Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия и ее анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является дебиторско-кредиторская задолженность предприятия и ее анализ.

В соответствии с поставленной целью необходимо решать следующие задачи:

Рассмотрение понятия и сущности дебиторской и кредиторской задолженности;
Определение значения анализа дебиторской и кредиторской задолженности и методики его проведения;
Определить основные источники информации для проведения анализа и требования к ним;
Дать краткую характеристику предприятия ОАО «Эксплуатационное вагонное депо», рассмотреть структуру управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКО-КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 7
1.1. Понятие и структура дебиторской и кредиторской задолженности 7
1.2. Значение анализа дебиторско-кредиторской задолженности. Методика проведения анализа 15
1.3. Информационное обеспечение анализа дебиторско-кредиторской задолженности 25
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ВАГОННОЕ ДЕПО» 33
2.1. Краткая характеристика предприятия. Динамика основных экономических показателей. Структура управления 33
2.2. Анализ персонала и оплаты труда 38
2.3. Финансовый анализ деятельности предприятия за 2004-2006 гг. 42
3. АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКО-КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В ОАО «ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ВАГОННОЕ ДЕПО» ЗА 2004-2006 ГГ. И ПУТИ ЕЕ ОПТИМИЗАЦИИ 52
3.1. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 52
3.2. Анализ динамики и структуры кредиторской задолженности 57
3.3. Основные пути оптимизации дебиторско-кредиторской задолженности 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.22 Мб (Скачать)
    • выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств (т.е. получение предоплаты в размере 50 % на основании условий договора, обеспечение крупных сумм дебиторской задолженности залогом (материальными ценностями, имуществом, поручительством), использование вексельной формы расчетов;
    • определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины (при соблюдении сроков платежей, а так же при досрочном погашении задолженности при последующей работе с покупателями и заказчиками можно предоставлять со скидкой сопутствующие предмету договора услуги);
    • уменьшение бюджетных долгов (при соблюдении сроков погашения задолженности в бюджет и внебюджетные фонды сводится к минимуму риск наложения штрафов и начисления пени за просрочку платежей);
    • оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности (например, при досрочном получении сумм дебиторской задолженности полученные денежные средства можно направить на досрочное погашение кредитов, что снизит сумму процентов к уплате, либо направление полученных денежных средств на закупку материалов, либо направить полученные средства на краткосрочные финансовые вложения).

      В настоящее время общая сумма  дебиторской задолженности предприятия составляет около 2764 тыс. руб. Особенностью этого вида активов является большое число должников предприятия и относительно невысокий уровень задолженности каждого из них.

      В 2005-2006 гг. остаток краткосрочной  дебиторской задолженности на конец года имеет тенденцию к увеличению. В финансовый план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2006-2007 гг. на 450 тыс. руб. (за счет списания сумм просроченной невозможной для взыскания задолженности, и т.д.). Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. Для реализации этого мероприятия предполагается:

      - увеличить в составе предлагаемых услуг долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный потребительский спрос;

      - увеличить долю предоплаты;

      - активизировать работу юридической  службы по взысканию просроченной  части задолженности. 

      Также для увеличения эффективности использования  оборотных средств (путем снижения периода оборачиваемости) рекомендуется разработать мероприятия по реализации и списанию залежалых материалов, так как их наличие приводит к «омертвению» оборотного капитала, росту затрат на хранение и т.д.

      Произведем  расчет эффективности предложенных мероприятий.  Данные для расчетов представим в виде таблицы 3.3.1

      Таблица 3.3.1

      Исходные  данные для проведения анализа

Показатель 2006 г План 2007 г. Отклонение
Выручка, тыс.руб. 112569 120451 7882
Дебиторская задолженность, тыс. руб. 2764 2314 -450
Запасы  и материалы на складах 2331 1915 -416
Средняя стоимость оборотных средств, тыс. руб. 7302 6451 -850
 

     Для оценки оборачиваемости оборотного капитала используются:

     - коэффициент оборачиваемости

                                          Коб = Vр / СО                                                     (13)

     где Коб   — коэффициент оборачиваемости (в оборотах);

     Vр    — выручка от реализации продукции  (работ, услуг), тыс. руб.;

     СО   — средняя величина оборотного капитала, тыс. руб.

