Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях перевозки в процессе обращения выполняет в основном транспорт общего пользования - железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированный транспорт - трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с общей магистральной транспортной системой. Эти виды транспорта (вместе с системой складов) являются материальной основой процесса обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….4
1 Анализ перевозок грузов и грузооборота……………………………….5
1.1 Общий анализ объема перевозок и грузооборота…………………….5
1.2 Анализ объема перевозок грузов по клиентам…………………………11
1.3 Анализ объема перевозок по номенклатуре грузов……………………14
2 Анализ использования трудовых ресурсов………………………...........17
2.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами……….17
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов…………………………………..18
2.3 Анализ производительности труда………………………………………20
2.4Анализ фонда заработной платы…………………………………………27
3 Анализ себестоимости автомобильных перевозок……………………….31
3.1 Анализ общей суммы затрат……………………………………………..31
3.2 Анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объема выполненных работ……………………………………………………………34
3.3Анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы в себестоимости…………………………………………………………39
4 Анализ прибыли и рентабельности перевозок……………………………44
4.1 Анализ прибыли автотранспортной организации……………………..44
4.2 Анализ рентабельности перевозок……………………………………….47
Заключение…………………………………………………………………….51
Список использованных источников………………………………………54

Работа содержит 1 файл

курсовая АХД распечатка.docx

— 254.23 Кб (Скачать)

где Р — объем выполненного грузооборота, ткм;

Т1ткм — тариф за 1 ткм, руб.;

S — себестоимость единицы транспортной работы,тыс руб.

П = 48255* (830 – 702) = 6 176 540 (тыс. руб.)

П' = 49359 * (825 –696) = 6 367 311(тыс.руб.)

В последнее время все  больший интерес проявляется  к методике анализа прибыли, которая  базируется на делении всех затрат на переменные и постоянные. Данная методика позволяет установить взаимосвязь между объемом производства, себестоимостью и прибылью. Такой подход называется маржинальным анализом, в основе которого лежит маржинальный доход (формула 4.2).

МД = П + TFC,                                            (4.2)

где МД — маржинальный доход;

П — прибыль;

TFC — суммарные постоянные издержки.

Тогда прибыль будет равна (формула 4.3):

П = МД – TFC                                              (4.3)

Величина прибыли от перевозок исчисляется по формуле 4.4:

П = Р * (Т1ткм без н. – AVC) – TFC,                             (4.4)

где Т1ткм без н. — тариф за 1 ткм без косвенных налогов, руб.

AVC — средние переменные издержки, руб.

Средние переменные издержки рассчитываются по формуле 4.5:

AVC = (0,7 * ЗП + Зпер.) / Р                                  (4.5)

AVC = (0,7 * 7576035,61+ 19580927,39) / 48255= 515,7(руб.)

AVC' = (0,7 * 7662974,43+ 20094762,29) / 49359 = 515,8 (руб.)

Суммарные постоянные издержки определяются по формуле 4.6:

TFC = (S – AVC) * Р                                            (4.6)

 TFC = (702 – 515,7) * 48255= 8 989 906 (тыс.руб.)

TFC' = (696 – 515,8) * 49359= 8894491,8 ( тыс.руб.)

Исходные данные для анализа прибыли и рентабельности отражены в таблице 4.1.

Таблица 4.1 — Исходные данные для анализа прибыли и рентабельности

Показатель

План

Факт

1

Общий грузооборот, тыс. ткм

48255

49359

2

Тариф за 1 ткм без налогов, руб.

830

825

3

Себестоимость, руб.

702

696

3.1

АVС, руб.

515,7

515,8

4

TFC, руб.

8 989 906

8894491,8


На основе данных таблицы 4.1 и используя способ цепной подстановки, проведем анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли.

Ппл = Р * (Т1ткм без н. – AVC) – TFC                         (4.7)

Ппл = 48255* (830 – 515,7) – 8 989 906 = 6176640,5 (тыс.руб.)

Пусл.1 = Р' * (Т1ткм без н. – AVC) – TFC                        (4.8)

Пусл.1 = 49359 * (830 – 515,7) – 8 989 906 = 6523627 (тыс.руб.)

Пусл.2 = Р' * (Т'1ткм без н. – AVC) – TFC                       (4.9)

Пусл.2 = 49359 * (825 – 515,7) – 8 989 906 = 6276832 (тыс.руб.)

