Анализ использования МСА в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ создания, разработки и применения международных стандартов аудита, как на международном уровне, так и на национальном.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
проанализировать роль международных стандартов аудита в современном мире;
рассмотреть международные организации, занимающиеся вопросами создания и применения МСА в аудиторской деятельности;
раскрыть сущность МСА, а также рассмотреть группировку МСА;

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Роль международных стандартов аудита в аудиторской деятельности………………………………………………………..….….6
Место и роль МСА в системе экономических отношений……….6
Факторы, влияющие на развитие МСА……………………………10
Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности………………………………………..12
Значение и применение международных стандартов аудита ….…….15
2.1. Значение IAASB в области МСА.……............................................15
2.2. Назначение, структура и группировка МСА…………………….18
2.3. Применение МСА……………………………….………………….20
Анализ использования МСА в России………………………….……..22
3.1. МСА и российские правила аудиторской деятельности ………...22
3.2. Проблемы и тенденции внедрения МСА в России ……..………..27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников………...……………....

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

В настоящее  время осуществляется процесс реформирования как стандартов IAASB, так и российских федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД). Процесс пересмотра и принятия ФПСАД, естественно, осуществляется более медленными темпами, нежели процесс реформирования стандартов IAASB. В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности на сегодняшний день сложилась ситуация, что пересмотренные правила (стандарты), утвержденные в качестве ФПСАД, разрабатывались с учетом устаревшей версии МСА и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП).  В 2003г. начался глобальный пересмотр документов IAASB, связанных с внедрением новых стандартов, основанных на риске, что потребовало внесения изменений в большую часть существующих МСА и ПМАП. В результате российское аудиторское законодательство значительно отстало от международных норм и требует доработки. Кроме того, ФПСАД в отличие от документов IAASB:

    • имеют двухзначную сквозную нумерацию, зависящую от очереди принятия стандарта, а не его назначения и содержания, что затрудняет их восприятие;

 не классифицируются по группам;

среди стандартов числятся документы, аналогичные ПМАП, хотя они, по версии МФБ, не должны иметь  силы стандарта;

не содержат ссылок на соответствующие документы, регулирующие бухгалтерский учет и  отчетность (ПБУ, методические рекомендации и т.д.), тогда как в документах IAASB имеются аналогичные ссылки на МСФО, что способствует унифицированному восприятию тождественных понятий и обеспечивает единство подходов аудитора и бухгалтера при осуществлении профессиональной деятельности.

     Было  бы логично ликвидировать перечисленные расхождения, это позволило бы приблизить российскую аудиторскую практику к международной. Наглядно существующее положение на этом уровне нормативного регулирования аудиторской деятельности в России по сравнению с состоянием документов IAASB на начало 2008г. представлено в Приложении 1.

           Поскольку формирование нормативной  базы аудиторской деятельности  не закончено, Министерство финансов  РФ признает легитимными часть  правил (стандартов), не имеющих статус  федеральных, но действующих до утверждения полного комплекса ФПСАД. Часть из них имеет аналоги среди стандартов IAASB, другая часть обусловлена особенностями отечественной аудиторской практики и законодательства, что четко отражено в таблице.

                                                                                     Таблица 3.1.

ؤهéٌٍâَ‏ùèه ïًàâèëà (ٌٍàينàًٍû) àَنèٍîًٌêîé نهےٍهëüيîٌٍè, îنîلًهييûه تîىèٌٌèهé ïî àَنèٍîًٌêîé نهےٍهëüيîٌٍè, è èُ ٌâےçü ٌ جرہ 

