Что такое контроллинг. Мнения специалистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Описание работы

Если исходить из определения миссии контроллера, сформулированного Международной группой контроллинга (International Group of Controlling, IGC), то контроллинг следует понимать как управленческий процесс. Это целенаправленное планирование и управление компанией. Очень важный момент – потребность в контроллинге исходит именно от руководства компании: правления, топ-менеджеров. Контроллинг включает в себя определение ключевых целей компании, разработку стратегических и оперативных планов, направленных на достижение этих целей, а также составление отчетов о состоянии дел на данный момент и управление по отклонениям.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 33.50 Кб (Скачать)
 

Реферат. 
 

по  управленческому  учёту 
 

На  тему: Что такое контроллинг.

Мнения  специалистов. 
 
 
 
 

                                      Выполнила: студентка 

                                      специальности бухгалтерский  учёт,

                                      анализ и аудит  
 
 
 
 

Тверь

2011

     Мартинн Хаузер, председатель правления Controller Akademie AG.

     Если исходить из определения миссии контроллера, сформулированного Международной группой контроллинга (International Group of Controlling, IGC), то контроллинг следует понимать как управленческий процесс. Это целенаправленное планирование и управление компанией. Очень важный момент – потребность в контроллинге исходит именно от руководства компании: правления, топ-менеджеров. Контроллинг включает в себя определение ключевых целей компании, разработку стратегических и оперативных планов, направленных на достижение этих целей, а также составление отчетов о состоянии дел на данный момент и управление по отклонениям.

     Контроллинг и управленческий учёт не одно и то же. Управленческий учет — это только та часть системы контроллинга, которая связана с учетом значений финансовых категорий (например, доходов и расходов). Инструменты контроллера включают в себя еще стратегические и оперативные методы планирования, а также методы анализа полученных цифр. Другими словами, контроллеры — это не «управленческие бухгалтеры», а скорее «стратегические бизнес-бухгалтеры».

     Соответственно  контроллер – это человек, выполняющий  сервисную функцию, которая заключается  во внедрении системы контроллинга. В этом процессе контроллер играет роль так называемого «архитектора методов», умеющего правильно выбрать нужный в той или иной ситуации экономический инструмент для решения конкретных проблем компании. Основой системы контроллинга является внутрифирменная система управленческого учета (без цифр контроллинга не бывает).

     В последнее время, однако, миссия контроллера  в компании меняется. Он начинает выступать  как спарринг-партнер менеджера. Так, контроллеры призваны оценивать  со стороны рациональность принимаемых управленческих решений.

     В производственной сфере заводской (производственный) контроллер, безусловно, занимает не последнее место в системе общефирменного контроллинга. Он помогает директору по производству выполнять свои управленческие функции, совместно с руководителями структурных подразделений (цехов, участков, бригад и так далее) формирует бюджет затрат, рассчитывает плановые величины затрат и составляет отчеты о работе структурных подразделений (центров затрат).

     Особое  значение на заводе имеет инвестиционный контроллинг, который включает расчет инвестиций и оценку их эффективности. Кроме того, к вышеперечисленным задачам контроллера добавляются принятие решений об аутсорсинге (это передача части функций по обслуживанию деятельности вашей фирмы другой организации-исполнителю), расчет внутренних (трансферных) цен, а также разработка системы ключевых показателей эффективности.

     Недавнее  исследование профессора Юргена Вебера позволяет сделать вывод о  том, что каждая компания создает  свою индивидуальную, уникальную систему контроллинга. Как правило, «отточенные» системы контроллинга создаются в тех отраслях, где царит очень жесткая конкуренция. Кроме того, есть отрасли, например автомобилестроение, с давней традицией контроллинга. Большое значение имеет также размер компании: то, что первостепенно для крупного концерна, для малого и среднего бизнеса будет слишком дорогим удовольствием.

     У контроллинга тоже есть свой жизненный цикл. Указанные отрасли переживают теперь фазу зрелости или фазу консолидации. Контроллинг в таких компаниях работает на то, чтобы сделать их более «бережливыми».

     Петер Хорват (Peter Horvath), основатель консалтинговой компании Horvath&Partners.

     (Консалтинг  — услуги по оптимизации и улучшению бизнеса). В немецкоязычной бизнес-среде функция контроллинга понимается как функция управленческого сервиса – т.е. поддержки менеджмента в области стратегического и оперативного управления компанией. В США управленческий учет (Management Accounting) ограничивается поставкой менеджменту оперативной управленческой информации из системы (бухгалтерского) учета.

     Контроллинг пребывает в перманентном развитии, поскольку проблемы управления компанией также меняются. В том числе «открываются» новые инструменты. Концепция контроллинга настолько гибкая, что в нее можно интегрировать все новые разработки.

     Идеи, представляющие собой попытку предложить утопическое общее решение всех проблем – как например, концепции «вне бюджетирования» (Beyond Budgeting) или «всеобщего управления качеством» (Total Quality Management) – не являются инструментами долгосрочного использования. Устойчивыми являются те концепции, которые предлагают вариант конкретного решения проблемы и основываются на реалистичных допущениях.

     Типичными  ошибками контроллера являются:

    1. понимание своей роли как контролёра, но не как бизнес-партнера,
    2. использование в своей работе только данных из системы (бухгалтерского) учета
    3. рассмотрение задач контроллинга как задач оперативно-краткосрочных, но не как задач стратегических,
    4. неумение правильно наладить процесс коммуникации и обмена информацией.

     Кристиан Амрайн, региональный контролер по Восточной Европе компании Microsoft.