Пусл.3 = Р' * (Т'1ткм без н. – AVC') – TFC                      (4.10)

Пусл.3 = 49359 * (825 – 515,8) – 8 989 906 = 6271896,8 (тыс.руб.)

Пф = Р' * (Т'1ткм без н. – AVC') – TFC'                      (4.11)

Пф = 49359 * (825 – 515,8) – 8894491,8 = 6 367 311 (тыс.руб.)

В результате анализа выясним, на сколько изменилась прибыль за рассматриваемый период (формула 4.12):

DП = Пф – Ппл                                          (4.12)

DП = 6 367 311 – 6176640,5 = 190670,5 (тыс.руб.)

В том числе:

– за счет увеличения объема выполненной транспортной работы (формула 4.13):

Р = Пусл.1 – Ппл                                         (4.13)

Р = 6523627– 6176640,5 = 346 986,5 (руб.)

– за счет увеличения тарифа за 1 ткм (формула 4.14):

Т 1ткм без н. = Пусл.2 – Пусл.1                                 (4.14)

Т 1 ткм без н. = 6276832 – 6523627 = -246795 (руб.)

– за счет увеличения средних переменных затрат (формула 4.15):

AVC = Пусл.3 – Пусл.2                                        (4.15)

AVC = 6271896,8 – 6276832 = – 4935,2 (тыс. руб.)

– за счет увеличения суммарных постоянных затрат (формула 4.16):

TFC = Пф – Пусл.3                                          (4.16)

TFC = 6271896,8 – 6 367 311 = – 95414,2 (тыс.руб.)

В результате проведенных расчетов видно, что прибыль в отчетном периоде по сравнению с планом выросла на 190670,5 тыс. руб. При этом увеличение объема выполненной транспортной работы и снижения тарифа за 1 ткм способствовали повышению прибыли на 346 986,5тыс.  руб. и снижению на 246795 руб. соответственно.

Отрицательное влияние на изменение прибыли в отчетном периоде оказали и увеличение средних переменных затрат и суммарных постоянных расходов. В результате, данные факторы привели к снижению прибыли на 4935,2 руб. и на 95414,2 руб. соответственно.

Для успешного функционирования и достижения высоких результатов  работы на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия  по увеличению прибыли. Эти мероприятия  могут быть следующего характера:

– увеличение объемов перевозок;

– повышение качества выполнения перевозок за счет автоматизации и механизации производства, экономии всех видов ресурсов, повышения квалификации водителей и прочего персонала, роста производительности труда, наиболее полной загрузки основных фондов;

– снижение себестоимости перевозок за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

– расширение рынка услуг, поиск новых клиентов и др.

4.2 Анализ рентабельности перевозок

 

При анализе рентабельности продукции (работ, услуг) по международным  стандартам руководствуются теми же принципами, что и при анализе  прибыли. Расчетную формулу по рентабельности можно представить в следующем  виде (формула 4.17):

, %                       (4.17)

Проведем анализ рентабельности:

, %                       (4.18)

, %                   (4.19)

Rусл1=(49359 * (830 – 515,7) – 8 989 906)/(49359*515,7+8989906)=18,9%

, %                     (4.20)

Rусл2= (49359 * (825 – 515,7) – 8 989 906)/(49359*515,7+8989906)=15,8%

           

, %                        (4.21)

Rусл3= (49359 * (825 – 515,8) – 8 989 906) /(49359*515,8+8989906)=18,2%   

, %                       (4.22)

Rф= (49359 * (825 – 515,8) – 8894491,8)/(49359*515,8+8894491,8)= 18,5%

В результате анализа выясним, на сколько изменилась рентабельность за рассматриваемый период (формула 4.23):

DR = Rф – Rпл                                                  (4.23)

DR = 18,5– 18,23 = 0,527%

В том числе:

– за счет увеличения объема грузооборота (формула 4.24):

DRР = Rусл.1 – Rпл                                              (4.24)

DRР = 18,8 – 18,23= 0,57%

– за счет увеличения тарифа за 1 ткм (формула 4.25):

DRТ 1 ткм без н. = Rусл.2 – Rусл.1                                  (4.25)

DRТ 1 ткм без н. = 15,8 – 18,7= -2,9%

– за счет увеличения средних переменных затрат (формула 4.26):

DRAVC = Rусл.3 – Rусл.2                                       (4.26)

DRAVC = 18,27 – 15,8 = 2,47%

– за счет увеличения суммарных постоянных затрат (формула 4.27):

DRTFC = Rф – Rусл.3                                         (4.27)

DRTFC = 18,5 – 18.2 = 0,3%

Таким образом, в результате проведенных расчетов можно сделать вывод, что рентабельность в отчетном периоде по сравнению с планом выросла на 0,527%. При этом увеличение объема грузооборота и снижение суммарных постоянных затрат способствовали повышению рентабельности на 0,57% и на 0,3% соответственно.

