так же и предприятие не может вечно находится на пике своего развития, за ним неизбежно следует спад, кризис. Кризис отрицательно влияет на все предприятие в целом, вплоть до возможности разорения, поэтому с кризисом можно и нужно бороться, а лучше пытаться предотвратить или пережить с наименьшими потерями.

Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженно­сти, обеспеченности собственными средствами, существующих и воз­можных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет вы­явить причины кризисного состояния, наме­тить способы его преодоления.

Антикризисное управление в первую очередь должно быть связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность.

Каждая организация имеет свои конкурентные преимущества, свои возможности его реализации подчиняется закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Это могут быть факторы внешние и внутренние, общие и специфические.

Внешние факторы характеризуют экономическую конъюнктуру, влияющую на организацию, от которой она не может не зависеть. Системный кризис экономической системы страны не может не отражаться на экономике отдельной фирмы. Степень влияния кризиса народно-хозяйственной системы на компанию зависит от области деятельности, формы собственности, размеров, направлений деятельности, а также от внутренних факторов, таких как профессионализм управления, персонала, социальная атмосфера, экономический потенциал и др. Организация может успешно противодействовать кризисным явлениям или не использовать методологию антикризисного управления.

Для каждой организации характерна своя комбинация причин и условий развития кризиса.

Факторы возникновения кризисов в организации могут быть разными.

Но очень важно видеть симптомы кризисного развития и своевременно применять методы антикризисного менеджмента. Необходимо различать факторы, симптомы и причины кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Арзямов А.С. Экономика фирмы: учебник МГУ М.В. Ломоносова – М.: Инфра-М 2008. 460 с.

2.      Бекетов Н.В. Цикличность развития мировой экономики и финансовые кризисы//Финансы и кредит 2009. № 5. С. 6 – 8.

3.      Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник для вузов. М.: Высшее образование, ИНФРА-М 2008. – 713 с.

Информация о работе Циклическое развитие экономики и антикризисное управление предприятием