حàèىهيîâàيèه ïًàâèëà (ٌٍàينàًٍà) àَنèٍîًٌêîé نهےٍهëüيîٌٍè حàëè÷èه èëè îٌٌٍٍٍَâèه àيàëîمà â ٌٍàينàًٍàُ IAASB, ïîےٌيهيèے
دèٌüىهييàے èيôîًىàِèے àَنèٍîًà ًَêîâîنٌٍâَ ‎êîيîىè÷هٌêîمî ٌَلْهêٍà ïî ًهçَëüٍàٍàى ïًîâهنهيèے àَنèٍà ×àٌٍè÷يî ïîëîوهيèے, àيàëîمè÷يûه âêë‏÷هييûى â نàييîه ïًàâèëî (ٌٍàينàًٍ) àَنèٍîًٌêîé نهےٍهëüيîٌٍè, èىه‏ٌٍے â جرہ 260 «رîîلùهيèه èيôîًىàِèè ïî âîïًîٌàى àَنèٍà ëèِàى, îٍâه÷à‏ùèى çà َïًàâëهيèه», يî êîًهييûى îٍëè÷èهى ًîٌٌèéٌêîمî ïًàâèëà (ٌٍàينàًٍà) ےâëےهٌٍے ًٍهلîâàيèه ïًهنîٌٍàâëهيèے èيôîًىàِèè â ïèٌüىهييîى âèنه. فٍî ïîلَونàهٍ ًَêîâîنٌٍâî لîëهه ٌهًüهçيî îٍيîٌèٌٍے ê çàىه÷àيèےى àَنèٍîًà è èٌïًàâëهيè‏ îليàًَوهييûُ îّèلîê
ہَنèٍ â ٌَëîâèےُ êîىïü‏ٍهًيîé îلًàلîٍêè نàييûُ. دًîâهنهيèه àَنèٍà ٌ ïîىîùü‏ êîىïü‏ٍهًîâ ؤî êîيِà 2004 م. ٌَùهٌٍâîâàëè àيàëîمè ًٌهنè نîêَىهيٍîâ IAASB, يî يهîلُîنèىîٌٍü â ‎ٍèُ نîêَىهيٍàُ îٍïàëà â ٌâےçè ٌî âٌٍَïëهيèهى â نهéٌٍâèه يîâûُ ًهنàêِèé ٌٍàينàًٍîâ, êàٌà‏ùèٌُے ïîيèىàيèے لèçيهٌà è îِهيêè ًèٌêîâ èٌêàوهيèé, êîٍîًûه ٌîنهًوàٍ âîïًîٌû êîىïü‏ٍهًيîé îلًàلîٍêè نàييûُ, à ٍàêوه â ٌâےçè ٌ ٌîâهًّهيٌٍâîâàيèهى êîىïü‏ٍهًيûُ ٍهُيîëîمèé è ٌٍَàًهâàيèهى ïîëîوهيèé نàييûُ نîêَىهيٍîâ
خلùهيèه ٌ ًَêîâîنٌٍâîى ‎êîيîىè÷هٌêîمî ٌَلْهêٍà رَùهٌٍâîâàë àيàëîمè÷يûé نîêَىهيٍ, îٍىهيهييûé â è‏يه 2001 م.; همî َىهٌٍيûه ïîëîوهيèے âîّëè â نًَمèه ٌٍàينàًٍû
صàًàêٍهًèٌٍèêà ٌîïٌٍٍَâَ‏ùèُ àَنèٍَ ٌَëَم è ًٍهلîâàيèے, ïًهنْےâëےهىûه ê يèى ہيàëîمà يهٍ. دًàâèëî (ٌٍàينàًٍ) îïًهنهëےهٍ ïîنًîليûé ïهًه÷هيü ٌîïٌٍٍَâَ‏ùèُ àَنèٍَ ٌَëَم, â ٍîى ÷èٌëه يهٌîâىهٌٍèىûُ ٌ ïًîâهًêîé, يه êàٌàےٌü çàنàيèé, îلهٌïه÷èâà‏ùèُ َâهًهييîٌٍü
زًهلîâàيèے, ïًهنْےâëےهىûه ê âيًٍَهييèى ٌٍàينàًٍàى àَنèٍîًٌêèُ îًمàيèçàِèé حàëè÷èه âيًٍَèôèًىهييûُ ٌٍàينàًٍîâ àَنèٍîًٌêîé نهےٍهëüيîٌٍè ےâëےهٌٍے ٌîمëàٌيî ًîٌٌèéٌêîىَ çàêîيîنàٍهëüٌٍâَ îنيèى èç ôàêٍîًîâ îلهٌïه÷هيèے êà÷هٌٍâà àَنèٍîًٌêèُ ٌَëَم
دًàâà è îلےçàييîٌٍè àَنèٍîًٌêèُ îًمàيèçàِèé è ïًîâهًےهىûُ ‎êîيîىè÷هٌêèُ ٌَلْهêٍîâ دًàâèëî (ٌٍàينàًٍ) ًهمëàىهيٍèًîâàëî ïًàâà è îلےçàييîٌٍè àَنèٍîًîâ è àَنèًَهىûُ ëèِ, ٍàê êàê نî ïًèيےٍèے ٌîîٍâهٌٍٍâَ‏ùهمî شهنهًàëüيîمî çàêîيà ‎ٍèى àٌïهêٍàى يه لûëî َنهëهيî نîëويîمî âيèىàيèے âî آًهىهييûُ ïًàâèëàُ àَنèٍîًٌêîé نهےٍهëüيîٌٍè
 

Как видно из информации, приведенной в таблице 3.1.,основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в России, а действия ПСАД, аналогичных упраздненным документам IAASB, предполагается прекратить по окончании процесса разработки и принятия ФПСАД.