     Длительность  одного оборота рассчитывается по формуле

                                            Дл = Т / Коб                                                     (14)

     где Дл  - длительность периода обращения  оборотного капитала, в днях;

     Т     — отчетный период, в днях.

     В 2006 г. Коб0 = 112569 / 7302 = 15,41

     Дл0 = 365/15,41 = 23,68 дней.

     В 2007 г. Коб1 = 120451/ 6451  = 18,67

     Дл1 = 365/18,67 = 19,55 дня.

     Величину  абсолютной экономии (привлечения) оборотного капитала можно рассчитать двумя способами.

     1. Высвобождение (привлечение) оборотных средств из оборота определяется по формуле

                                       Δ СО = СО1 –СО0 * Кvp                                         (15)                       

     где   СО — величина экономии (—), привлечения (+) оборотного капитала;

     CO1, CO0     — средняя величина оборотного капитала организации за отчетный и базисный периоды;

     Кvp - коэффициент роста продукции (в относительных единицах).

      Δ СО = 6451 - 7302 * 1,07 =  -910,57 тыс. руб.

     2. Высвобождение (привлечение) оборотных средств в результате 
изменения продолжительности оборота рассчитывается по формуле

                                     ΔСО = (Дл1  - Дл0) * V1одн,                                  (16)              

     где Дл1 ,Дл0  - длительность одного оборота оборотных средств, в днях;

     V1одн  - однодневная реализация продукции, млн. руб.

     ΔСО = (19,55-23,68)*0,33 = - 1,36 млн. руб.

     Прирост объема продукции за счет ускорения  оборотных средств (при прочих равных условиях) можно определить, применяя метод цепных подстановок:

                                    Δ Vр = (Koб1-Koб0) * CO1                                    (17)

     Δ Vр = (18,47-15,41) * 6541 = 20015,46 тыс. руб.

     Влияние оборачиваемости оборотного капитала на приращение прибыли ΔР рассчитывается по формуле

                                    Δ Р = Р0 * (Коб1 / Коб0) – Р0                                   (18)                       

     где Р0 — прибыль за базисный период;

     Коб1 , Коб0  - коэффициенты оборачиваемости оборотных средств за отчетный и базисный периоды.

     Δ Р = 9781 * (18,47/15,41) – 9781 = 1942,23 тыс. руб.

      Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии ОАО «Эксплуатационное вагонное депо» проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к повышению прибыли предприятия почти в два раза (за счет увеличения коэффициента оборачиваемости и уменьшения периода оборачиваемости оборотных средств), а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

     Применительно к российским условиям, ведущие специалисты  в области управления финансами  предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

    • исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска (при рассмотрении партнеров ОАО «Эксплуатационное вагонное депо» одним из таких является «Транс Контакт Холдинг»;
    • периодический пересмотр предельной суммы кредита;
    • использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
    • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
    • определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
    • формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
    • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
    • использование современных форм рефинансирования задолженности;
    • диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

     В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

     Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

     1. Определение системы характеристик,  оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

     - объем хозяйственных операций  с покупателями и стабильность  их осуществления;

     - репутация покупателя в деловом  мире;

     - платежеспособность покупателя;

     - результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

     - состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

     - объем и состав чистых активов,  которые могут составлять обеспечение  кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

     2. Формирование и экспертиза информационной базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

     3. Группировка покупателей продукции  по уровню кредитоспособности  основывается на результатах  ее оценки и предусматривает  обычно выделение следующих их  категорий:

     - покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

     - покупатели, которым кредит может  быть предоставлен в ограниченном  объеме, определяемом уровнем допустимого  риска невозврата долга;

     - покупатели, которым кредит может  быть предоставлен в ограниченном  объеме, определяемом уровнем допустимого  риска невозврата долга;

Информация о работе Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия и ее анализ