     «Контроллинг - это управление управлением». Сегодня среди специалистов все еще ведутся активные дискуссии на предмет необходимости контроллинга. Аргументы его противников заключаются в критике права на существование данной науки, достаточности используемых механизмов управления бизнесом. Вместе с тем нет единомыслия и в рядах приверженцев контроллинга. Все они по-разному видят предмет, совокупность объектов и методологию науки. Практика контроллинга зачастую лишь усугубляет ситуацию. Соответствующие службы компаний могут и исполнять сугубо ревизорские функции, и заниматься бюджетным контролем, и разрабатывать стратегические и оперативные планы компаний. Но ведь именно от того, насколько правильно определены объекты контроллинга и функциональные обязанности соответствующей службы, зависит эффективность данного инструмента.

     Для того чтобы понять, что должно входить  в функции контроллинговой службы, выделю то, к чему она не должна иметь отношения:

                А) бухгалтерский учет и отчетность - находятся в ведении бухгалтерии;

                Б) управленческий учет и бюджетирование - сфера активности финансовой службы;

                В) внутренний аудит - ответственность ревизоров и аудиторов;

                Г) стратегическое и оперативное планирование - входят в компетенцию все той же финансовой службы;

                Д) маркетинг, кадры, мерчандайзинг, разработки и т. д. - все это работа соответствующих подразделений.

     Что же остается контроллингу? Все вышеперечисленное! Менеджмент во всех сферах деятельности предприятия нуждается в управлении. Служба контроллинга компании должна исполнять функции по оптимизации управленческих процессов с целью повышения качества управленческих решений. Более детально это касается двух глобальных аспектов:

      • экономики предприятия и бизнес-процессов (подразумевается маркетинг, персонал, сбыт, производство, разработки);
      • системы управления, а именно менеджмента в сфере учета, планирования, контроля.

     Система контроллинга компании Microsoft многоуровневая и перекрестная. Горизонтальные уровни контроллинга представлены локальными контроллерами, региональными, корпоративными, которые осуществляют контроллинг экономики компании по функциональному признаку. Вертикальный уровень - уровень контроллинга управленческой системы. Под перекрестностью я подразумеваю взаимное проникновение информации между различными уровнями, что обеспечивает улучшенную оптимизацию управленческих процессов в обоих направлениях.

     Продавая  идентичные продукты по всему миру, мы стремимся учитывать региональные особенности - размеры нашего местного отделения в той или иной стране, уровень развития данного рынка  технологий. В соответствии с этими  глобальными показателями мы избираем подход к построению взаимоотношений  с локальным представительством, которое обладает уникальным пониманием ситуации и перспектив на этом рынке. И можно сказать, что, несмотря на использование целого ряда технологий, техник, справедливо утверждение: самым  важным элементом системы контроллинга являются наши люди.

     Аргументы «за» контроллинг: контроллинг - действенный инструмент, позволяющий:

      • управлять предприятием;
      • управлять затратами;
      • осуществлять контроль в области затрат и бюджетного процесса;
      • управлять процессом управления предприятием;
      • управлять стратегическим и оперативным планированием.

     Аргументы «против» контроллинга: ему нет места в общей теории управления (под общей теорией управления понимается совокупность дисциплин, связанных с управлением бизнесом);

      • он не имеет собственного инструментария воздействия на бизнес;
      • контроллинговые службы компаний выполняют работу других служб, не являясь носителями собственных функций и ответственности;
      • идеи теоретиков контроллинга не подтверждаются практикой.

     Владислав Толкач, консультант  в области контроллинга и управленческого учета. Практический опыт работы с компаниями в области контроллинга с 1999 года.

     Термин  «контроллинг» обозначает концепцию управления, которая синтезирует в себе управленческий учет, планирование, контроль и аналитическую работу. Единого понимания этого термина среди экспертов нет. Специалисты сходятся лишь в том, что отождествлять контроллинг с контролированием нельзя, так как английский глагол «to control» переводится не только как «контролировать», но и как «управлять», «регулировать».

     В немецкоязычной бизнес-среде, где, собственно, и зародилась идея контроллинга, он понимается как функция управленческого сервиса — то есть поддержки менеджмента в области стратегического и оперативного управления компанией. Этот сервис включает информационное обеспечение менеджмента финансовой и нефинансовой информацией и содействие процессу постановки целей и разработки планов и бюджетов. Кроме того, составным элементом контроллинга является собственно контроль — сравнение плановых значений с фактическими и анализ отклонений.

     Главная причина интереса к контроллингу — потребность в повышении эффективности деятельности компании за счет поиска внутренних резервов. Когда в компании заканчивается период безудержного роста, наступает время заглянуть «внутрь». В такой ситуации руководители начинают меньше инвестировать в развитие дистрибуции и рекламу и больше — в управленческие технологии.

     Если  обратиться к опыту европейских  стран, то в Германии, где контроллинг развивается с 50-х годов прошлого столетия, больший интерес к контроллингу традиционно проявляют крупные компании, что вполне понятно. По мере роста компании внутрифирменная прозрачность обычно пропадает, а желание держать руку на пульсе остается. Крупные компании могут себе позволить финансировать внедрение новых управленческих технологий, ведь если хотя бы одна из этих технологий «выстрелит», эффект от ее внедрения покроет затраты на все прочие «новинки». Малые и средние компании бюджетами на рискованные проекты, как правило, не располагают и дожидаются результатов внедрения новых идей в крупном бизнесе.

     В России в среднестатистической компании ведутся, как минимум, два учета — бухгалтерский и управленческий. Бухгалтерский учет связан со сбором и обработкой информации для предоставления ее внешним контролирующим и проверяющим госорганам, а управленческий строится в соответствии с принципами здравой экономической логики и дает понимание того, что на самом деле происходит в компании. Кроме того, многие отечественные компании ведут еще один учет — в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Информация о работе Что такое контроллинг. Мнения специалистов