     В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то, чтобы  закончить формирование нормативной  базы российского аудита и привести ее в соответствии с международными стандартами. После завершения этой работы можно будет претендовать на мировое признание перехода российского аудита на международные стандарты. 

     3.2. Проблемы и тенденции  внедрения МСА  в России

     Аудиторские организации России в достаточной степени укрепили свои позиции. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).

     Известно, что в октябре 2000 г. при участии  Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в  свет первый официальный перевод  международных стандартов аудита на русский язык. Однако попытки использовать в качестве российских регламентирующих документов перевод международных стандартов аудита не имели успеха, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский. Международные стандарты аудита написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций. Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.

     Следует обратить внимание на несколько необычное  двойное наименование таких регламентирующих документов, как правила (стандарты). С одной стороны, это связано  с тем, что документы действительно представляют собой общие правила проведения аудита, а с другой - это аналог стандартов аудита, существующих в развитых странах либо принятых профессиональными международными ассоциациями (не путать с инженерно-техническими документами, также традиционно называемыми у нас стандартами, для утверждения которых существуют специальные организации и процедуры).

Российская экономика  нуждается в западных инвестициях  в конкретные предприятия, для получения  которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность. Сторонние инвесторы заинтересованы в том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.

Тем не менее, у данной точки зрения есть противники, считающие, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране международных стандартов аудита или местных стандартов, основанных на них. При этом они ссылаются на то, что большинство клиентов гораздо сильнее заинтересованы в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в абстрактном "подтверждении достоверности". К сожалению, в России пока мало квалифицированных инвесторов, действительно анализирующих баланс и данные о прежних прибылях, чтобы принять решение об инвестировании.

Ключевой проблемой  при внедрении международных  стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами. На сегодняшний день квалификация работников государственных контрольно-ревизионных органов не всегда позволяет им разбираться в тонкостях методики аудита. Не в состоянии государство и ассигновать достаточные средства на рост штата государственных проверяющих. У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.

В отличие от государственных органов общественные организации аудиторов могли бы наладить систему взаимопроверок качества аудита и соблюдения стандартов среди своих членов. Решился бы и вопрос финансирования таких проверок, например, за счет членских взносов участников объединений. Квалифицированные специалисты, разбирающиеся в методике и стандартах аудита, в сезон пониженной нагрузки аудиторов могли бы по согласованному графику проверять друг друга. Однако возникают опасения, что такие проверки будут недостаточно строгими. В настоящее время в России существует большое количество профессиональных объединений, конкурирующих между собой за приток новых членов и поступление от них членских взносов и объективно не заинтересованных в том, чтобы отпугивать специалистов и аудиторские организации строгими требованиями. Кроме того, некоторые аудиторы опасаются, что пришедшие к ним с проверкой коллеги из другой аудиторской фирмы могут переманивать клиентов, заимствовать методические секреты и "ноу-хау", постараются убрать конкурента, ложно обвинив его в низком качестве аудита.

Одна из проблем, связанных с внедрением международных  стандартов аудита в российскую практику, заключается в том, что российские аудиторы плохо представляют себе, что понимается под международными стандартами аудита; далеко не все российские аудиторы хорошо знакомы даже с отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, хотя они опубликованы на русском языке и не раз комментировались специалистами.

На современном  этапе развития аудита в его результатах заинтересованы не только собственники, но и сами экономические субъекты, нормальное развитие которых зачастую невозможно без привлечения средств инвесторов, спонсоров и кредиторов. Для того чтобы привлечь финансовые вложения, экономический субъект должен быть преуспевающим, а его финансовая (бухгалтерская) отчетность - вызывать доверие у потенциальных инвесторов и кредиторов.

За последние  десятилетия значительно повысились требования к организации системы  учета и отчетности. Появились  новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность такой отчетности. Ни один солидный западный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность. Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

Пользователи  бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность. Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности. Аудиторское заключение должно давать пользователям ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление о финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.

Определение цели аудита дано в ФЗ "Об аудиторской  деятельности"; она заключается  в выражении мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

Однако недостаточно проверять отчетность на простое  соответствие нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Необходимо также проверить, обеспечивают ли способы отражения объектов бухгалтерского учета для данного предприятия достоверности их отражения в бухгалтерской отчетности. В ходе проверки аудитор обязан определить выбранные предприятием способы бухгалтерского учета, отрицательно влияющие на достоверность бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Анализ использования МСА в России