Негативное влияние на изменение рентабельности оказали снижение тарифа за 1 ткм, что факторы привело к снижению рентабельности на 2,9% .

Для увеличения суммы прибыли и размера рентабельности предприятие должно стремиться к повышению объема транспортной работы и снижению суммарных постоянных расходов и средних переменных затрат. Для достижения этого организация должна проводить доукомплектование парка подвижного состава новыми автомобилями большей грузоподъемности; устанавливать оптимальные маршруты движения; повышать уровень механизации погрузочных работ; сокращать затраты времени на вспомогательные работы; осуществлять совершенствование клиентской базы и др.

Следовательно, осуществление данных мероприятия положительно повлияет на дальнейшую работу предприятия.

При проведении маржинального  анализа необходимо выявить взаимосвязь  между объемом выполненных работ, затратами и прибылью. Для определения  безубыточного объема грузооборота воспользуемся аналитическим и  графическим способами.

При использовании аналитического способа безубыточный объем грузооборота (Рб/у) исчисляется по формуле 4.28:

Рб/у = TFC / (T1ткм без н. – AVC)                                   (4.28)

Рб/у = 8989906 / (830 – 515,7) = 28602,95 (тыс.ткм)

График взаимосвязи между  затратами, доходом и объемом  транспортной работы приведен на рисунке 4.1.

 

 

 

  доход,тыс. руб


 ВР


40721175 


TC

   34350021


  TVC


                  

 

TFC


    8894491.8

                                                                                                    


                                                             28602,95                    49359       грузооборот ,тыс .т

Рисунок 4.1 — График взаимосвязи между затратами, доходом  и объемом транспортной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ хозяйственной  деятельности предприятий любых  форм собственности является неотъемлемой частью управленческих решений всех уровней. Анализ изучает все стороны деятельности организации: производство, снабжение, реализацию, финансы в их взаимодействии и взаимообусловленности, работу всех функциональных служб и внутренних подразделений. Он позволяет выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия и служит базой для принятия оптимальных управленческих решений и достижения высоких результатов работы.

В данной курсовой работе был  произведен анализ производственно-хозяйственной  деятельности автотранспортной организации.

В первом разделе был осуществлен  анализ объема перевозок грузов и  грузооборота. Так, в отчетном периоде  по сравнению с планом объем перевозок  вырос на 15,3% и составил 758199 т. Увеличение грузооборота произошло на 2,3%(49358 тыс.ткм).

Повышение грузооборота связано  с повышением коэффикиента выпуска автомобилей на линию(102,99%), коэффициентом использования грузоподъемности ,увеличением среднесписочного количества автомобилей, занимающихся сдельными перевозками, коэффициента использования грузоподъемности, технической скорости движения подвижного состава, коэффициента использования пробега и коэффициента выпуска автомобилей на линию. Так, за счет данных факторов грузооборот вырос на 4,82%, 5,27%, соответственно.

Отрицательное влияние на изменение грузооборота оказали  снижение среднесписочного количества автомобилей, средней номинальной грузоподъемности, и повышение времени простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку. В итоге эти факторы привели к уменьшению грузооборота на 1%, 3,4%, и 9% соответственно.

Во втором разделе курсовой работы был проведен анализ обеспеченности автотранспортной организации трудовыми ресурсами и их движения. В процессе анализа было установлено, что численность работников в отчетном периоде увеличилась по сравнению с планом на 4 человека( 1,6%) и равна 255 человека. При этом наибольший удельный вес в общей численности персонала по плану и по факту занимают рабочие (по плану — 85,35%, по факту — 84,45%).

Производительность труда  является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Результаты расчета показали, что фактическая  величина производительности труда  по сравнению с планом выросла на 1,45% и равна 219458,47 тыс. руб. При этом увеличение общей суммы доходов положительно повлияло на изменение производительности труда. Так, за счет них она повысилась на 0,53%, в том числе за счет доходов от сдельных перевозок –на 1,43 %, за счет доходов от почасовых перевозок снизилась на 0,89, за счет доходов от прочей деятельности снизилась на 0,01%.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия