Анализ кредитоспособности предприятия ОАО «Хлебпродукт»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

теория и непосредственно анализ кредиспособности предприятия

Содержание

Введение

1. Понятие и критерии кредитоспособности предприятия

2. Общий анализ кредитоспособности предприятия
Составление агрегированного баланса
Расчет системы финансовых коэффициентов
Коэффициент платежеспособности
Коэффициент ликвидности
Оборотный капитал
Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)
Коэффициенты прибыльности
Коэффициент обслуживания долга
Оценка деловой активности предприятия
Анализ денежного потока
Анализ делового риска
Статистические прогнозные модели
Определение класса кредитоспособности предприятия
Рейтинговая оценка предприятия

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая по АФО.docx

— 88.51 Кб (Скачать)

Ульяновский государственный технический университет

Институт  авиационных технологий и управлений

Кафедра экономики, управления и информатики

 

 

Корчагина О.В.

 

«Анализ кредитоспособности предприятия ОАО «Хлебпродукт»

(Курсовая  работа)

 

 

 

Специальность : 08010965 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Предмет: Анализ финансовой отчетности

Группа: АБАву – 31

Руководитель: Костина Т.И.

Дата сдачи курсовой работы:

 

 

 

 

 

Оценка руководителя

 

_______________________________________(подпись руководителя, дата)

 

 

 

Ульяновск 2011

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Понятие и критерии кредитоспособности  предприятия

2. Общий анализ кредитоспособности  предприятия

  1. Составление агрегированного баланса
  2. Расчет системы финансовых коэффициентов
  3. Коэффициент платежеспособности
  4. Коэффициент ликвидности
  5. Оборотный капитал
  6. Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)
  7. Коэффициенты прибыльности
  8. Коэффициент обслуживания долга
  9. Оценка деловой активности предприятия
  10. Анализ денежного потока
  11. Анализ делового риска
  12. Статистические прогнозные модели
  13. Определение класса кредитоспособности предприятия
  14. Рейтинговая оценка предприятия

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         Задачи коренного улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают на первый план необходимость обоснования использования экономических методов управления кредитом и банками , ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги, обеспечить своевременный возврат ссуд, что имеет важное значение для повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.

Рассмотрение  проблем анализа кредитоспособности на современном этапе развития кредитного рынка в РФ представляет большой  интерес для банков. В этой области  необходимы как серьезные теоретические  и статистические исследования, так  и осмысление мирового опыта.

Перед кредитными учреждениями постоянно стоит задача выбора показателей для определения  способности заемщика выполнить  свои обязательства по своевременному и полному возврату кредита.

Сегодня эта проблема приобрела  особую остроту: экономические трудности серьезным образом отразились на деятельности коммерческих банков. Общеэкономическая функция банков по трансформации рисков существенно ослабла. Просроченная задолженность по ссудам продолжает расти высокими темпами.

Кредитная деятельность коммерческих банков наряду с тяжелой экономической ситуацией  осложняется отсутствием у многих из них отработанной методики оценки кредитоспособности, недостаточностью информационной базы для полноценного анализа финансового состояния  клиентов. Большинство средних и  мелких банков вообще не имеет должного аналитического аппарата и не поддерживает связь со специальными информационными, аналитическими и консалтинговыми  службами, сведения которых позволяют получить более точную оценку кредитоспособности заемщиков.

Полный  финансовый анализ для оценки кредитоспособности предприятия складывается, как правило, из трех частей: анализа его финансовых результатов, финансового состояния  и деловой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа  деятельности предприятия зависят  от цели его проведения. Для банка  нет необходимости проводить  финансовый анализ предприятия с  высокой степенью детализации, поскольку  при кредитовании главной целью  банка является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом. Но в  случае, когда анализ проводится самим  предприятием для выявления своих  «слабых мест», возможностей повышения  эффективности деятельности, устранения ошибок в производственном процессе и определения дальнейшего направления  развития, указанные составные части  детализируются до очень мелких аспектов функционирования предприятия.

Целью данной работы является проведение анализа кредитоспособности ОАО «Хлебпродукт» на основе совмещения отечественных и зарубежных альтернативных методик, скорректированных в связи со спецификой деятельности данного предприятия, состоянием современной финансовой отчетности и особенностями развития рыночных отношений в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ  КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Под кредитоспособностью  следует понимать такое финансово-хозяйственное  состояние предприятия, которое  дает уверенность в эффективном  использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с  условиями договора. Изучение банками  разнообразных факторов, которые  могут повлечь за собой непогашение  кредитов, или, напротив обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержание банковского анализа  кредитоспособности.

Кредитоспособность  заемщика в отличие от его платежеспособности не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-либо дату, а  прогнозирует способность к погашению  долга на ближайшую перспективу. Степень неплатежеспособности в  прошлом является одним из формальных показателей, на которые опираются при оценке кредитоспособности клиента. Если заемщик имеет просроченную задолженность, а баланс ликвиден и достаточен размер собственного капитала, то разовая задержка платежей банку в прошлом не является основанием для заключения о некредитоспособности клиента. Кредитоспособные клиенты не допускают длительных неплатежей банку, поставщикам, бюджету.

Уровень кредитоспособности клиента свидетельствует  о степени индивидуального (частного) риска банка связанного с выдачей  конкретной ссуды конкретному заемщику.

Основная  цель анализа кредитоспособности определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду  в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который  он готов взять на себя и размер кредита который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии кредитоспособности клиента: характер клиента, способность  заработать средства в ходе текущей  деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал, обеспечение  кредита, условия, в которых совершается  кредитная сделка, контроль (законодательная  основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка  и органов надзора).

Под характером клиента понимается его репутация  как юридического лица и репутация  менеджеров, степень ответственности  клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка.

ОАО « Хлебпродукт» как юридическое лицо имеет неплохую репутацию, так как уже около 60 лет функционирует в сфере производства муки и ее сбыта, кроме того предприятие сохраняет довольно устойчивое положение несмотря на общее банкротство крупных предприятий России и на проходящие время от времени экономические кризисы.

Помимо  этого предпритяие имеет достаточно приемлемую для получения займа кредитную историю, так как большую часть своей кредиторской задолженности погашает в срок на фоне повсеместной некредитоспособности других предприятий.

Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность  зарабатывать средства для погашения  долга в ходе текущей деятельности. Здесь целесообразно ориентироваться  на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

Капитал предприятия является не менее важным критерием кредитоспособности предприятия. При этом важны следующие два аспекта его оценки:

1) его  достаточность, которая анализируется  на основе требований Центрального  банка к минимальному уровню  уставного фонда (акционерного  капитала) и коэффициентов финансового  левереджа

2) степень  вложения собственного капитала  в кредитуемую операцию, что свидетельствует  о распределении риска между  банком и заемщиком. Чем больше  вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность  заемщика в тщательном отслеживании  факторов кредитного риска.

К условиям, в которых совершается кредитная  операция, относятся текущая или  прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка  и учитываются при решении  вопроса о стандартах банка для  оценки денежного потока, ликвидности  баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.

Последний критерий — контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием  его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов  на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная  основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового), насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующего качество ссуд.

Изложенные  критерии оценки кредитоспособности клиента  банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:

  • оценка делового риска;
  • оценка менеджмента;
  • оценка финансовой устойчивости предприятия на основе системы финансовых коэффициентов;
  • анализ финансового потока;
  • сбор информации о клиенте;
  • наблюдение за работой предприятия путем выхода на место.

Несмотря  на единство критериев и способов оценки, существует специфика в анализе кредитоспособности юридических и физических лиц, крупных, средних, и мелких клиентов. Эта специфика заключается в комбинации применяемых способов оценки, а также в их содержании.

 

 

2. ОБЩИЙ АНАЛИЗ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

 

Классическим  подходом к оценке кредитоспособности считается анализ финансового положения  заемщика по бухгалтерскому балансу.

Основной  источник информации для осуществления  анализа финансового состояния  предприятия — это форма № 1 для годовой и периодической  бухгалтерской отчетности предприятия  «Бухгалтерский баланс» и форма  № 2 для годовой и квартальной  бухгалтерской отчетности «Отчет о  финансовых результатах».

Общий анализ кредитоспособности заемщика является первым из двух основных этапов анализа  кредитоспособности предприятия заемщика и результатом его является составление  описания финансового состояния  предприятия-заемщика с указанием  специфических особенностей предприятия  и оценкой его финансового  положения.

На данном этапе, чтобы получить описание финансового  состояния заемщика, нужно: составить  агрегированный баланс предприятия; рассчитать систему финансовых коэффициентов  на основе агрегированных показателей  баланса и провести и анализ; сделать  анализ денежного потока: оценить  деловую активность и деловой  риск предприятия; сделать прогноз  финансового состояния предприятия  с помощью статистических моделей.

Подбор  этих показателей в данной работе осуществляется в целях их использования  российскими коммерческими банками  и самими предприятиями с учетом ограниченности информационной базы для  анализа кредитоспособности предприятий  в нынешних экономических условиях в России.

Предлагаемые  ниже показатели рассчитаны на их использование  при анализе баланса-нетто.

 

 

2.2.1 Коэффициент  платежеспособности

Под платежеспособностью  предприятия понимают его способность  и готовность своевременно и в  полном объеме произвести расчеты по кредиторской задолженности требующей  немедленного погашения денежными  средствами и их эквивалентами, имеющимися в его распоряжении.

Основными признаками платежеспособности являются:

а) наличие  в достаточном объеме средств  на расчетном счете;

б)отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Что касается текущей платежеспособности, то предприятие  считается платежеспособным, если сумма  текущих активов (запасов и затрат, денежных средств, дебиторской задолженности  и др.) больше его внешних обязательств краткосрочного характера или равна им.

Таким образом, формально показатель платежеспособности можно представить в следующем  виде:

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия ОАО «Хлебпродукт»