Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ЭЛКА-М»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа, для определения способов улучшения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели обозначены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- показать методы анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- рассмотреть финансовую отчетность, как информационно-правовую базу для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- провести анализ финансовых результатов предприятия;
- разработать основные рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия и повышения его финансовых результатов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 115.57 Кб (Скачать)

    Классификация видов анализа финансово-хозяйственной  деятельности представлена в таблице 1.1 [4, с.16].

    Таблица 1.1 - Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов

Признак классификации Вид анализа
По  функциям управления
Уровень информационного обеспечения - внутренний  управленческий анализ

- внешний  финансовый анализ

Содержание  процесса управления - перспективный  (предварительный) анализ

- ретроспективный  (последующий) анализ

- оперативный  анализ

- итоговый (заключительный) анализ 

Характер  объектов управления - анализ стадий  расширенного воспроизводства

- отраслевой  анализ

- анализ  ведомств и предприятий

-анализ  составных элементов производства  и производственных отношений

Прочие  виды классификации
Субъекты  анализа - анализ по  заданию руководства и экономических  служб

- анализ  по заданию собственников и  органов управления

Периодичность - годовой анализ

- квартальный  анализ

- месячный  анализ

- декадный  анализ

-ежедневный  анализ

Содержание  и полнота изучаемых вопросов - полный анализ

- локальный  анализ

- тематический  анализ

Методы  изучения объекта - комплектный  анализ

- системный  анализ

- сравнительный  анализ

- сплошной  анализ

- выборочный  анализ

Степень автоматизации работ - анализ с  использованием ПЭВМ

- анализ  без применения ПЭВМ

 

    С точки зрения направленности анализа, финансово-хозяйственной деятельности предприятия во времени, следует  выделить два главных аспекта  – ретроспективный и перспективный. Ретроспективный анализ направлен  в прошлое и имеет дело с  уже имевшими место фактами и  результатами.

    Для успешной деятельности предприятия  в будущем гораздо важнее перспективный  анализ, который направлен в будущее  и служит для исследования возможных  вариантов развития предприятия  и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать  существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в  будущем, а также степень этого  влияния.

    Сведения, полученные по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс  возможный значений исследуемых  характеристик. Однако без такого прогнозирования  невозможно представить себе ни оперативное  и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности хозяйствующего субъекта.

    Различия  между оперативным, тактическим  и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов  и особенностями хозяйственной  деятельности предприятия. Контроль текущей  деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной  перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование  – стратегическим анализом.

    Анализ  финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть более  или менее развернутым, углубленным  или наоборот, экспресс-анализом. Анализу  может подвергаться какое-то одно направление  деятельности (например, анализ размещения и особенностей функционирования сбытовой сети или анализ денежных или иных расчетов предприятия) – в этом случае анализ будет тематическим. Если же в сферу интересов аналитической  группы входит все предприятие как  комплекс, тогда такой анализ следует  называть комплексным.

    В ряде случаев анализируются специальные  аспекты деятельности предприятий, и тогда терминология, касающаяся видов анализа, отражает природу  анализируемых аспектов: инвестиционный анализ подразумевает разработку и оценку инвестиционных программ предприятия, в рамках маркетингового анализа проводится изучение рынков сбыта производимой продукции и т.д.. 

    1.2. Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности  

    Методом экономического анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи  и взаимосвязанности [11, с. 5-7].

    Характерными  особенностями метода экономического анализа являются:

    - использование системы аналитических  показателей, всестороннее характеризующих  финансово-хозяйственную деятельность  организации;

    - изучение причин изменения этих  показателей;

    - выявление и измерение причинно-следственных  связей между ними.

    Методика  анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное  приложение метода.

    В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.

    Все аналитические методы можно сгруппировать  в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

    К качественным (неформализованным, логическим) методам относят аналитические  приемы и способы, основанные на логическом мышлении, на использовании профессионального  опыта аналитика, на профессиональной интуиции. К ним относятся:

    - метод сравнения;

    - метод построения систем аналитических  таблиц;

    - метод построения систем аналитических  показателей;

    - метод экспертных оценок;

    - метод сценариев;

    - психологические и морфологические  методы и т.п. 

    Количественные (формализованные) методы– это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного с помощью уже логических методов.

    Количественные  методы можно разделить на: бухгалтерские, статистические, классические метода анализа, экономико-математические и т.д.

    Анализируя  финансовую отчетность, можно использовать различные методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового  анализа относятся:

    1) метод абсолютных, относительных  и средних величин;

    2) метод сравнения;

    3) вертикальный анализ;

    4)горизонтальный  анализ;

    5) трендовый анализ;

    6) факторный анализ;

    7) анализ с помощью финансовых  коэффициентов;

    8) метод экспертных оценок;

    9) метод детализации;

    10) метод построения дерева решений.

    В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или  явления (совокупности). Эта информация, как правило, представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут  быть абсолютными, относительными и  средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.

    1) Метод абсолютных величин характеризуют  численность, объем (размер) изучаемого  процесса. Абсолютные величины всегда  имеют какую-нибудь единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

    Натуральные единицы измерения применяют  в тех случаях, когда единица  измерения соответствует потребительским  свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и  тоннах, то, что касается электрической  энергии, измеряется в киловаттах и  т.д. .

    Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и  служащими время учитывается  в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта –  в тонно-километрах и т.д.

    Если  некоторые разновидности продукции  соответствуют общим потребительским  свойствам, то обобщенные итоги по выпуску  разных видов продукции можно  получить, используя условно-натуральные  единицы. В этом случае один из видов  принимается в качестве единого  измерителя, а другие приводятся к  этому измерителю с помощью соответствующих  коэффициентов пересчета.

    Когда на уровне предприятия или отрасли  обобщаются учетные данные, то широко используются стоимостные (денежные) абсолютные показатели. К ним, например, относятся: цена единицы продукции; выручка  от продажи продукции, работ, услуг; величина расходов и прибыли, величина задолженности и др.

    Следует также отметить, что абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом  собранных данных, или расчетным  путем.

    Расчетным абсолютным показателем, например, является абсолютное отклонение. Это разница  между двумя абсолютными одноименными показателями:

    ±ΔП = П1 – П0,      (1)

    где П1 – значение абсолютного показателя в отчетном периоде, П0 – значение абсолютного показателя в базисном периоде, ΔП – абсолютное отклонение (изменение) показателя.

    2) Относительная величина вычисляется  как отношение фактического значения  показателя к базе сравнения,  т.е. путем деления одной величины  на: другую. Относительная величина  исчисляется в долях единицы,  коэффициентах.

    Сопоставлять  можно одноименные показатели, относящиеся  к различным периодам, различным  объектам или разным территориям. Результат  такого сопоставления представлен:

    - коэффициентом (база сравнения  принята за единицу) или

    - выражен в процентах и показывает, во сколько раз или на сколько 

    процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

    Результатом соотношения одноименных показателей  могут быть следующие относительные  показатели.

    а) Относительные величины динамики, которые  характеризуют изменение процесса во времени, и показывают, во сколько  раз увеличился (уменьшился) уровень  изучаемого показателя по сравнению  с предыдущим периодом времени.

    б) Относительные величины координации  отражают соотношение между частями  одного целого. К таким величинам  относятся, например, соотношение между  величиной заемного и собственного капитала предприятия, между численностью рабочих и административно-управленческим персоналом организации и т.д. Относительные  величины координации могут показывать, сколько единиц одной части приходятся на 100 или 1000 единиц другой части.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ЭЛКА-М»