Ценообразование в торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Содержание

1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке.
2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков.
2.1 Рынок совершенной (чистой) конкуренции
2.1 Рынок чистой монополии.
2.3 Монополистический рынок
2.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия
2.5 Влияние государства на внешнеторговые цены
3. Практика и методы определения внешнеторговых цен.
3.1 Контрактная цена.
3.2 Биржевые цены.
3.3 Цены аукционов.
3.4 Статистические внешнеторговые цены.
4. Особенности ценообразования в России.
5. Вывод.
6. Основные понятия.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Бух.учёт в торговле.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Цены аукционов - показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные. предметы искусства.

Статистические  внешнеторговые цены - публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

  • скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
  • скидка для эксклюзивного импортера, фирма- импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
  • скидка “сконто”, в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;
  • скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
  • скидки за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
  • дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного  случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально  предлагаемой цены. Безусловно, достигаются  и более существенные скидки.

4.ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

В период существования в СССР, в России централизованной плановой экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали конкретного производителя. Все операции - торговые и платежные - производились специализированными учреждениями внешнеторговыми объединениями и Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих законодательных актов о выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например, Магнитка или Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных “челноков”.

Приблизительно до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую в России продукцию были ниже мировых  в расчетах на конвертируемую валюту. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и некоторые другие, - в общей структуре цены не занимали значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам, гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны на большое количество товарных позиций.

В настоящее время  в России внутренние цены на многие экспортируемые товары (нефть, зерно  и др.) выше мировых. Причин для этого  много. Кризис в российской экономике  привел к падению объемов производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание производственных фондов, отсутствию новых технологий. Большое и, вероятно, негативное влияние оказывает наличие в России нескольких крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС”, о транспортниках (не случайно, именно транспортные тарифы выросли беспрецедентно).

В настоящее время  крупные фирмы и предприятия  России, экспортирующие и импортирующие  продукцию, как правило, имеют в  своем составе специализированные компании, работающие преимущественно  в сфере внешней торговли. Хотя их немного, но они достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть в число поставщиков или покупателей, например, “Норильского никеля”, в условиях мощной конкуренции новичкам практически невозможно. Здесь явная тенденция к монополизации.

Что касается системы  ценообразования, то российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо других “ценных” бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем “перебрасывается” на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

Отдельным важным практическим вопросом в области внутреннего  ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые  товары и услуги. Здесь на смену  “изобретениям” советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало всякие несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как отмечалось выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемых в декларации таможенной стоимости ввозимого товара, или рассчитываемых определенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”. Он предписывает последовательное применение шести следующих методов, если предшествующий невозможен:

  • по цене сделки с ввозимыми товарами;
  • по цене сделки с идентичными товарами;
  • по цене сделки с однородными товарами;
  • вычитание стоимости;
  • сложение стоимости и, наконец, резервный. Эта величина пересчитывается в рубли по валютному курсу и после добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению т.д.) и с учетом прибыли формируют внутреннюю цену.

В России принимаются  меры по рационализации импортного тарифа. Основные его положения сводятся к устранению ставок выше 30%. На сегодняшний день средний уровень ставок составляет 14% , а средний уровень на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в три раза выше, чем в промышленно развитых странах-членах ГАТТ/ВТО, но по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственное поддержание ведет к развитию монополизма, снижению эффективности производства и завышению потребительских цен.

Безусловно, с восстановлением  потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с  ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике  процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике.

ВЫВОД

В условиях рыночной экономики цена определяется соотношением спроса и предложения. В принципиальном плане процесс ценообразования  на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования на международных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли. Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования анализ спроса и предложения, проектирования цен - исходя из ситуации на рынке - и формирование контрактной цены. Валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских организаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений. Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. Международные валютные отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Денежные единицы стран становятся валютой, когда используются в международных экономических отношениях. В зависимости от степени свободы обмена национальной валюты на иностранную, различаются свободно конвертируемые (свободно используемые), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые) валюты. Соотношение между двумя валютами, цена одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, называется валютным курсом. Валютный курс испытывает на себе воздействие многочисленных факторов. Формирование устойчивых экономических отношений по поводу купли-продажи валюты и их правовое оформление образуют валютные системы (национальные, региональные и мировую). Валютная система состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. В истории мирового хозяйства насчитывается три мировых валютных системы (Парижская, Генуэзская и Бреттонвудская). В настоящее время действует Ямайская валютная система, в которой закреплено изменение роли и места основных промышленно развитых стран в мировой экономике во второй половине XX в. Валютная система России находится в стадии становления. Российский рубль является частично конвертируемой валютой. Экономические, политические, культурные связи между странами порождают денежные требования и обязательства, платежи по которым подлежат регулированию. С этой целью применяются различные формы международных расчетов. Выбор формы расчетов определяется рядом факторов. Некоторые формы расчетов более выгодны экспортеру, другие - импортеру. Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на количество и опосредованно - на цену, относятся квотирование, правила о преимущественном приобретении товаров местного производства, лицензирование, валютный контроль, произвольно устанавливаемые стандарты, административные проволочки и требования бартерного обмена. К мерам, регулирующим торговлю, прямо воздействующим на цены и опосредованно- на количество товаров, относятся таможенные тарифы, субсидии, законодательство о минимальных ценах, произвольная таможенная оценка и специальные сборы. Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Административные методы регулирования движения капитала на национальном уровне включают в себя правовой режим по содержанию, управлению и пользованию иностранными инвестициями, порядок допуска инвестиций и инвесторов, определение режима (национального, наиболее благоприятствуемой нации), порядок национализации и компенсации, перевод прибыли и репатриацию капитала и порядок урегулирования споров.

ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД - универсальная валютно-кредитная организация системы ООН. Занимает важное место в мировой валютной системе. Осуществляет регулирующие, консультативные и финансовые функции.

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА - группа международных финансовых организаций во главе с МБРР (созд. 1944 г.). Включает также Международную Финансовую Корпорацию - МФК (1956 г.). Международную ассоциацию развития - MAP (1960 г.) и Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций -МИГА (1988 г.).

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ - региональные банки и финансовые учреждения, предоставляющие финансовые ресурсы на цели развития, а также для закрепления и углубления интеграционных процессов в ряде регионов.

ЦЕНА - денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и  которую готов заплатить покупатель.

МИРОВАЯ ЦЕНА - цены мировых  товарных рынков или крупных экспортно-импортных  сделок, заключаемых на рынках соответствующих  товаров, в основных центрах мировой  торговли.

МИРОВЫЕ ТОВАРНЫЕ РЫНКИ - совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающиеся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм-поставщиков и покупателей.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ - стоимость товара на момент пересечения таможенной границы.

международные валютные отношения- общественные отношения, складывающиеся при функционировании валюты в мирохозяйственных  связях и обслуживающие обмен  результатами деятельности субъектов  мирового хозяйства.

ВАЛЮТА - денежная единица  страны, используемая во внешнеэкономических  связях и международных расчетах, а также международные (региональные) счетные валютные единицы.

ВАЛЮТНЫЙ КУРС - цена денежной единицы данной страны (национальной валюты), выраженная в денежных единицах другой страны, том или ином наборе валют или в международных (региональных) счетных валютных единицах.

ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - совокупность экономических отношений, связанных с функционированием  валюты, и форм их организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ - организация и регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим на базе экономических, политических, научно-технических и культурных отношений между государствами, юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.

Информация о работе Ценообразование в торговле